Урок физики в 7 классе по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Кудинова Любовь Анатольевна

Разработка урока  физики в 7 классе  по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов".  Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_7.docx30.22 КБ
Office presentation icon davlenie_tvyordyh_tel_zhidkostey_i_gazov.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 7-м классе по теме

"Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (обобщение).

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов";
  • развитие умений применять знания на практике;
  • развитие познавательных умений (наблюдать, делать опыты);
  • развитие общетрудовых умений (умение пользовать приборами, оценивать, контролировать свои действия);
  • умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Оборудование: ПК, проекционный аппарат, экран, мензурка, линейка, весы, динамометр, оборудование для проведения экспериментов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение.

III. Повторение.

IV. Самостоятельная работа учащихся (таблица 1).

V. Устная работа учащихся (загадки).

VI. Самостоятельная работа учащихся (рисунки в презентации)

VII. Эксперименты.

VIII. Решение  расчётных задач.

IX. Выполнение  теста

Х. Домашнее задание.

ХI. Заключение.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВВЕДЕНИЕ

Мы сегодня вначале урока отойдём от привычного, это то, что учитель называет тему урока. Тему урока попробуете сформулировать вы. Но для этого надо выполнить два задания. И первое, это отгадать загадки, ответы которых входят в тему урока. Отгаданное слово записываем на доске. Итак,

Нынче всем на удивленье,
Игровое повторенье.
Через нос он входит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем (воздух).

Есть моря, есть океаны,
Изморось, роса, туманы.
Есть озёра и река,
Иней есть, есть облака.
Капли есть, есть водопад.
Есть болота, есть пруды,
Что главнее для природы?
Ну, конечно, это: (воды).

Лёд, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега.
И позёмка тоже есть
И всего не перечесть
Потому что есть на свете ещё :(твёрдые тела).

К этим трём понятиям применима физическая величина, с которой мы хорошо знакомы. Второе задание: смотрим на экран, где даны рисунки физических приборов. И у меня на демонстрационном столе тоже. Что это за приборы, назовём их по порядку и запишем на доске. А теперь, используя ключ к заданию, надо отгадать зашифрованное слово:

1) мензурка

12345678

2) динамометр

123 4567 8910

3) весы

1234

линейка

1234567

ключ:1)2-1 2)1-8 3)3-1 4)4-1 5)1-2 6)2-3 7)4-2 8)3-2; первая цифра - это номер слова, вторая цифра- это номер буквы в этом слове (ответ- давление).

Итак, тема урока "давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Повторим, чем создаётся давление, как можно определить значение давления, остановимся на некоторых жизненных примерах.

III. ПОВТОРЕНИЕ

1) Оказывают ли давление твёрдые тела?

- по какой формуле можно определить значение давления твёрдых тел?

- как можно уменьшить давление твёрдых тел?

- как можно увеличить давление твёрдых тел?

(пример с деревянным бруском)

2) Оказывают ли давление жидкости?

- по какой формуле можно определить значение давления жидкостей?

- как можно уменьшить давление жидкостей?

- как можно увеличить давление жидкостей?

(пример: две мензурки с разным объёмом жидкости)

3) Создают ли давление газы, если да, то каким образом? (пример: с воздушным шариком)

4) Давление, создаваемое жидкостями и газами, объединяет закон Паскаля. Сформулируем его (пример с шаром Паскаля)

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

А теперь поработаем самостоятельно. Возьмите табличку , подпишите фамилию. Ответим на такой вопрос: какие из перечисленных свойств и признаков, к каким состояниям вещества можно отнести?

Свойства и признаки вещества

Состояния вещества

Твердое

Жидкое

Газ

1.Сохраняет форму

 

 

 

2.Сохраняет объём

 

 

 

3.Принимает форму сосуда, в котором находится

 

 

 

4.Занимает весь предоставленный объём

 

 

 

5.Легко сжимаемо

 

 

 

6.Текучи

 

 

 

7.Передаёт давление в направлении действия силы

 

 

 

8.Передаёт давление во все стороны одинаково

 

 

 

9.Имеет кристаллическую решетку

 

 

 

10.Не сохраняет форму и объём

 

 

 

Карточки сдаем. Проверяем ответы, глядя на экран.

V. УСТНАЯ РАБОТА - ЗАГАДКИ

Часто в жизни приходится разгадывать кроссворды, ребусы. Мы с вами поотгадываем загадки и объясним их ответы с точки зрения физики, используя знания о давлении твердых тел, жидкостей и газов.

Мы проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
В снег - бежим
Уж такой у нас режим. (Лыжи)

? - Как связаны лыжи с давлением?

Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра,
Всему миру нужна. (Иголка)

? - Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

Круглый, гладкий, как арбуз,
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шарик)

? - Почему воздушный шарик имеет круглую форму?

- Как изменится давление воздуха в шарике, если его сжать?

- Как изменится давление воздуха в шарике, если часть воздуха из шарика выпустить?

Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что девчата тяжелее?

-  Игра – разминка «Верю не верю» :

1.Давление твердого тела на поверхность зависит от силы  действия. (да)

2.Давление обозначается буквой F. (нет)

3.Давление твердого тела не зависит от площади соприкосновения. (нет)

4. 1кПа = 100Па? (нет)

5.Давление обозначается буквой р? (да)

6. 1гПа = 100Па? (да)

7.Давление на дно сосуда зависит от высоты столба жидкости? (да)

8.Атмосфера – это водная оболочка Земли? (нет)

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Устно работаем хорошо, теперь посмотрим, какое зрительное восприятие.

На экране дано некоторое количество рисунков:  9  рисунков.

VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  1. Связанные с архитектурой.

Приборы:

  • 4 листочка
  • клей
  • книги
  • картонка

Выполнение:

- свернуть в трубочку листы бумаги, склеить;

- поставить трубочки вертикально;

- на трубочки положить картонку;

- нагружаем картонку книгами на столько, сколько может выдержать конструкция

Объяснение:

а) из-за большой площади опоры давление на бумажные колонны небольшое;

б) в биологии: кости человека и животных полые, что делает их легкими, прочными. Птицы не смогли бы подняться в воздух.

в) в архитектуре: в старинных особняках колонны внутри полые, а не из мрамора, как мы считали и сделаны из папье-маше.

2. Фонтанчики.

Приборы: пластиковая бутылка с тремя отверстиями по вертикали;

сосуд под воду

Выполнение:

- располагаем сосуд под воду на столе;

- на подставку ставим сосуд с водой;

Объяснение:

а) из нижнего отверстия вода выливается дальше, чем из среднего и верхнего.  

VIII. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Учитель: Прежде  чем  перейти  к  решению  вычислительных  задач  давайте  вспомним формулу  для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Формула для подсчета давления слоя жидкости высотой h. Формула читается так: 'Пэ равно ро жэ аш'    p – давление слоя жидкости, Па

ρ – плотность жидкости, кг/м3

g – коэффициент, Н/кг

h – высота слоя жидкости, м

Вспомним  как  она  получается. (Собрать формулу на магнитной доске

из готовых формул, расположив их друг за другом)

Способ вывода формулы для подсчета гидростатического давления - частного случая формулы p=F/S

Формула p = ρgh показывает, что давление, создаваемое слоем жидкости, не зависит от ее массы, а зависит от плотности жидкости, высоты ее слоя и места наблюдения.

Анализируем  формулу: что же нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости.

- Зависит ли давление от площади или формы сосуда?

Вьполняем фронтальный эксперимент  и  решаем  задачу: на каждой парте стоит стакан с водой. Высота налитой воды одинаковая.

Цель: определить давление воды на дно стакана.

Один ученик выполняет у доски. Остальные за партой. Сверяем ответ. Анализируем его: какую физическую величину мы измеряли? какую физическую величину брали в таблице? какое численное значение давления получили учащиеся, работающие за партой и у доски?

Задача «Найди  ошибку» Определите  давление в воде  на  глубине  6 метров.

Задача  ( решение у доски)  Останкинская башня опирается на фундамент 10 опорами.  Масса  башни 82000т,  давление,  производимое башней на фундамент,  равно 6800 кПа.  Какова площадь основания каждой их опор башни?

Задача (решение у доски)  Кирпичная  стена  производит на фундамент давление 80кПа.  Чему  равна её  высота?

IX.  ВЫПОЛНЕНИЕ  ТЕСТА  НА  КОМПЬЮТЕРЕ.

Х.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать реферат, доклад, составить кроссворд или сделать презентацию о применении давления в жизни.

XI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я пойму. Древняя китайская мудрость.

Слайд 3

1. Мензурка 2. Динамометр 3. Весы 4. Линейка 2 – 1 1 – 8 3 – 1 4 – 1 КЛЮЧ 1 – 2 2 – 3 4 – 2 3 - 2

Слайд 4

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» (решение задач) Физика, 7 класс.

Слайд 5

Самостоятельная работа Свойства и признаки вещества Состояние вещества Твёрдое Жидкое Газ 1. Сохраняет форму 2. Сохраняет объём 3. Принимает форму сосуда, в котором находится 4. Занимает весь предоставленный объём 5. Легко сжимаемо Текучи 7. Передаёт давление в направлении действия силы 8. Передаёт давление во все стороны одинаково 9. Имеет кристаллическую решётку 10. Не сохраняет форму и объём

Слайд 6

Самостоятельная работа Свойства и признаки вещества Состояние вещества Твёрдое Жидкое Газ 1. Сохраняет форму + 2. Сохраняет объём + + 3. Принимает форму сосуда, в котором находится + 4. Занимает весь предоставленный объём + 5. Легко сжимаемо + Текучи + 7. Передаёт давление в направлении действия силы + 8. Передаёт давление во все стороны одинаково + + 9. Имеет кристаллическую решётку + 10. Не сохраняет форму и объём +

Слайд 7

1.В каком положении тело оказывает наименьшее давление?

Слайд 8

2. Ожидая товарища во дворе, Вася сидел на скамейке и переворачивал кем-то оставленный кирпич то на одну сторону, то на другую. Кирпич был новый, чистый, совершенно целый. В каком положении кирпича на поверхность будет больше?

Слайд 9

3. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, брёвен или досок?

Слайд 10

4. Человек, идущий по тонкому льду, проваливается в воду и просит о помощи. В такой ситуации спасатель подползает по-пластунски и помогает пострадавшему выбраться из воды. После этого оба добираются до берега также ползком, не вставая на ноги. Почему?

Слайд 11

5. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?

Слайд 12

6. Для чего у рюкзака делают широкие лямки?

Слайд 13

7.На каком рисунке вытекание струек воды изображено верно?

Слайд 14

8.Имеются четыре одинаковых стакана. Они заполнены разными жидкостями. Высота уровней жидкостей одинакова. В каком из сосудов давление на дно наименьшее?

Слайд 15

9.В четырех сосудах различной формы налита вода. Высота уровня воды одинакова. В каком сосуде давление на дно наименьшее?

Слайд 16

Найдите ошибку в решении задачи: Определите давление в воде на глубине 6 метров

Слайд 17

p = g ρвh p = 10H/кг ·1000кг/м3 · 6м p = 60000 Па = 600 кПа Ответ: p = 600кПа Найдите ошибку в решении задачи: Дано: Решение. h = 6 м ρв=1000 кг/ м3 p-? Определите давление в воде на глубине 6 метров

Слайд 18

Решите задачу: Останкинская башня опирается на фундамент 10 опорами. Масса башни 82000 т, давление, производимое на фундамент, равно 6800 кПа. Какова площадь основания каждой из опор башни?

Слайд 19

Решите задачу: Кирпичная стена производит на фундамент давление 80 кПа. Чему равна её высота?

Слайд 20

Домашнее задание: Написать реферат, доклад, составить кроссворд или сделать презентацию о применении давления в жизни.

Слайд 21

Любите, дети, физику! Она всегда, везде. Поможет вам в умении, И в жизни, и в труде! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

Урок-соревнование по физике для 7 кл. по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов."

Обобщающий урок по физике для 7 кл. по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Урок - соревнование по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов"

Урок проводится после изучения большого раздела в 7 классе "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Дети любят нетрадиционные формы обучения, активно участвуют в проведении таких мероприятий. Целью ...

Урок физики в 7 классе. Решение задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (эстафета олимпийского огня)

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»(эстафета олимпийского огня)Цели урока:- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» - формирование  представление...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...