Статья об организации работы с одаренными детьми по физике
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная статья раскрывает основные принципы работы с одаренным детьми в школе и содержит примерную программу организации данного вида деятельности в школе в течении учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Витько Наталья Петровна, учитель физики, ГБОУ №310, г. Санкт-Петербург
Статья о стратегии работы с одаренными и талантливыми детьми по физике в школе
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по физике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
Современный этап развития образования характеризуется появлением новых образовательных технологий. Сейчас особенно важным является широкое использование возможностей современных информационных технологий в качестве инструмента изучения школьных общеобразовательных дисциплин.
Потребность в высококвалифицированных, творчески одаренных специалистах постоянно возрастает во всех промышленно развитых странах. В российском образовании, стремясь обеспечить возможности роста и развития для подрастающего поколения, идет модернизация общего образования, появляются новые идеи и методы в педагогической практике.
Необходимым является поиск и внедрение новых форм обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи. Разработка предметного подхода в работе с этой категорией школьников – актуальная задача.
Такая система работы существенно влияет как на одаренных и талантливых школьников, раскрывая их способности, таланты, уникальные качества, так и на социальное окружение, обогащает образовательное пространство для всех детей:
- подкрепление творческой жизненной стратегии, социальная защита одаренности, развитие способностей и таланта создают главное богатство – деятельную творческую личность.
- Проведение олимпиад, интеллектуальных и творческих состязаний, творческие конкурсы. Это привлекает широкую аудиторию школьников, оказывает многим помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.
- Признание ценности развития индивидуальности, одаренности, таланта порождает новое отношение учителей, родителей, ученых, специалистов, работающих с детьми, общества в целом к процессу взросления личности.
В развертываемой работе в первую очередь требует решений главная проблема – выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых
Важно удовлетворять специфические образовательные запросы одаренных детей, обеспечивать соответствующую подготовку в классах с профильным изучением предмета, оказывать поддержку в развитии склонностей и интересов школьников в различных формах дополнительного образования, помогать в выборе будущей профессиональной деятельности.
Организация работы с одаренными детьми по физике
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Именно поэтому необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.
Данная программа направлена на развитие умственных и творческих способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.
Цель:
Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
Принципы работы с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Этапы работы:
№ п/п | Содержание мероприятия | Форма работы | Сроки реализации |
1. Подготови-тельный | 1. Составление плана работы с одаренными детьми по физике. 2. Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев всех видов одаренности. 3. Формирование списков обучающихся. | Заседание ШМО Анкетирование Собеседование | До 15 сентября |
2. Развивающий |
| Работа с научно-популярной литературой, учебной и справочной литературой, ресурсами Интернета | В течение года |
Подготовка и участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников | I – II четверть | ||
Подготовка и участие в конкурсах | В течение года | ||
«Смотр знаний» | май | ||
Индивидуальные занятия, консультации | По мере необходимости в течение года | ||
3. Творческий |
|
| В течение года |
4. Исследовательский |
|
| В течение года |
План работы с одарёнными детьми
Содержание работы | Сроки |
Проекты:
| Сентябрь – октябрь |
| Октябрь - февраль |
| Март - апрель |
Подготовка к конкурсам и олимпиадам:
| Сентябрь- октябрь Октябрь- декабрь Октябрь-январь В течении года |
Участие в конкурсах и олимпиадах:
| В течении года |
Материальная база и оснащенность кабинета физики:
- наличие современного мультимедийного оборудования в классе с доступом в ИНТЕРНЕТ;
- возможность обновления устаревающего оборудования (комплектующих);
- возможность обновления программного обеспечения, отвечающего современным требованиям, предъявляемых развивающими информационными технологиями;
- курсовая подготовка и переподготовка учителей;
- создание школьной сети, объединяющей кабинеты естественных наук, библиотеку.
Ожидаемые результаты:
Для учащихся:
- Творческая самореализация выпускника школы;
- Высокие показатели выпускников на ГИА и ЕГЭ;
- Повышение результативности участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;
Для учителя:
- Формирование системы работы с одарёнными учащимися;
- Обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
- Повышение собственной квалификации как учителя в связи с работой по новым образовательным стандартам.
Общие:
Реализация мероприятий программы позволит:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
- внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей- предметников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-165674-1669523679.jpg)
статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-524914-1573039101.jpg)
Организация работы с одаренными детьми: опыт работы преподавателя информатики
Работа с одарёнными обучающимися еще несколько лет назад не была в числе приоритетных видов педагогической деятельности в системе начального профессионального образования. С введением...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-688418-1634398223.jpg)
Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"
В статье рассматриваются признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-627169-1429863656.jpg)
Статья "Организация работы с одаренными детьми"
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одаренным ребенком,тем полнее, шире раскрывается его талант....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492717-1412602198.jpg)
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/20/picture-1365441-1637437935.jpg)
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....