Рабочая программа по биологии 7 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 7 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»
7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 7-х общеобразовательных классов
Для реализации программы выбран учебник Биология 7 класс. Базовый уровень./В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия
На изучение курса отводится 2часа в неделю, всего 68часов в год.
Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной.
В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:
- включение в программу краеведческого компонента- 8 часов ( Многообразие животных Удмуртии),
- включение в программу материала по благоустройству территории -1 час( Животные городской среды, зелёные насаждения),
- проведение обобщающих уроков, которые предусматривают повторение пройденного материала.
Изучение биологии на базовом уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов(животных);о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе и культуры поведения в природе;
•иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Задачи:
– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием животных как исключительной ценности органического мира.
– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности животных об особенностях обмена веществ у гетеротрофных организмов.
– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
С целью реализации национально- регионального компонента в отдельные темы курса включён краеведческий материал:
Тема | Содержательные единицы в рамках темы |
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования
являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Требования по биологии направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание основного общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Класс | программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор(ы) | учебник | Год издания | издательство | ||
7 | Общеобразовательная (базовый уровень) | В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. | Биология 7 класс «Животные» | 2012 | «Вентана –Граф» |
О.П.Дудкина | Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы | 2012 | «Учитель» | ||
И.В.Серёгин | 2014 | М: «Вако» |
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2 часа в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования - 68 часов в год.
Объем рабочей программы, разработанной для 7–го класса, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю. В это количество часов включен материал краеведческой направленности (8 часов), материал по благоустройству территории(1час) , обобщающие уроки и контрольные тесты.
Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ для учащихся 7 классов.
Общие сведения о мире животных (5ч)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Строение тела животных (3ч.)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов . Одноклеточные и многоклеточные животные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у животных. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием животных; опыты по изучению процессов жизнедеятельности животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения животных; распознавание органов, систем органов животных; выявление изменчивости организмов.
Подцарство Простейшие.(4)
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Подцарство Многоклеточные животные
Беспозвоночные
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные.(2)
Многообразие, среда обитания» образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Плоские ,круглые, кольчатые черви(5ч.). Многообразие, среда и места обитания. образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски.(4ч.) Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие(7)
. К л а с с Р а к о о б р а з н ы е. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
К л асс П а у ко образные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
К л ас с Н а се ко м ы е. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Позвоночные.
Тип Хордовые(33)
Класс Ланцетники.
Класс Р ы б ы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс З е м н о в о д н ы е. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
К л а с с П р е см ы к а ю щ и е с я. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и Поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
К ласс П т и ц ы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды..
К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е. Важнейшие представители отрядов млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцкобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Проведение простых биологических исследований: распознавание животных разных типов, наиболее распространенных животных своей местности, важнейших сельскохозяйственных и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Развитие животного мира на земле (2ч.)
Эволюция строения функций органов и их систем.
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Характеристика царства животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Возбудители и переносчики заболеваний животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Повторение (4)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, грибов; популяций; экосистем и биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого
ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ,взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и
делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
ПЛАН.
тема | Кол-во часов | В том числе | ||
теоретических | практических | экскурсионных | ||
1. общие сведения о мире животных | 5 | 5 | - | - |
2. строение тела животных | 3 | 3 | - | - |
3. подцарство простейшие | 4 | 3 | 1л/р | - |
подцарство многоклеточные животные | ||||
4.Тип кишечнополостные | 2 | 2 | - | - |
5. типы кольчатые, круглые, кольчатые черви | 5 | 4 | 2л/р | - |
6. тип моллюски | 4 | 4 | 1 л\р | - |
7. тип членистоногие | 7 | 5 | 1л/р+1к/р | - |
8.тип хордовые | 33 | 27 | 5л\р+1к\р | - |
-надкласс рыбы | 4 | 2л\р | ||
-класс земноводные | 4 | - | - | |
-класс пресмыкающиеся | 5 | - | - | |
- класс птицы | 6 | 2л/р | - | |
- класс млекопитающие | 7 | 1л/р+1к/р | 1 | |
9. развитие животного мира на Земле | 2 | 2 | - | - |
10. повторение | 4 | 4 | - | - |
итого | 68 | 56 | 10л/р+2к/р=12 | 1 |
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование разделов и тем | Кол. Час. | Результат обучения | ИКТ ресурсы | Виды контроля | |
| ||||||
1 | Введение. Зоология- наука о животных[§1] | 1 | Знать понятия: Зоология, морфология, анатомия, цитология, экология Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира, объяснять черты сходства и различия животных и растений | Фронтальная беседа | ||
2 | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе[§2] | 1 | Знать понятия: Хищничество, паразитизм, симбиоз, продуценты, консументы, редуценты Уметь: приводить примеры местныхжиотных, обитающих в разных средах | просмотр видео- фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
3 | Классификация животных и основные систематически группы[§3] | 1 | Знать понятия: Классификация, систематические группы, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция, ареал | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
4 | Влияние человека на животных[§4] | 1 | Знать понятия: Красная книга, заповедники, заказники, прямое и косвенное воздействие человека на природу. Уметь:описывать меры охраны редких животных | просмотр видео-фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
5 | Краткая история развития зоологии[§5] | 1 | Знать понятия: Аристотель, Левенгук, Линней. Уметь: приводить исторические примеры | презентация | Фронтальная беседа | |
| ||||||
6 | Клетка[§6] | 1 | Знать понятия: Мембрана, цитоплазма, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр. Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки, выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток. | Проверка таблицы | ||
7 | Ткани[§7] | 1 | Знать понятия: Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани, нейрон. Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
8 | Органы и системы органов[§8] | 1 | Знать понятия: Лучевая и двусторонняя симметрия, орган, системы органов. Уметь: называть системы органов и их взаимосвязь | Проверка таблицы | ||
| ||||||
9 | Тип саркодовые и жгутиконосцы[§9] | 1 | Знать понятия: Амёба, ложноножка, сократительная вакуоль, циста, раздражимость. Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями, доказывать, что амёба самостоятельный организм. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
10 | Класс жгутиконосцы[§10] | 1 | Знать понятия: Эвглена зелёная, хлоропласты, миксотрофы, бесполое и половое размножение. Уметь: характеризовать строение и жизнедеятельность жгутиковых на примере эвглены- зелёной. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
11 | Тип инфузории[§11] | 1 | Знать понятия: Инфузория туфелька, малое и большое ядро, конъюгация, глотка. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. | Проверка Л\Р№1 «Строение инфузории-туфельки» | ||
12 | Многообразие простейших. Паразитичские простейшие[§12] | 1 | Знать понятия: Малярийный плазмодий, дизентирийная амёба. Уметь: характеризовать основные типы современных одноклеточных животных. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
Подцарство многоклеточные животные. | ||||||
| ||||||
13 | Тип кишечнополостные[§13] | 1 | Знать понятия: Гидра, эктодерма, энтодерма, мезоглея. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
14 | Морские кишечнополостные. [§14] | 1 | Знать понятия: Полип, медуза, коралловые полипы, сцифоидные медузы. Уметь: выявлять сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
| ||||||
15 | Тип плоские черви[§15] | 1 | Знать понятия: Кожно- мускульный мешок, паренхима, органы осязания. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, распознавать представителей. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни[§16] | 1 | Знать понятия: Эндопаразиты, главный и промежуточный хозяин. Уметь: выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
17 | Тип круглые черви[§17] | 1 | Знать понятия: Гиподерма, кутикула, анальное отверстие, раздельнополость. Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых и плоских черве. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
18 | Тип кольчатые черви[§18] | 1 | Знать понятия: Многощетинковые черви, целом, мезодерма, гидроскелет. Уметь: распознавать и описывать признаки многощетинковых червей | Проверка Л\Р№2 «внешнее строение дождевого червя» | ||
19 | Класс малощетинковые черви. Многообразие кольчатых червей Удмуртии. [§19] | 1 | Знать понятия: Гирудин, мускульный желудок, известковые железы, светочувствительные клетки, замкнутая кровеносная система. Уметь: обосновывать значение малощетинковых червей. | Проверка Л\Р№3«внутреннее строение дождевого червя» | ||
| ||||||
20 | Общая характеристика типа моллюски[§20] | 1 | Знать понятия: Асиметричные животные, мантия, мантийная полость, незамкнутая кровеносная система. Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
21 | 21. класс брюхоногие моллюски[§21] | 1 | Знать понятия: Голова, нога, туловище, тёрка, левая почка. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
22 | 22. класс двустворчатые моллюски . Многообразие моллюсков Удмуртии. [§22] | 1 | Знать понятия: Биссус, сифоны, животные- фильтраторы Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков. | Проверка Л\Р№4 «внешнее строение раковин моллюсков» | ||
23 | 23.класс головоногие моллюски[§23] | 1 | Знать понятия: Чернильный мешок, половой диморфизм, роговые челюсти Уметь: выявлять отличительные признаки основных классов моллюсков | Итоговая проверка знаний по теме « моллюски» | ||
| ||||||
24 | Класс ракообразные[§24] | 1 | Знать понятия: Панцирь, головогрудь, брюшко, ходильные ноги, зелёные железы, фасеточные глаза. Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных с средам обитания | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
25 | Класс паукообразные[§25] | 1 | Знать понятия: Трахея, хелицеры, ядовитые железы, внекишечное переваривание, паутинные бородавки, мальпигиевы сосуды. Уметь: объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
26 | Класс насекомые[§26] | 1 | Знать понятия: Типы ног, типы ротовых аппаратов. Уметь: обосновывать черты приспособления паукообразных с средам обитания | Проверка Л\Р№5 внешнее строение насекомого | ||
27 | Типы развития насекомых[§27] | 1 | Знать понятия: Неполное и полное превращение, имаго Уметь: характеризовать типы развития насекомых | Фронтальный опрос | ||
28 | Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Многообразие насекомых Удмуртии. [§28] | 1 | Знать понятия: Кокон, медовый зобик, перга. Уметь: давать характеристику общественным насекомым | Индивидуальный опрос | ||
29 | Насекомые –вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека[§29] | 1 | Знать понятия: Способы борьбы с вредными насекомыми. Уметь: характеризовать значение насекомых в природе в жизни человека. | Индивидуальный опрос | ||
30 | Контрольная работа « беспозвоночные животные» 1 час | |||||
| ||||||
Надкласс рыбы 6 часов | ||||||
31 | Общие признаки хордовых животных[§30] | 1 | Знать понятия: Хорда, вторичноротые, бесчерепные животные. Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
32 | Надкласс рыбы[§31] | 1 | Знать понятия: Хрящевые и костные рыбы, чешуя, парные и непарные плавники, боковая линия. Уметь: давать систематическую характеристику надкласса Рыбы. | Проверка Л\Р№6 «внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | ||
33 | Внутреннее строение рыбы[§32] | 1 | Знать понятия: Двухкамерное сердце, плавательный пузырь, отделы головного мозга. Уметь: объяснять особенности внутреннего строения рыбы в связи с водным образом жизни. | Проверка Л\Р№7 «внутреннее строение рыбы» | ||
34 | Особенности размножения рыб[§33] | 1 | Знать понятия: Икринки, молоки, живорождение, миграция, нерест, нагул, проходные рыбы. Уметь: объяснять миграции рыб, выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве рыб | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
35 | Основные систематические группы рыб. Многообразие костных рыб водоёмов Удмуртии[§34] | 1 | Знать понятия: Хрящевые и костные рыбы, лучепёрые и лопастепёрые рыбы. Уметь: распознавать и описывать рыб водоёмов своей местности | Индивидуальный опрос | ||
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана[§35] | 1 | Знать понятия: Рыболовство, акклиматизация. Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыболовства | Итоговая проверка знаний по теме «рыбы» | ||
Класс земноводные 4 часа | ||||||
37 | Места обитания и строение земноводных[§36] | 1 | Знать понятия: Амфибии, холоднокровные животные, резонаторы скелет поясов передних и задних конечностей. Уметь: объяснять приспособления земноводных к жизни на суше | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
38 | Строение и деятельность внутренних органов[§37] | 1 | Знать понятия: Клоака, трёхкамерное сердце, смешанная кровь. Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
39 | Годовой цикл жизни и происхождение земноводных[§38] | 1 | Знать понятия: Оцепенение, головастик. Уметь: делать выводы о происхождении земноводных, сравнивать размножение земноводных и рыб. | просмотр видео-фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
40 | Многообразие и значение земноводных. Многообразие земноводных Удмуртии[§39] | 1 | Знать понятия: Хвостатые, бесхвостые, безногие. Уметь: называть представителей земноводных своей местности. | Итоговая проверка знаний по теме « амфибии» | ||
Класс пресмыкающиеся 5 часов | ||||||
41 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся[§40] | 1 | Знать понятия: Сухая кожа, подвижные веки, атлант, эпистофей, отделы скелета. Уметь: выявлять общие черты класса рептилий. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
42 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся[§41] | 1 | Знать понятия: Термолокатор, мочевая кислота, спячка. Уметь: выявлять черты сходства и различия рептилий и амфибий. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
43 | Многообразие пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся Удмуртии[§42] | 1 | Знать понятия: Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. Уметь: называть представителей рептилий своей местности. | Индивидуальный | ||
44 | Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся[§43] | 1 | Знать понятия: Динозавры, гаттерия. Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся. | Итоговая проверка знаний по теме «пресмыкающиеся» | ||
45 | Самостоятельная работа « отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся» | |||||
Класс птицы 7 часов | ||||||
46 | Среда обитания и внешнее строение птиц[§44] | 1 | Знать понятия: Теплокровные животные, клюв, надклювье, копчиковая железа, типы перьев. Уметь: называть черты приспособления птиц к полёту. | презентация | Проверка Л\Р№8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | |
47 | Опорно- двигательная система птиц[§45] | 1 | Знать понятия: Пневматичность костей, открытый таз,цевка, большие грудные мышцы. Уметь: находить взаимосвязь строения скелета и мускулатуры птиц. | Проверка Л\Р№9 «Строение скелета птицы.» | ||
48 | Внутреннее строение птиц[§46] | 1 | Знать понятия: Железистый и мускульный желудок, погадки, воздушные мешки, четырёхкамерное сердце, экстраполяция. Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
49 | Размножение и развитие птиц[§47] | 1 | Знать понятия: Яйцевой зуб, халазы, типы оболочек, выводковые и птенцовые птицы. Уметь: распознавать разные типы птенцов. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
50 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц[§48] | 1 | Знать понятия: Ритуальное поведение, оседлые, кочующие и перелётные птицы. Уметь: видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц. | просмотр видео-фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
51 | Многообразие птиц. Многообразие птиц Удмуртии[§49] | 1 | Знать понятия: Пингвины, страусовые и типичные птицы. Уметь: основные систематические и экологические группы птиц. | просмотр видео-фильма | Индивидуальный опрос | |
52 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц[§50] | 1 | Знать понятия: Археоптерикс, охотничье- промысловые птицы Уметь: описывать домашних птиц. | Итоговая проверка знаний по теме « птицы» | ||
Класс млекопитающие 10 часов | ||||||
53 | Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих[§51] | 1 | Знать понятия: Шерсть, вибриссы, типы желёз. Уметь: выявлять черты сходства и различия млекопитающих и пресмыкающихся | презентация | Индивидуальный и фронтальныйопрос | |
54 | Внутреннее строение млекопитающих[§52] | 1 | Знать понятия: Диафрагма, простой и сложный желудок, мочевой пузырь, кровеносные сосуды. Уметь: называть особенности строения млекопитающих | Проверка Л\Р№10 « строение скелета млекопита- ющих» | ||
55 | Размножение и развитие млекопитающих[§53] | 1 | Знать понятия: Плацента, уход за потомством, спячка, зимовка. Уметь: уметь характеризовать годовой жизненный цикл | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
56 | Происхождение и многообразие млекопитающих[§54] | 1 | Знать понятия: Роговые кожные образования, дифферинцированные зубы, первозвери, настоящие звери. Уметь: обосновывать биологические особенности первозверей и сучатых | Проверка таблицы | ||
57 | Высшие ,или плацентарные ,звери[§55] | 1 | Знать понятия: Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные звери. Уметь: характеризовать отряды млекопитающих | просмотр видео-фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
58 | Ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные , хоботные[§56] | 1 | Знать понятия: Ласты, китовый ус, цедильный аппарат, жвачка. Уметь: характеризовать отряды млекопитающих | Индивидуальный опрос | ||
59 | Отряд приматы[§57] | 1 | Знать понятия: Складки и извилины коры мозга, мимика Уметь: выявлять черты сходства и отличия приматов с человеком | Экскурсия в зоопарк | Отчёт о экскурсии | |
60 | Экологические группы млекопитаюших[§58] | 1 | Знать понятия: Среда обитания, адаптивные черты. Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах. | Итоговая проверка знаний по теме « млекопитающие» | ||
61 | Значение млекопитающих для человека. Многообразие млекопитающих Удмуртии. [§59] | 1 | Знать понятия: Заповедники, заказники, зоопарки, акклиматизация, реаклиматизация. Уметь: называть значение млекопитающих в природе и в жизни человека. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
62 | Контрольная работа «Хордовые животные» | |||||
9.Развитие животного мира на Земле 2 часа | ||||||
63 | Доказательства эволюции животного мира[§60] | 1 | Знать понятия: Онтогенез, искусственный, естественный отбор, систематические единицы. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных по сравнению с низшими. | Индивидуальный и фронтальныйопрос | ||
64 | Основные этапы развития животного мира на земле[§61] | 1 | Знать понятия: Эволюционная теория. Уметь: характеризовать эволюцию животного мира | просмотр видео-фильма | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
| ||||||
65 | Основные систематические признаки животных | 1 | Уметь: называть основные признаки животных разных типов | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
66 | Эволюция систем органов | 1 | Уметь: характеризовать эволюцию внутренних органов. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
67 | Эволюция систем органов | 1 | Уметь: характеризовать эволюцию внутренних органов. | презентация | Индивидуальный и фронтальный опрос | |
68 | Животные городской среды. Зелёные насаждения города | 1 | Уметь: называть животных городской среды | презентация |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Тематика | Дата проведения |
Контрольные работы | ||
1. | .Беспозвоночные животные | |
2. | Хордовые животные. | |
Лабораторные работы | ||
1. | Строение инфузории-туфельки. | |
2. | Внешнее строение дождевого червя. | |
3. | Внутреннее строение дождевого червя. | |
4. | Внутреннее строение дождевого червя. | |
5. | Внешнее строение насекомого. | |
6. | Внешнее строение и особенности передвижения рыбы | |
7. | Внутреннее строение рыбы. | |
8. | Внешнее строение птицы. Строение перьев | |
9. | Строение скелета птицы. | |
10. | Строение скелета млекопитающих. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно- методический комплект:
Для учителя:
1Агеева И.Д Весёлая биология на уроках.-М: Москва: ТЦ Сфера,2008г.
2..Бондарчук М.М, Ковылина Н.В Занимательные материалы по биологии.- Издательство «Учитель»2007.
3.В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева открытые уроки по биологии- Волгоград: издательство «учитель»2003г.
4.О.А.Пепеляева, И.В. Сунцова поурочные разработки по биологии-М: «вако» Москва 2004г.
5. С.Н.Берёзина Конрольно-измерительные материалы ФГОС.Москва «Вако»2014г..
6. Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.- Настольная книга учителя биологии. Нормативные документы.»Астрель»2004г.
Для ученика:
1.Акимушкин. И.И. Занимательная биология.- М: Молодая гвардия, 1972г.
2. Энциклопедия для детей. Биология /гл.редактор М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+,2001г
3. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных/ автор А.Х. Тамбиев.- М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ»;ООО « Астель», 1999г.
4. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле.-М.: ООО « Фирма
« Издательство АСТ»;ООО « Астель», 2001г.
5.Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии/ автор Б.Ф.Сергеев.- М.: ООО « Фирма
Интернет-ресурсы:
1.1С: Репетитор. Биология
2.http://school-collection.edu.ru
3.www.bio.nature.ru
Материально- техническое обеспечение:
Лабораторное оборудование | - лупа ручная -микроскоп -комплект посуды для проведения лабораторных работ |
таблицы | -царства живой природы, -природные сообщества, -жизненный цикл паразитических червей, - внутреннее строение позвоночных животных( ланцетник, костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие) - строение беспозвоночных животных |
Информационно-коммуникационные средства | Мультимедийные обучающие программы « уроки биологии Кирилла и Мефодия» Электронный атлас для школьника « зоология» 7-8 класс |
технические средства обучения | - компьютер -мультимедийный проектор -экран проекционный -телевизор - видеомагнитофон |
Натуральные объекты | - ископаемые растения и животные - влажные препараты «внутреннее строение позвоночных животных» -набор микропрепаратов по зоологии - коллекции вредителей с/х культур |
Специализированная учебная мебель | - доска аудиторная -стол демонстрационный -стол письменный для учителя - столы двухместные ученические в комплекте со стульями -шкафы секционные -стенды экспозиционные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
С 2014 года все щколы перейдут на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие прогр...
Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
Рабочая программа расчитана на 2 часа....
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"
Рабочая программа учителя по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе программы ...
Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...