Рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии включает пояснительную записку, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_.docx | 75.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 8 общеобразовательных классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 №273
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год .
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования
6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»
7. Учебного плана МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 8-х общеобразовательных классов
Для реализации программы выбран учебник Биология 8 класс. Базовый уровень./А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.- Вентана-Граф, 2010 – 2013 г. Выбранный учебник является частью УМК, который также включает в себя дидактические материалы и методические пособия
На изучение курса отводится 2часа в неделю, всего 68часов в год.
Рабочая программа составлена на основе развёрнутого тематического планирования по программе И.Н.Пономарёвой- О.П.Дудкиной. Она
предусматривает перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы.
Изучение биологии на базовом уровне общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание основного общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Класс | программа | Учебно-методический комплекс | |||
Автор(ы) | учебник | Год издания | издательство | ||
Общеобразовательная (базовый уровень) | А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш | Биология 8 класс. | 2012 | «Вентана –Граф» | |
О.П.Дудкина | Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой 5-11 классы | 2012 | «Учитель» | ||
С.Н.Берёзина | Конрольно-измерительные материалы | 2014 | М: «Вако» |
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования- 68 часов в год..
Объем рабочей программы, разработанной для 8–го класса, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебному часу в неделю.
Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля.
Содержание предмета
1.Введение Общий обзор организма человека (6 ч.)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.
Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.
Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Клеточное строение организма человека как доказательство единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Основные ткани животных и человека, их разновидности.
Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Органы, системы органов, организм. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
2. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.
Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.
Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.
3. Кровь и кровообращение (9 ч)
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.
Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.
Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.
Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.
Первая помощь при кровотечениях различного типа.
4. Дыхательная система (6ч)
Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.
Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.
Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
5. Пищеварительная система (7 ч.)
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.
Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.
Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.
Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.
Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.
Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.
Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.
7. Мочевыделительная система (2 ч)
Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.
Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.
Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.
8. Кожа (3 ч.)
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей.
Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.
9. Эндокринная система (2 ч)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.
10. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.
Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.
Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.
Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
12. Поведение и психика (6ч)
Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения.
Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты.
Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле.
Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.
Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение.
Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации.
Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.
Личность и её особенности. Выбор профессии.
Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
13. Индивидуальное развитие организма (5 ч.)
Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система. Мужская половая система.
Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания.
Планирование семьи. Охрана материнства и детства.
Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.
Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.
Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.
.
Требования к уровню подготовки учащихся 8класса
В результате изучения биологии ученик должен:
называть: части и органоиды клетки, её химические компоненты, ткани, системы органов и органы, их образующие, процессы жизнедеятельности, составные части внутренней секреции, отделы нервной системы, вредные факторы здоровья.
-раскрывать понятия: клетка- структурная и функциональная единица живого, строение и функции органов и систем органов, теплорегуляция, обмен веществ, рациональное питание, иммунитет, возбуждение, торможение, нервно-гуморальная регуляция, высшая нервная деятельность человека.
-объяснять: причины нарушения осанки, искривления позвоночника, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, нарушения зрения и слуха.
-обосновывать: значение питания, дыхания, выделения и обмена веществ, значение обмена веществ для роста и развития организма, значение внутренней среды, её компонентов, нормы и режим питания, необходимость соблюдения правил личной гигиены, влияние физических упражнений на развитие систем органов, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических веществ на организм человека.
-устанавливать связи: между органами и системами органов, между организмом и окружающей средой.
-делать выводы: об обмене веществ как основе жизнедеятельности организма, об организме как целостной системе, о физиологических основах здорового образа жизни, гигиенических норм и правил.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема | Количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
Введение | 1 | 1 | - |
1. Организм человека. Общий обзор. | 5 | 5 | - |
2. Опорно- двигательная система | 8 | 7 | 1 |
3.Кровь. Кровообращение. | 9 | 8 | 1 |
4.Дыхательная система | 6 | 5 | 1 |
5. Пищеварительная система. | 7 | 6 | 1 |
6. Обмен веществ и энергии. | 3 | 2 | 1 |
7. Мочевыделительная система. | 2 | 2 | - |
8. Кожа. | 3 | 3 | - |
9. Эндокринная система. | 2 | 2 | - |
10.Нервная система. | 5 | 5 | - |
11.Органы чувств. Анализаторы. | 6 | 5 | 1 |
12. Поведение и психика. | 6 | 5 | 1 |
13. Индивидуальное развитие организма | 5 | 5 | - |
Итого | 68 | 61 | 7 обязательных , остальные предусмотренные программой на уроке проводятся в виде демонстрационных практических работ |
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Результаты обучения | ИКТ ресурсы | Виды контроля |
Введение 1 час | |||||
1. | Биологическая и социальная природа человека. | 1 | Знать понятия: Природная среда, социальная среда, экология Уметь: характеризовать социальную сущность человека | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
Глава1. Организм человека. Общий обзор. 5 часов. | |||||
2. | Науки об организме человека. [§1] | 1 | Знать понятия: Анатомия, физиология, гигиена, методы исследования. Уметь: характеризовать основные методы исследования организма человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
3. | Структура тела. Место человека в живой природе. [§2] | 1 | Знать понятия: Части тела, внутренние органы, полости тела. Уметь: характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Учебная мультимедийная презентация. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
4. | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. [§3] | 1 | Знать понятия: Цитология, обмен веществ, деление клетки, клеточные органеллы Уметь: распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. | Демонстрационный опыт «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | Фронтальный и индивидуальный опрос |
5. | Ткани. [§4] | 1 | Знать понятия: Типы тканей, нейрон, аксон, дендрит, синапс, нейроглия Уметь: распознавать и описывать ткани человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка таблицы « Типы тканей» | |
6. | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции. [§5] | 1 | Знать понятия: Системы органов, рефлекс, рефлекторная дуга, виды регуляции организма Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Учебная мультимедийная презентация | |
Глава 2. Опорно-двигательная система 8 часов | |||||
7. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. [§6] | 1 | Знать понятия: Кости, типы костей и их соединение, надкостница, строение сустава. Уметь: распознавать на скелете основные части скелета, устанавливать взаимосвязь строения и функций костей. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
8. | Скелет головы и туловища. [§7] | 1 | Знать понятия: Отделы черепа и позвоночника. Уметь: устанавливать взаимосвязь строения и функций отделов скелета | Учебная мультимедийная презентация. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
9. | Скелет конечностей[§8] | 1 | Знать понятия: Пояс верхних и нижних конечностей, строение верхней и нижней конечности. Уметь: определять кости поясов конечностей. | Учебная мультимедийная презентация. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
10. | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. [§9] | 1 | Знать понятия: Перелом, вывих, растяжение. Уметь: использовать приобретённые знания и умения для оказания первой медицинской помощи. |
| Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка таблицы «Первая медицинская помощь» |
11. | Мышцы. Работа мышц[§10,11] | 1 | Знать понятия: Гладкие, скелетные, мимические мышцы, сухожилия, сила мышц, статическая и динамическая работа. Уметь: распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
12. | Нарушение осанки и плоскостопие[§12] | 1 | Знать понятия: Осанка, сколиоз, лордоз, плоскостопие. Уметь: использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдений за собственным состоянием здоровья. | Проверка Л\Р№1№1 «Есть ли у Вас плоскостопие» | |
13. | Развитие опорно-двигательной системы. [§13] | 1 | Знать понятия: Гиподинамия, допинг, тренировочный эффект Уметь: характеризовать пользу ЗОЖ. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
14. | Повторение темы « Опорно-двигательная система» [§6-13] | 1 | Самостоятельная работа « Опорно-двигательная система» | ||
Глава 3. Кровь. Кровообращение. 9 часов. | |||||
15. | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. [§14] | 1 | Знать понятия: Кровь, тканевая жидкость, тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, антиген, антитела. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови, сравнивать кровь человека и лягушки. | Проверка таблицы «форменные элементы крови» | |
16. | Иммунитет. [§15] | 1 | Знать понятия: Иммунитет, виды иммунитета, вирусы, вакцина, сыворотка. Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний. | Учебная мультимедийная презентация. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. [§16] | 1 | Знать понятия: Группы крови, резус- фактор. Уметь: анализировать факторы риска, влияющие на здоровье. | Сам. Работа «Иммунитет, кровь» | |
18. | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. [§17] | 1 | Знать понятия: Строение сердца, типы кровеносных сосудов, круги кровообращения. Уметь: устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. Понимать сущность транспорта веществ. | Учебная мультимедийная презентация. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
19. | Движение лимфы. [§18] | 1 | Знать понятия: Лимфа, лимфатические капилляры и узлы. Уметь: понимать сущность движения лимфы. | Демонстрационный опыт «Последствия перетяжки указательного пальца» | Фронтальный и индивидуальный опрос |
20. | Движение крови по сосудам. [§19] | 1 | Знать понятия: Пульс, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт. Уметь: объяснять причины движения крови по сосудам. | Проверка Л\Р№2«Измерение пульса до и после физической нагрузки» | |
21. | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. [§20-21] | 1 | Знать понятия: Автоматизм, симпатический и блуждающий нервы. Уметь: характеризовать нервную и гуморальную регуляцию кровеносной системы. Называть профилактические мероприятия препятствующие заболеваниям ССС. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
22. | Первая помощь при кровотечениях. [§22] | 1 | Знать понятия: Капиллярное, венозное и артериальное кровотечение. Уметь: использовать приобретённые знания и умения для оказания первой медицинской помощи. | Проверка таблицы «Первая медицинская помощь» | |
23. | Повторение темы «Кровь. Кровообращение» [§14-22] | 1 | Самостоятельная работа «Кровь. Кровообращение» | ||
Глава 4. Дыхательная система 6 часов | |||||
24. | Значение дыхания. Органы дыхания. [§23] | 1 | Знать понятия: Легочное дыхание, тканевое дыхание, органы дыхания, альвеолы. Уметь: распознавать на таблицах основные органы дыхания, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
25. | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. [§24] | 1 | Знать понятия: Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия. Уметь: устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Демонстрационный опыт «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Фронтальный и индивидуальный опрос |
26. | Дыхательные движения. [§25] | 1 | Знать понятия: Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема лёгких. Уметь: характеризовать механизм вдоха и выдоха, его значение для жизни человека. | Демонстрационный опыт « механизм вдоха и выдоха. Модель Дондерса» | Фронтальный и индивидуальный опрос |
27. | Регуляция дыхания[§26] | 1 | Знать понятия: Дыхательный центр, регуляция дыхания. Уметь: характеризовать нервную и гуморальную регуляцию органов дыхания. | Проверка Л\Р№3«Измерение обхвата грудной клетки» | |
28. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. [§27] | 1 | Знать понятия: Грипп, туберкулёз, ЖЕЛ, остаточный воздух. Уметь: объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, профилактика гриппа. | Индивидуальный опрос. | |
29. | Первая помощь при поражении органов дыхания. [§28] | 1 | Знать понятия: Обморок, клиническая смерть, реанимация. Уметь: использовать приобретённые знания и умения для оказания первой медицинской помощи. | Учебная мультимедийная презентация | Проверка таблицы «Первая медицинская помощь» |
Глава 5. Пищеварительная система 7 часов. | |||||
30. | Значение пищи и её состав. [§29] | 1 | Знать понятия: Органические и минеральные вещества, нитраты. Уметь: характеризовать сущность процесса питания, различать питательные вещества и пищевые продукты. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
31. | Органы пищеварения . Зубы. [§30-31] | 1 | Знать понятия: Пищеварительные железы, органы пищеварения, типы зубов, строение зубов, кариес. Уметь: характеризовать сущность процесса питания и пищеварения, распознавать на таблицах основные органы пищеварения. | Учебная мультимедийная презентация | Проверка таблицы «Органы пищеварения» |
32. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. [§32] | 1 | Знать понятия: Слюна, пепсин, строение желудка. Уметь: роль ферментов в пищеварении. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. [§33] | 1 | Знать понятия: Слепая кишка, аппендицит, брыжейка, мочевина. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения. | Проверка Л\Р№4 «действие ферментов слюны на крахмал» | |
34. | Регуляция пищеварения. [§34] | 1 | Знать понятия: Безусловный и условный рефлекс, режим питания. Уметь: характеризовать сущность процесса регуляции пищеварения. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
35. | Заболевания органов пищеварения. [§35] | 1 | Знать понятия: брюшной тиф, холера, пищевые отравления, паразитические черви. Уметь: использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек. Оказывать первую медицинскую помощь. | Проверка таблицы «Первая медицинская помощь» | |
36. | Повторение темы «Пищеварительная система» [§29-35] | 1 | Самостоятельная работа « пищеварительная система» | ||
Глава 6. Обмен веществ и энергии 3 часа | |||||
37. | Обменные процессы в организме. [§36] | 1 | Знать понятия: Стадии обмена веществ, пластический и энергетический обмен. Уметь: характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
38. | Нормы питания. [§37] | 1 | Знать понятия: Основной обмен, общий обмен, суточный рацион. Уметь: использовать приобретённые знания для рациональной организации труда и отдыха. | Проверка Л\Р№5«функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.» | |
39. | Витамины. [§38] | 1 | Знать понятия: Гиповитаминозы, гипервитаминозы, авитаминоз, рахит. Уметь: характеризовать основные группы витаминов и продукты, их содержащие, роль витаминов в обмене веществ. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
Глава 7. Мочевыделительная система. 2 часа. | |||||
40. | Строение и функции почек. [§39] | 1 | Знать понятия: Нефрон, капсула, первичная моча, почечная лоханка, мочеточники, мочевой пузырь. Уметь: Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Просмотр видеофильма | Фронтальный и индивидуальный опрос. |
41. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. [§40] | 1 | Знать понятия: Обезвоживание, гигиена питья, кишечная палочка Уметь: характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест |
Глава 8. Кожа 3 часа | |||||
42. | Значение кожи и её строение. [§41] | 1 | Знать понятия: Эпидермис, дерма, гиподерма, кожные рецепторы, роговые образования кожи. Уметь: распознавать на таблицах основные части кожи, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка таблицы «строение кожи» | |
43. | Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. [§42] | 1 | Знать понятия: Термический ожог, химический ожог, обморожение, стригущий лишай, чесотка. Уметь: выявлять симптомы кожных заболеваний. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
44. | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. [§43] | 1 | Знать понятия: Терморегуляция, закаливание, тепловой и солнечный удар. Уметь: использовать приобретённые знания для оказания первой медицинской помощи | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест | |
Глава 9. Эндокринная система 2 часа | |||||
45. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции[§44] | 1 | Знать понятия: Гормоны, эндокринная система. Уметь: распознавать на таблицах железы. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма[§45] | 1 | Знать понятия: Гормон роста, кретинизм, базедова болезнь, инсулин, сахарный диабет, адреналин. Уметь: давать характеристику роли гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте и развитие. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест | |
Глава 10.Нервная система 5 часов | |||||
47. | Значение, строение и функционирование нервной системы[§46] | 1 | Знать понятия: Центральная и переферическая нервная система, рефлекторная дуга. Уметь: составлять схему рефлекторной дуги. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
48. | Автономный отдел нервной системы. [§47] | 1 | Знать понятия: Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
49. | Нейрогормональная регуляция. [§48] | 1 | Знать понятия: Гипоталамус, нейрогормоны Уметь: объянять согласованную регуляцию организма. | просмотр видеофильма | Фронтальный и индивидуальный опрос |
50. | Спинной мозг. [§49] | 1 | Знать понятия: Серое и белое вещество мозга, проводящая и рефлекторная функции мозга. Уметь: давать характеристику роли спинного мозга в регуляции обмена веществ. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
51. | Головной мозг: строение и функции[§50]. | 1 | Знать понятия: Продолговатый, средний, промежуточный мозг, мост, мозжечок. Уметь: характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | Учебная мультимедийная презентация | Проверка таблицы «головной мозг» |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. 6 часов | |||||
52. | Как действуют органы чувств и анализаторы. [§51] | 1 | Знать понятия: Анализатор, иллюзии. Уметь: характеризовать работу анализатора. Называть части анализатора. | просмотр видеофильма | Фронтальный и индивидуальный опрос |
53. | Орган зрения и зрительный анализатор[§52]. | 1 | Знать понятия: Вспомогательные, оптические части глаза, оболочки глаза. Уметь: характеризовать значение частей зрительного анализатора. |
| Фронтальный и индивидуальный опрос. Проверка таблицы «Строение органа зрения» |
54. | Заболевания и повреждения глаз. [§53] | 1 | Знать понятия: Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение Уметь: анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест |
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы[§54] | 1 | Знать понятия: Наружное, среднее, внутреннее ухо, полукружные каналы. Уметь: характеризовать вестибулярный аппарат как орган равновесия. | Проверка Л\Р№6«проверьте ваш вестибулярный аппарат.» | |
56. | Органы осязания, обоняния, вкуса[§55] | 1 | Знать понятия: Тактильные рецепторы, вкусовые сосочки Уметь: уметь анализировать работу органов обоняния, осязания, вкуса. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |
57. | Контрольная работа «Системы органов» | 1 | Уметь обобщать теоретический материал. | ||
Глава 12. Поведение и психика 6 часов | |||||
58. | Врождённые формы поведения. [§56] | 1 | Знать понятия: Инстинкты, импринтинг. Уметь: характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
59. | Приобретённые формы поведения[§57] | 1 | Знать понятия: Условный рефлекс, мышление, подкрепление, условное торможение. Уметь: характеризовать формы поведения, приводить примеры. | Проверка Л\Р№7 перестройка динамического стереотипа» | |
60. | Закономерности работы головного мозга. [§58] | 1 | Знать понятия: Доминанта, взаимная индукция. Уметь; выявлять закономерности работы мозга. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение[§59] | 1 | Знать понятия: Быстрый и медленный сон, режим сна, сноведения. Уметь: объяснять значение сна для организма человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. [§60] | 1 | Знать понятия: Подсознание, речевые центры, познавательные процессы. Уметь: характеризовать речь, мышление, память и их значение в поведении человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
63. | Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня. [§61,62] | 1 | Знать понятия: Воля, эмоции Уметь: использовать приобретённые знания для организации учебной деятельности | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
Глава 13. Индивидуальное развитие организма 5 часов. | |||||
64. | Половая система человека. [§63] | 1 | Знать понятия: Репродуктивные органы, первичные и вторичные половые признаки, репродуктивный период Уметь: называть и объяснять хромосомный механизм развития женского и мужского организма.. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
65. | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём. [§64] | 1 | Знать понятия: СПИД, синдром Дауна, венерические заболевания. Уметь: называть причины появления наследственных заболеваний человека. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |
66. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. [§65] | 1 | Знать понятия: Бластула, гаструла, нейрула, эмбриональный и постэмбриональный период. Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. | Учебная мультимедийная презентация | Беседа, заполнение таблицы |
67. | О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности[§66,67] | 1 | Знать понятия: Токсикоманы, зависимость, темперамент. Уметь: характеризовать вред токсичных веществ на организм человека. | Учебная мультимедийная презентация | Фронтальный и индивидуальный опрос |
68 | Повторение « Системы органов» | 1 | Уметь: обобщать пройденный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Тематика | Дата проведения |
Контрольные работы | ||
1. | Системы органов | |
Лабораторные работы | ||
1. | Есть ли у Вас плоскостопие | |
2. | Измерение пульса до и после физической нагрузки | |
3. | Измерение обхвата грудной клетки | |
4. | Действие ферментов слюны на крахмал | |
5. | Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки | |
6. | Проверьте ваш вестибулярный аппарат | |
7. | Перестройка динамического стереотипа |
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно- методический комплект:
Для учителя:
1.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
2.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф» 2010г.
3.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология Человек Методическое пособие. М.: «Вентана – Граф» 2007г.
4.О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии (человека) М.: «Вако» 2005г.
5.О.П.Дудкина Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой .-Волгоград : Учитель, 2012г.
Для ученика:
1.Энциклопедия для детей. Биология /гл.редактор М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+,2001г
2.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс Рабочие тетради. М.: «Вентана – Граф» 2007г.
Интернет-ресурсы:
1.1С: Школа. Репетитор. Биология
2.http://school-collection.edu.ru
3.www.bio.nature.ru
4.http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
5. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
6.www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
7. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
Материально- техническое обеспечение:
Лабораторное оборудование | - лупа ручная -микроскоп -комплект посуды для проведения лабораторных работ |
таблицы | -. Организм человека. Общий обзор. -. Опорно- двигательная система( скелет, мышцы) - Кровь. Кровообращение.( круги кровообращения, строение сердца) -Дыхательная система - Пищеварительная система. - Мочевыделительная система. - Кожа. - Эндокринная система. -.Нервная система. -Органы чувств. Анализаторы. -Индивидуальное развитие организма |
Информационно-коммуникационные средства | Мультимедийные обучающие программы « уроки биологии Кирилла и Мефодия» |
технические средства обучения | - компьютер -мультимедийный проектор -экран проекционный -телевизор - видеомагнитофон |
Натуральные объекты | - ископаемые растения и животные -коллекция полезных ископаемых - гербарии покрытосеменных растений - гербарии голосеменных растений |
Специализированная учебная мебель | - доска аудиторная -стол демонстрационный -стол письменный для учителя - столы двухместные ученические в комплекте со стульями -шкафы секционные -стенды экспозиционные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
С 2014 года все щколы перейдут на стандарты второго поколения , являясь пилотной школой по внедрению новых стандартов ,мы 2й год работаем по этим стандартам ,поэтому размещая здесь рабочие прогр...
Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
Рабочая программа расчитана на 2 часа....
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"
Рабочая программа учителя по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе программы ...
Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...