Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная физика"
рабочая программа по физике (7 класс)

Курс внеурочной деятельности «Занимательная физика» ориентирован на развитие интереса школьников к изучению физических процессов, происходящих в природе, к овладению физическими методами познания разнообразных явлений окружающего мира, на формирование умений наблюдать и выделять явления в природе, описывать их физическими величинами и законами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_.kursa_vneuroch.deyat_._zanimatelnaya_fizika.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

«Занимательная физика»

7 класс

Учитель: Елисеенкова Наталья Георгиевна

         

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Занимательная физика» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно- методических документов:

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  

•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  

•Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

•Авторская программа по физике к УМК А.В.Пёрышкина (сост. Сергиенко Т.Н. –М.: ВАКО) 7 класс, 2017г;

•Учебник. Физика 7 кл. А.В.Пёрышкин, Дрофа, 2017г.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения (34ч в год, 1ч в неделю)

Актуальность: данная программа  рассчитана на обучающихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.

Цели изучения курса:
-развитие интереса и творческих способностей обучающихся при освоении ими метода научного познания;
-приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
-формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живём.
З
адачи курса:
-знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
-приобретение обучающимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-формирование у обучающихся знаний о физических величинах: путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
-формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
-овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа  воспитывает коммуникативные навыки. 

Формы организации занятий курса – беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты,  самостоятельная исследовательская работа, практические занятия, на которых  решаются упражнения и задачи по теме занятия, проводятся дидактические  игры, викторины, заслушиваются сообщения учащихся. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, компьюте

Планируемые результаты изучения  курса.

Программа  курса обеспечивает достижение следующих результатов: 

Личностные:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12)формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1)формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2)формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3)приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4)понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5)осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6)овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7)развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8)формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Обучающийся научится:

-применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор;

-определять: цену деления;

-применять понятия: длина, угол, площадь, объём;

-определять цену деления измерительного прибора;

-правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром;

-применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год;

-использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени;

-применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость;

-измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника;

-читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях;

-применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия;

-применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии;

-измерять силы;

-изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе;

-читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.

Обучающийся получит возможность научиться: 

-феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

-пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

-наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

-пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

-применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

-применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств ,решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

-применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

-формированию убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

-развитию элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

-докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

                                                     Содержание курса.

1. Мы познаём мир, в котором живём (6ч).

Что изучает физика. Природа. Явления природы. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.

2. Пространство (10ч). 

Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.

3. Время (3ч). 

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

4. Движение (6ч).

Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.

5. Взаимодействия (9ч).

Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

п/п

№ урока по теме

Наименование тем.

Дата

план

факт

Мы познаём мир, в котором живём (6ч).

1

1

Что такое физика.

04.09

2

2

Природа. Явления природы.

11.09

3

3

Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Самостоятельная работа.

18.09

4

4

Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.

25.09

5

5

Математическая запись больших и малых величин.

02.10

6

6

Что мы знаем о строении Вселенной. Тест.

09.10

Пространство (10ч).

7

1

Пространство и его свойства.

16.10

8

2

Измерение размеров  различных тел.

23.10

9

3

Углы помогают изучать пространство. Самостоятельная работа.

30.10

10

4

Измерение углов в астрономии и географии.

13.11

11

5

Измерение углов в астрономии и географии.

20.11

12

6

Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей.

27.11

13

7

Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Самостоятельная работа.

04.12

14

8

Как и для чего измеряют объём тел.

11.12

15

9

Как и для чего измеряют объём тел.

18.12

16

10

Решение задач. Самостоятельная работа.

25.12

Время (3ч).

17

1

Время.

15.01

18

2

Измерение интервалов времени. Практическая работа.

22.01

19

3

Год. Месяц. Сутки. Календарь.

29.01

Движение (6ч).

20

1

Механическое движение. Траектория.

05.02

21

2

Прямолинейное и криволинейное движение.

12.02

22

3

Путь. Скорость. Тест.

19.02

23

4

Равномерное и неравномерное движение.

26.02

24

5

Относительность движения.

04.03

25

6

Движение планет Солнечной системы. Тест.

11.03

Взаимодействия (9ч).

26

1

Взаимодействие тел. Земное притяжение.

25.03

27

2

Упругая деформация. Трение.

01.04

28

3

Понятие силы. Силы в природе.

08.04

29

4

Сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Самостоятельная работа.

15.04

30

5

Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила.

22.04

31

6

Архимедова сила.

29.04

32

7

Движение невзаимодействующих тел.

06.05

33

8

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

13.05

34

9

Преобразование энергии. Энергетические ресурсы.

20.05

Дополнительная литература:

1.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2012г.

2.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.

3.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвещение. 2013 г.

4.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.

5.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 5-6 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика» для 7-9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная физика»  для 7-9 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Занимательная физика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе календарного учебного графика на 2021-2022 учебный год, учебного плана на 2021-2022 учебный год, авторской программы под редакцией А....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика", 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика", 4 класс...