Методика отслеживания навыка оценивания
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Колещатова Наталья Васильевна

Информация о  составляющих процедуры самооценки. авторы Боровкова Т.И., Морев И.А.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_otsenki.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Процедура сомооценки.

Боровкова Т.И., Морев И.А.  в работе «Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты» (Учебное пособие–– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 134 с.) предложили методику определения уровня сформироанности самооценки.

Три составляющие процедуры самооценки

Первая составляющая процедуры самооценкисвязана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Методическая сторона вопроса сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условия для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд. Основу для оценочной деятельности учащихся создаёт умелая организация их самостоятельной умственной и практической деятельности, активизация мыслительных процессов, развитие у них аналитического, критического подхода к явлениям.

Школьнику должна быть раскрыта вся суть оценочной деятельности, которую опытный учитель обычно излагает до того, как объявляет ученику его отметку. Включение ученика в оценивающую деятельность будет способствовать формированию у него критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки со стороны и самооценки, что поможет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися.

В педагогической деятельности учитель должен прийти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля. Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих (Д. Б. Эльконин).

Эти три компонента нераздельны, они взаимодействуют друг с другом, их автономный анализ нужен лишь для рефлексии собственной педагогической практики.

Представить переход школьника к самооценке своих учебных действий поможет таблица.

Уровни сформированности самооценки


1


2


3


отсутствие оценки


ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя


всецело полагается на отметку учителя, воспринимает её некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи


адекватная ретроспективная оценка


умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия


критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников


неадекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения, однако при этом учитывает лишь факт её знакомства или незнакомства, а не возможность изменения известных ему способов действий
.


свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи; пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не её структуру, не может этого сделать до решения задачи


потенциально адекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий


может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом


актуально адекватная прогностическая оценка


приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменение известных способов действия


самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свои силы, исходя из чёткого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Как видно из таблицы, у разных учеников действия самооценки различны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...

Мастер-класс: "Развитие навыков оценивания учащихся при формативном оценивании"

В этой работе даны примеры оценивания ЗУН учащихся на уроках...

Выступление на МО «Методика проведения и оценивания региональных проверочных работ по математике в 6 и 8 классах»

Выступление на МО «Методика проведения и оценивания региональных проверочных работ по математике  в 6 и 8 классах»...

Мобильное приложение Plickers как инструмент формирования навыков оценивания на уроках английского языка

В современном мире неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифров...

Формирование навыков оценивания себя (self-evaluation) и других (peer assessment) на уроках английского языка

   На уроках английского языка чрезвычайно важно сформировать у школьников навык оценивания себя и других. Овладение этой компетенцией позволит учащимся адекватно воспринимать критику...

Сертификат "Методика проверки и оценивания работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников" 2023 год

Методика проверки и оценивания работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников...