Формирование навыков оценивания себя (self-evaluation) и других (peer assessment) на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс)

Каранкевич Анна Викторовна

     На уроках английского языка чрезвычайно важно сформировать у школьников навык оценивания себя и других. Овладение этой компетенцией позволит учащимся адекватно воспринимать критику в свой адрес, а также поможет им находить ошибки в письменной и устой речи других и корректировать их.  Для формирования этой компетенции необходимо дать учащимся критерии, по которым они будут оценивать себя и других. Они могут быть представлены в виде таблицы, заполнение которой даст возможность выявить проблемные места, в которых ученик совершает большинство ошибок.

     Предоставление школьникам возможности оценивать себя и других частично снимает с учителя роль эксперта и ставит его на один уровень с учениками, позволяя им проявить инициативу. Такое “распределение ролей” способствует повышению мотивации учащихся на уроках и  превращает урок в ориентированного на ученика (learner-centered). Согласно ФГОС именно ученику отводится роль главного действующего лица, осуществляющего учебную деятельность.

     Желание оценивать себя и других ставит перед учащимися определенные цели и открывает новые горизонты. Ученики, выступая в роли учителя, должны быть очень внимательными и четкими при проверке работ. В данной ситуации они не уже могут расслабиться и предоставить право учителю ставить отметки. Наоборот, это теперь уже их компетенция.

     Наблюдать за мотивированными детьми, которые сами могут себя адекватно оценить, великое счастье для учителя. Но дети не могут сразу научиться это делать. Их необходимо этому учить, то есть систематически обращать внимание на ту или иную ошибку, помогать ученикам выявлять, к какому критерию относится ошибка.

     Существует несколько видов работ, которые ученики могут оценить. Одна из них –устное монологическое высказывание. Учитель просит ученика рассказать о чем-то на протяжении какого-то времени, используя определенную лексику и грамматику. Другой учащийся (или несколько) по таблице критериев определяет, уложился его одноклассник во временные рамки, использовал ли он необходимую лексику, записывает грамматические ошибки, если они были сделаны, внимательно слушает высказывание (монолог) и обращает внимание на произношение слов. Далее по таблице, данной ему учителем, выставляет баллы и затем отметку, которая соответствует этому количеству баллов. Учитель в это время наблюдает и тоже заполняет таблицу, выставляет отметку. Потом педагог может сравнить свои баллы и отметку с таблицей баллов ученика, выступающего в роли эксперта, и выставить ему отметку на основе того, как он слушал и выявлял ошибки. Такие виды работ всегда очень нравятся школьникам, они всегда с удовольствием выступают в роли учителя. Скорей всего, это связано с тем, что легче увидеть ошибку у другого, чем найти ее у себя.

     Подобное оценивание одного ученика другим (peer assessment) можно провести на основе письменной работы. В данном случае критерии оценивания будут несколько другими. Самые важный из них - это решение коммуникативной задачи. То есть, соответствует ли письменный текст теме. После этого учащийся должен сосчитать количество слов в работе и проверить, соответсвует ли это количество слов заданному в задании критерию. Далее следует лексический и грамматический параметр, потом логика построения предложения. Дополнительно можно выделить еще и развитие мысли в каждом абзаце, насколько они структурированы.

     Самооценивание является самым сложным видом оценивания, потому что порой ученик не может себя адекватно оценить. Такой вид работы нужно проводить под четким руководством учителя, который подскажет и поможет мягко скорректировать недочеты. Несмотря на данный непростой вид оценивания его нужно проводить, так как успех каждого ученика зависит от того, как он сам себя видит, какие ошибки у себя находит, какой маршрут он себя строит.

     Умение видеть плюсы и минусы, как у себя, так и в работах других, является движущей силой развития, которое необходимо формировать у учащихся. Именно оно приведет к успеху каждого школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evaluation_card.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Evaluation card

Name:

Marks: 1 – Poor, 2 – Needs work, 3 – Good, 4 – Very Good

Subskill

1

2

3

4

Use of Grammar

Use of Vocabulary

Linkers

Content

Your score:

Total score: 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование фонетических навыков в процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорок на уроках английского языка.

Совершенствование фонетических навыковв процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорокна уроках английского языка....

Здоровье сберегающие аспекты использования психологической и других форм игры на уроках английского языка.

Материал знакомит с использованием профилактических средств борьбы с утомляемостью на уроках посредством игры....

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на уроках английского языка.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков.Если в других предметах при отборе содержания из арсен...

Из опыта работы по оцениванию достижений обучающихся при реализации ФГОС общего образования на уроках английского языка

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований ста...

Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...