Диагностика социальных компетенций
учебно-методическое пособие по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Диагностика социальной компетентности обучающегося
Шкала разработана А.М. Прихожан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sotsialnyh_kompetentsiy.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика социальной компетентности обучающегося
Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Экспериментальный материал.
Бланк методики. На первой странице бланка проставляются сведения об обучающемся (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.), указывается кем дана оценка социальной компетентности подростка.
Порядок проведения.
Методика проводится педагогами.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
- б. — обучающийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
- 6. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
- б. — не владеет
В графе «Примечания» можно записать ответ, указать другие сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).
Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.
Обработка результатов
1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).
Таблица 1
Группа | Количество баллов | Социальный возраст | Группа | Количество баллов | Социальный возраст |
Девочки | 102—108 | 9 | Мальчики | 95—108 | 9 |
96—101 | 10 | 88—94 | 10 | ||
89—95 | 11 | 81—87 | 11 | ||
82—88 | 12 | 74—80 | 12 | ||
75—81 | 13 | 67—73 | 13 | ||
70—76 | 14 | 62—66 | 14 | ||
63—69 | 15 | 57—61 | 15 | ||
56—62 | 16 | 50—56 | 16 | ||
49—36 | 17 | 43—36 | 17 |
2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:
СК=(СВ-ХВ)0,1 где: •
СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст
- В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 2.
№ | Субшкала | Шифр суб шкалы | Пункты | |
1. | Самостоятельность | С | 2 | 8 | 16 | 20 | 31 | 36 |
2. | Уверенность в себе | У | 1 | 13 | 19 | 22 | 27 | 33 |
3. | Отношение к своим обязанностям | Об | 6 | 10 | 24 | 26 | 28 | 35 |
4. | Развитие общения | О | 4 | 12 | 15 | 23 | 30 | 34 |
5. | Организованность, развитие произвольности | П | 3 | 9 | 14 | 17 | 29 | 32 |
6. | Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями | и | 5 | 7 | 11 | 18 | 21 | 25 |
4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
Таблица 3
Субшкала | Девочки | Мальчики | ||
Баллы | Социальный возраст | Баллы | Социальный возраст | |
Самостоятельность | 15—18 | 9—11 | 17—18 | 9—10 |
13—14 | 12—13 | 15—16 | 11—12 | |
10—12 | 14 | 12—14 | 13—14 | |
7—9 | 15—16 | 9—11 | 15 | |
6 | 17 | 6—8 | 16—17 | |
Уверенность в себе | 16—18 | 9—11 | 15—18 | 9—10 |
12—15 | 12 | 12—14 | 11 | |
11 | 13 | 10—11 | 12 | |
8—10 | 14—15 | 7—9 | 13—14 | |
6—7 | 16—17 | 6 | 15—17 | |
Отношение к своим обязанностям | 10—18 | 9—12 | 15—18 | 9—11 |
8—9 | 13—15 | 12—14 | 12—14 | |
6—7 | 16—17 | 8—11 | 15—16 | |
— | — | 6—7 | 17 | |
Развитие общения | 17—18 | 9 | 13—18 | 9—10 |
15—16 | 10—11 | 10—12 | 11—12 | |
12—14 | 12—13 | 7—9 | 13—15 | |
9—11 | 14—16 | 6 | 16—17 | |
6—8 | 17 | — | — | |
Организованность, развитие произвольности | 15—18 | 9—11 | 11—18 | 9—10 |
12—14 | 12—13 | 10—12 | 11—12 | |
9—11 | 14—15 | 7—9 | 13—14 | |
6—8 | 16—17 | 6 | 15—17 | |
Интерес к социальной жизни | 17—18 | 9—10 | 14—18 | 9—11 |
15—16 | 11 | 9—13 | 12—14 | |
10—14 | 12—13 | 6—8 | 15—17 | |
8—9 | 14—15 | — | — | |
6—7 | 16—17 | — | — |
- Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК=(СВ-ХВ) 0,1 где:
СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)
ХВ — хронологический возраст
Интерпретация результатов.
Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
- 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
- 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.
- 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.
- 0—(-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
- (-0,6)—(-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.
- (-0,76)—(-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.
Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы
«опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствую-
щую психолого-педагогическую программу.
Субшкалы | Сырой балл | Социальный возраст |
1. Самостоятельность (С) | ||
2. Уверенность в себе (У) | ||
3. Отношение к своим обязанностям (Об) | ||
4. Развитие общения (О) | ||
5. Организованность, развитие произвольности (П) | ||
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями (И) |
Бланк методики “Шкала социальной компетентности”
Ф.И. школьника Школа
Возраст Класс
Кто заполняет бланк (мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель) нужное подчеркнуть)
Дата проведения
Результаты
Показатели | Значения |
Сырой балл | |
Социальный возраст | |
Коэффициент социальной компетенции |
Внимательно прочтите каждое предложение, оцените, насколько подросток владеет указанным навыком, умением, указанной формой поведения. Не думайте долго над ответом. Для оценки используется трехбалльная шкала:
| ||||||
№ | Шифр суб шкалы | Пункт шкалы | Оценка | Примечания | ||
1 б | 26 | 3 б | ||||
1. | У | Обладает чувством собственного достоинства | ||||
2. | С | Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки | ||||
3. | п | Умеет принимать решения и выполнять их | ||||
4. | О | Имеет друзей-сверстников | ||||
5. | и | Интересуется происходящим в стране и мире | ||||
6. | Об | Ответственно относится к школьным обязанностям | ||||
7. | и | Любит читать | ||||
8. | с | Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы | ||||
9. | п | Выполняет намеченное дело до конца | ||||
10. | Об | Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой | ||||
11. | и | Читает газеты, журналы | ||||
12. | О | Умеет прийти на помощь другому человеку | ||||
13. | У | Проявляет требовательность к себе | ||||
14. | п | Владеет средствами, способами достижения цели | ||||
15. | О | Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками | ||||
16. | с | Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги | ||||
17. | п | Может составить план выполнения задания и придерживаться его | ||||
18. | и | Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио | ||||
19. | У | Правильно реагирует на собственные неудачи | ||||
20. | с | Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга | ||||
21. | и | Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации | ||||
22. | У | Правильно относится к собственным успехам | ||||
23. | О | Можно полностью довериться, положиться | ||||
24. | Об | Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины | ||||
25. | и | Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т. п.) |
26. | Об | Участвует в делах класса, школы | ||||
27. | У | Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности | ||||
28. | Об | Выполняет повседневную работу по дому | ||||
29. | П | Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь | ||||
30. | О | Получает удовольствие от общения со сверстниками | ||||
31. | С | Самостоятельно распределяет свое время | ||||
32. | п | Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им | ||||
33. | У | Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни | ||||
34. | О | Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих | ||||
35. | Об | Без напоминаний выполняет домашние задания | ||||
36. | С | Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями |
ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА
(на начало реализации программы)
« » 20 г.
ФИО обу чающе гося | коэффициент социальной компетентности | Отметка об организации работы с психологом / | |||||
Само- стоятель ность (С) | Уверенность в себе (У) | Отношения к своим обязанностям (Об.) | Разви тие обще ния (О) | Органи зован ность (П) | Интерес к жизни (И) | ||
ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА
(по итогам реализации программы)
« » 20 г.
ФИО обу чающе гося | Коэффициент социальной компетентности | Наличие / отсутствие положительной динамики | |||||
Само- стоятель ность (С) | Уверенность в себе У) | Отношения к своим обязанностям (Об.) | Развитие общения (О) | Орга- низо- ван- ность (П) | Интерес к жизни (И) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как средство диагностики ключевых компетенций учащихся
Одной из ключевых идей модернизации образования является активное использование проектной деятельности. Суть проектной деятельности состоит в том, чтобы сделать её средой для формирования и разв...
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 5-х КЛАССОВ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА)
Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и интеллектуального развития, инструмент познания и самореализации. От уровня речевого развития зависят дальнейшие уче...
Формирование социальных компетенций учащихся на уроках «Профильный труд», «Домоводство», «Человек» и «Окружающий социальный мир».
Выступление на заседании методического объединения педагогов школы...
Социальный проект «Краеведение - как средство формирования социальных компетенций учащихся».
В настоящее время происходят быстрые и качественные изменения в жизни общества. Современный человек должен быть готов к ним. В связи с этим государственная политика в области образования предусматрива...
Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома
Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и поддержании условий для самореализа...
Социально-педагогическая деятельность как инновационное средство развития социальной компетенции учащихся в дополнительном образовании
Как сопровождать и адаптировать несовершеннолетних "группы риска"посредством дополнительного образования. Использование программ с психологическими тренингами, профилактическим материалом, п...