«Реализация образовательных технологий на уроках физики»
статья по физике на тему
Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений.
Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 50.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы:
«Реализация образовательных технологий на уроках физики»
Автор:
Кондукторова Е.Ю.,
учитель физики МБОУ «СОШ №33»
города Энгельса
Оглавление стр.
- Введение………………………………………………………….2
- Термин «Образовательные технологии»…………………..........3
- Классификация педагогических технологий…………………...4
- Реализация образовательных технологий на уроках физики….5
- Заключение……………………………………………………….9
- Библиография……………………………………………............10
- Приложения……………………………………………………...11
1. Введение.
Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений.
Современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
2. Термин «Образовательные технологии».
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Педагогические технологии возникли закономерно в результате поиска путей развития форм, методов, систем обучения, обеспечивающих решение различных педагогических задач. Они имеют и направленность, которая обеспечивает развитие отдельных способностей, свойств и качества ума, памяти, чувств и эмоций, физических и других данных. Они также направлены на совершенствование организации учебной работы учащихся и учителя.
Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. При этом с наименьшими затратами времени, средств, физических и интеллектуальных сил.
Сам термин «педагогическая технология» сравнительно нов для педагогики и поэтому в его понимании и определении пока нет единогласия. Педагогическую технологию понимают:
- как совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения, и как технику реализации учебного процесса (в том числе — с применением технических средств);
- как процессуальную часть дидактической системы;
- как модель совместной педагогической деятельности;
- как системную совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.
Сходство всех точек зрения проявляется в том, что педагогическая технология (по аналогии с производственными технологиями) — это описание и процедура реализации педагогического процесса.
Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют терминами «образовательная технология», «воспитательная технология», «информационная технология». Правильным будет понимать:
- под образовательной технологией — технологию учебного процесса;
- под воспитательной технологией — технологию организации внеклассной (внеурочной) работы;
- под информационными технологиями — технологии, основанные на использовании электронных средств коммуникации.
При таком подходе понятие «педагогическая технология» является обобщенным названием всех видов технологий, применяемых в образовании.
3. Классификация педагогических технологий.
Так как понятие «технология» характеризуется многими признаками, то и подходы к классификации могут быть различными.
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
В качестве примера можно привести наиболее известную классификацию технологий, предложенных Г.К. Селевко.
В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий (от технологии свободного труда С. Френе до агрошколы А. Католикова), которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.
Классификация технологий «по Селевко»:
- Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и т.д)
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения: игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии и т.д.)
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии дифференцированного обучения, группового обучения и т.д.)
- Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала (технологии модульного обучения, концентрированного обучения - «погружение» и т.д.)
- Частно-предметные педагогические технологии (система поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышева и т. д.)
- Альтернативные технологии (технология обучения детей с признаками одаренности, технология мастерских и т.д.)
- Природосообразные технологии (технология саморазвития М. Монтессори и т.д.)
- Технологии развивающего образования (личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) и т.д.)
- Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств (ИКТ, технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе и т. д.)
- Социально-воспитательные технологии (технологии воспитания и обучения детей с проблемами и т.д.)
- Воспитательные технологии (технологии индивидуализированного воспитания: технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) и.т.д.)
- Педагогические технологии авторских школ (Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) и т.д.)
- Технологии внутришкольного управления (технология внутришкольного мониторинга и т.д.)
4. Реализация образовательных технологий на уроках физики.
Уровень педагогической культуры учителя во многом зависит от понимания им того, что технологии обучения могут применяться на различных структурных уровнях учебного процесса (виды работ, уроки, учебный процесс в целом, педагогические системы). Ведь каждый этап учебного процесса, на любом его уровне и в любом звене, имеет свою определенную цель, последовательность действий, направленную на реализацию цели, ожидаемый результат, необходимость его оценить и внести коррективы. Следовательно, чтобы результат в каждом из звеньев не был случаен и не достигался каждый раз путем проб и ошибок, он должен строиться на технологической основе. Т.е. учитель будет работать значительно более продуктивно, если он владеет отработанной технологией проведения любого вида работы на уроке определенной целевой направленности.
В любом педагогическом журнале сегодня мы найдем формулировку основной задачи образования - воспитать человека, способного стать успешным в условиях современного, быстро меняющегося мира. А как это сделать? Этот вопрос каждый учитель решает сам, учитывая как свои личные возможности, так возможности и потребности своих учеников. Если мы хотим воспитать человека самостоятельно мыслящего, умеющего рационально решать возникающие проблемы, нам потребуются определенные средства обучения, методологические и педагогические приемы. Необходимо каждому ребенку дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях. Считаю, что для этого необходимо использовать в своей работе адекватные особенностям времени и поколению молодежи технологии, которые могут дать не только высокий образовательный уровень, но и способны изменить стиль общения педагога и ученика. Поэтому, я в своей практике использую те технологии, которые позволили бы в условиях сегодняшнего многообразия учебников, найти оптимальные пути обучения, соответствующие требованиям концепции российского образования.
За основу в своей практике беру личностно - ориентированный подход в обучении и развивающие технологии, цель которых - формирование человека, способного ставить перед собой те или иные задачи, находить средства и способы их решения. Вместе с тем, на протяжении многих лет использую методы и приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"- кластер, синквейн, эссе, учебный «мозговой штурм», которые хорошо вписываются в технологию развивающего обучения. На всех возрастных уровнях использую проблемное обучение.
Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.
Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. (Приложение1) Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.
При использовании данной технологии я реализую также принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
Выбор этих технологий не случаен, т.к. они эффективнее всего направлены на формирование субъектной позиции, которая позволяет сформировать у ученика самостоятельность, коммуникабельность, адаптированность, активность.
Важное место в моей практике сегодня играют интерактивные виды обучения: дискуссии, ролевые и деловые игры, метод исследования и метод проектов.(Приложение1) Интерактивные методики довольно трудоемкие, т.к. требуют большой подготовки как от самого учителя (информация, раздаточный материал, оборудование урока) так и подготовки обучающихся (готовность сотрудничать, анализировать и еще уметь подчиняться правилам). Но они эффективны, потому что при правильной организации работы происходит раскрытие способностей детей, развивается их самостоятельность и способность к самоорганизации. Интересной и продуктивной считаю организацию работы в парах и групповую работу. Ребенок получает не только определенную сумму знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетентностей в образовательной и коммуникативной сфере.(Приложение 1)
Следуя классикам, вспомним, что «научить никого нельзя, можно только научиться». Поэтому стараюсь организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти знания и навыки. Его необходимо заинтересовать. Стараюсь создать такую ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику приходится самому добывать новые знания и приобретать новые умения. Затем даю возможность школьнику на уроке наглядно продемонстрировать полученные результаты.(Приложение1)
Хорошие результаты дает применение проектной деятельности, где обязательно используются компьютерные технологии. В своей практике внедряю малые и большие проекты, которые ребятам нравятся, т.к. это не только поиск и систематизация материала, но и новая форма подачи усвоенного - публичная защита проекта. У меня есть достаточно большая коллекция проектов, созданных учащимися.
Требованием сегодняшнего дня становится использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Я считаю, что цель внедрения ИКТ - создание для обучаемых благоприятных условий для широкого и свободного доступа к культурной, учебной и научной информации, что позволяет сформировать у школьников умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. Используя ИКТ в работе с детьми разного возраста, я могу решать главную проблему: развитие личности обучаемого. Происходит подготовка ученика к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей развитие конструктивного мышления благодаря особенностям общения с компьютером. Развивается творческое мышление за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. Формируются умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации. Развиваются навыки исследовательской деятельности.
Информационные технологии дают мне как учителю возможность сопровождать многие уроки большим количеством наглядного материала. (Приложение1)
Помогают подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Существует большой банк заданий по тренировочным КИМам, демоверсий экзаменационных заданий, а также онлайн-тесты, которые могут быть применены как на уроке, так и в качестве домашних самостоятельных работ.
Интересные результаты дает применение ИКТ во внеурочной деятельности.
Систематическое применение ИКТ на уроке приводит к ряду любопытных последствий:
- повышается уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность урока;
- при создании и использовании презентационного варианта подачи учебного материала обращается огромное внимание на логику изложения, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
- изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно увлеченными компьютерами; они видят во мне "родную душу";
- изменяется, особенно у обучающихся 5-7 классов, отношение к компьютеру, как к дорогой игрушке; ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Большим достоинством применения ИКТ я считаю тот факт, что обучение через информационные и компьютерные технологии органично соединяется с обучением критическому мышлению, умением работать в команде сверстников, которые я использовала и раньше.
Таким образом, я постаралась освоить целый комплекс современных технологий обучения, что позволило реализовать взаимосвязь и обеспечить взаимовлияние педагогических и компьютерных технологий:
Во внедрении ИКТ в школе, как в любом процессе, есть плюсы и минусы. Минусов тоже немало. Их надо знать, нельзя игнорировать, а нужно искать пути нейтрализации. И все - таки, будущее - за новыми формами обучения. Их можно осваивать и внедрять в учебный процесс. Развитие компьютерных технологий - весьма перспективный путь оптимизации учебного процесса.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя точно определить, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
5. Заключение.
В соответствии с новыми требованиями к качеству современного образования, определенными Концепцией модернизации российского образования применяемые образовательные технологии должны обеспечивать высокий уровень фундаментальных знаний и ключевых компетенций учащихся, развивать способности самостоятельно решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, самостоятельно принимать ответственные решения и быть готовыми к эффективному самообразованию в течение всей жизни. С другой стороны, демократизация российского общества и соответствующая гуманизация образования требуют переосмысления целей, ценностей, содержания и технологий обучения в плане обращенности их к личности ребенка, к сохранению его психического и физического здоровья. Это означает, что ведущими должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.
Применение современных образовательных технологий позволяет школе с уверенностью смотреть в будущее. Ведь все в школе подчинено единой цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
6. Библиография
- Лихачев Б. Т. Педагогика. — М.: Юрайт, 2002.
- Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. — М.: Касталь, 1993.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
- Физика. 11 класс: Поурочные планы.-/ Авт.-сост. Г.В. Маркина. – Волгоград: Учитель, 2003 г
- http://nsportal.ru
- http://www.selevko.net
- http://festival.1september.ru
- https://ru.wikipedia.org
- http:// www.fipi.ru/
7. Приложение
7.1 Разработка урока по физике (Этап урока)
Учитель физики МБОУ «СОШ №33» ЭМР Кондукторова Е.Ю.
Класс: 11
Тип урока: введение нового материала и первичное закрепление
Тема урока:
"Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур".
Цель урока: Составить представление о процессах, происходящих в колебательном контуре; установить закономерности.
Задачи:
образовательные: сформировать понятия электромагнитных колебаний и колебательного контура; сформировать представление о том, как в колебательном контуре энергия электрического поля периодически превращается в энергию магнитного поля; показать, что колебания в идеальном колебательном контуре являются гармоническими; получить основное уравнение, описывающее свободные электрические колебания в контуре; вывести формулу, с помощью которой можно вычислить период свободных электрических колебаний.
развивающие: развитие навыков самостоятельного поиска решения задач, логического мышления, умения рассуждать, сравнивать, делать выводы
воспитательные: воспитание умения работать в группе, формирование физического мышления,содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.
Учебно-методическое обеспечение: УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин "Физика. 11 класс", презентация "Электромагнитные колебания"
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал на столы (таблица, задания)
Этап урока
5. Закрепление. Исследование характеристик колебательного контура.
Работа в группах. Поработаем в группах. (Раздаются тексты заданий)
Руководителем первой группы «Первооткрыватели» будет ученик……, к нему присоединяются ребята, сидящие с ним на одном ряду. Ваша задача, не производя никаких математических вычислений, размышляя только логически, прийти к правильному решению.
Вторая группа «Теоретики», под руководством ученика……., решают эта задачу с применением математического решения.
(Руководителям групп раздаются «Оценочные листы учащихся», которые они заполняют в ходе работы с группой, после обсуждения решений листы сдаются учителю)
Данные задания были взяты из каталога заданий КИМов ЕГЭ (часть А, В)
Учащиеся получают задания. (Задание дублируется на слайде)
1. Как и во сколько раз изменится частота собственных электромагнитных колебаний в контуре, если электроемкость конденсатора увеличит в 4 раза ?
2. Как изменится период собственных колебаний контура (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
Обсуждение решений. (Слайд 15)Учащиеся выходят к доске или с места выдают решения своих задач. Делают выводы: о зависимости (обратной пропорциональности) частоты и величин L и C
7.2. Оценочный лист руководителя группы
ФИ ученика | Активность при обсуждении | Теоретические знания | Умение решать задачи |
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая реализация образовательных технологий при обучении физике
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...
Практическая реализация образовательных технологий при обучении физике
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характ...
Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»
Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...
Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"
Доклад на тему: "Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики"...
Практическая реализация образовательных технологий на уроках физики
Модернизация системы образования невозможна без новых идей,подходов, современных образовательных технологий....
Использование современных образовательных технологий на уроках физики с целью повышения эффективности образовательного процесса
Использование современных образовательных технологий позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваясь хороших результатов....
Инновационные образовательные технологии на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
Современный учитель должен перейти к таким видам деятельности и технологиям, которые позволят внедрить в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь о...