Технологическая карта урока физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс)
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Данные об учителе: __Мурзина Гульнара Азатовна_____________
2. Предмет: _физика________Класс:___9_________Учебник (УМК): __А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.__
3. Тема урока:___Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки___
4. Тип урока:__изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий___________________
5. Оборудование:_учебник, доска, интерактивная доска, мобильные телефоны_____________________________
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | - изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки, повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства; - закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений. | - знать правило левой руки, определение электрического поля; - уметь выполнять задания на применение правила правой и левой руки; - применять правила правой и левой руки на практике. |
Метапредметные | Регулятивные: Совместно с учителем планируют учебные действия и осуществляют оценку результатов своей деятельности во время урока. Коммуникативные: Решают примеры обсуждая способы решения. Познавательные: Выдвигают гипотезы, предположения, предложения по решению незнакомой задачи, совместно с учителем формулируют тему урока. | Регулятивные: - уметь совместно с учителем планировать свою учебную деятельность и осуществлять самооценку. Коммуникативные: - уметь взаимодействовать с напарником в обсуждении способов решения заданий Познавательные: - уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач; - понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
Личностные | Решают задачи, аргументируя свои рассуждения. Оценивают деятельность напарника по решению поставленных задач в соответствии с установленными критериями. | - уметь грамотно и аргументированно излагать свои мысли при решении поставленной задачи. -уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности в парной работе. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Задачи | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| 2 | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Приветствие - Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. - Ребята, какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | Приветствуют преподавателя. Записывают число, «Классная работа». Отвечают на вопрос учителя: - мы начали изучать главу: «Магнитное поле тока». |
2. Актуализация знаний. | 10 | Организовать актуализацию знаний | Слайд 1. - Доставайте телефоны и выполняйте задания | Организует учащихся на уроке | Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя. |
3. Изучение нового материала. | 15 | Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организовать деятельность учащихся по изучению нового материала. | Учитель: Как можно обнаружить магнитное поле? Оно не действует на наши органы чувств – не имеет запаха, цвета, вкуса. Мы не можем, правда, с уверенностью утверждать, что в животном мире нет существ, чувствующих магнитное поле. В США и Канаде для отгона осьминог с места скопления мальков на реках, впадающих в Великие озера, установлены электромагнитные барьеры. Ученые объясняют способность рыб ориентироваться в просторах океана их реакцией на магнитные поля… Сегодня на уроке мы изучим, как обнаружить магнитное поле по его действию на электрический ток и изучим правило левой руки. На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой, наличие такой силы можно посмотреть с помощью такого опыта: проводник подвешен на гибких проводах, который через ключ присоединен к аккумуляторам. Проводник помещен между полюсами подковообразного магнита, т. е. находится в магнитном поле. При замыкании ключа в цепи возникает электрический ток, и проводник приходит в движение. Если убрать магнит, то при замыкании цепи проводник с током двигаться не будет. Почему так происходит? (Демонстрация опыта) Если ученики смогут сами ответить: Значит, со стороны магнитного поля на проводник с током действует некоторая сила, отклоняющая его от первоначального положения. Учитель: Действие магнитного поля на проводник с током может быть использовано для обнаружения магнитного поля в данной области пространства. Конечно, обнаружить магнитное поле проще с помощью компаса. Но действие магнитного поля на находящуюся в нем магнитную стрелку компаса, по существу, тоже сводится к действию поля на элементарные электрические токи, циркулирующие в молекулах и атомах магнитного вещества, из которого изготовлена стрелка. Вывод 1: Таким образом, магнитное поле создается электрическим током и обнаруживается по его действию на электрический ток. Выясним, от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Опыт показывает, что при изменении направления тока изменяется и направление движения проводника, а значит, и направление действующей на него силы. Направление силы изменится и в том случае, если, не меняя направления тока, поменять местами полюсы магнита (т. е. изменить направление линий магнитного поля). Следовательно, направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой. (Формулировка правила левой руки) А если у нас не дано направление тока, то как нужно ориентироваться? С помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятую движущуюся в нем частицу, как положительно, так и отрицательно заряженную. Для наиболее простого случая, когда частица движется в плоскости, перпендикулярной магнитным линиям, это правило формулируется следующим образом: (формулировка правила левой руки для заряженных частиц) Пользуясь правилом левой руки, можно определить не только направление силы, действующей в магнитном поле на проводник с током или движущуюся заряженную частицу. По этому правилу мы можем определить направление тока (если знаем, как направлены линии магнитного поля и действующая на проводник сила), направление магнитных линий (если известны направления тока и силы), знак заряда движущейся частицы (по направлению магнитных линий, силы и скорости движения частицы). Сила действия магнитного поля на проводник с током или движущуюся заряженную частицу равна нулю, если направление тока в проводнике или скорость частицы совпадают с линиями магнитного поля или параллельны им. | Задает вопросы учащимся по теме прошлых уроков. | Формулируют тему урока |
4. Физкультминутка | 3 | Организация физкультминутки | Встаньте, пожалуйста. Вы – компас, ваше лицо – указывает всегда на север, затылок – на юг, стена – это северный полюс, противоположная доска – южный полюс. – Дети поворачиваются лицом к стене. Полюса поменялись. Дети поворачиваются лицом к доске. Возникают магнитные бури – дети начинают качаться и вращаться. |
| |
5. Первичное закрепление знаний. | 5 | Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Упр. 36 (1). В какую сторону покатится легкая алюминиевая трубочка при замыкании цепи? Ученики дают ответы: по правилу левой руки линии магнитного поля входят в ладонь, электрический ток течет по трубочке, значит, трубочка покатится к источнику тока. | Выполняют задания у доски и в тетрадях, грамотно аргументируя свои рассуждения при решении поставленных задач. | |
6. Рефлексия | 3 | Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Давайте еще раз вспомним правило левой руки Продолжите предложение:
| Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. | |
7. Домашнее задание | 2 | § 46, упр. 36 (2, 3, 4, 5). | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"
Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."
Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...
Технологическая карта урока. Физика 9 класс.
Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....
Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»
Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...
Технологическая карта урока физики 7 класс
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...
Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"
Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...