Технологическая карта урока физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс)

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Данные об учителе: __Мурзина Гульнара Азатовна_____________

2. Предмет: _физика________Класс:___9_________Учебник (УМК): __А. В. Перышкин, Е. М. Гутник.__

3. Тема урока:___Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки___

4. Тип урока:__изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий___________________

5. Оборудование:_учебник, доска, интерактивная доска, мобильные телефоны_____________________________

 Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- изучить как обнаруживается магнитное поле по его действию на электрический ток, изучить правило левой руки, повторить ранее пройденные определения электрического поля, магнитного поля, условия их возникновения, свойства;

- закрепить правила правой и левой руки с помощью упражнений.

- знать правило левой руки, определение электрического поля;

- уметь выполнять задания на применение правила правой и левой руки;

- применять правила правой и левой руки на практике.

Метапредметные

Регулятивные:

Совместно с учителем планируют учебные действия и осуществляют оценку результатов своей деятельности во время урока.

Коммуникативные: 

Решают примеры обсуждая способы решения.

Познавательные:

Выдвигают гипотезы, предположения, предложения по решению незнакомой задачи, совместно с учителем формулируют тему урока.

Регулятивные:

- уметь совместно с учителем планировать свою учебную деятельность и осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

- уметь взаимодействовать с напарником в обсуждении способов решения заданий

Познавательные:

 - уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач;

- понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные

Решают задачи, аргументируя свои рассуждения.

Оценивают деятельность напарника по решению поставленных задач в соответствии с установленными критериями.

- уметь грамотно и аргументированно излагать свои мысли при решении поставленной задачи.

-уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности в парной работе.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. 1.Организационный момент урока и мотивация к учебной деятельности.

2

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Приветствие

- Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Ребята, какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Приветствуют преподавателя.

Записывают число, «Классная работа».

Отвечают на вопрос учителя:

- мы начали изучать главу: «Магнитное поле тока».

2. Актуализация знаний.

10

Организовать актуализацию знаний

Слайд 1.

- Доставайте телефоны и выполняйте задания

Организует учащихся на уроке  

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

3. Изучение нового материала.

15

Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия.

Организовать

деятельность учащихся по   изучению нового материала.

Учитель: Как можно обнаружить магнитное поле? Оно не действует на наши

органы чувств – не имеет запаха, цвета, вкуса. Мы не можем, правда, с

уверенностью утверждать, что в животном мире нет существ, чувствующих

магнитное поле. В США и Канаде для отгона осьминог с места скопления

мальков на реках, впадающих в Великие озера, установлены электромагнитные барьеры. Ученые объясняют способность рыб

ориентироваться в просторах океана их реакцией на магнитные поля…

Сегодня на уроке мы изучим, как обнаружить магнитное поле по его действию на электрический ток и изучим правило левой руки.

На всякий проводник с током, помещенный в магнитное поле и не совпадающий с его магнитными линиями, это поле действует с некоторой силой, наличие такой силы можно посмотреть с помощью такого опыта:

проводник подвешен на гибких проводах, который через ключ присоединен к

аккумуляторам. Проводник помещен между полюсами подковообразного

магнита, т. е. находится в магнитном поле. При замыкании ключа в цепи

возникает электрический ток, и проводник приходит в движение. Если

убрать магнит, то при замыкании цепи проводник с током двигаться не

будет. Почему так происходит? (Демонстрация опыта)

Если ученики смогут сами ответить: Значит, со стороны магнитного поля на

проводник с током действует некоторая сила, отклоняющая его от первоначального положения.

Учитель: Действие магнитного поля на проводник с током может быть

использовано для обнаружения магнитного поля в данной области пространства.

Конечно, обнаружить магнитное поле проще с помощью компаса. Но действие магнитного поля на находящуюся в нем магнитную стрелку компаса, по существу, тоже сводится к действию поля на элементарные

электрические токи, циркулирующие в молекулах и атомах магнитного

вещества, из которого изготовлена стрелка.

Вывод 1: Таким образом, магнитное поле создается электрическим током и

обнаруживается по его действию на электрический ток.

Выясним, от чего зависит направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Опыт показывает, что при изменении направления тока изменяется и направление движения проводника, а значит, и направление действующей на него силы. Направление силы изменится и в том случае, если, не меняя направления тока, поменять местами полюсы магнита (т. е. изменить направление линий магнитного поля).

Следовательно, направление тока в проводнике, направление линий магнитного поля и направление силы, действующей на проводник, связаны между собой.

(Формулировка правила левой руки)

А если у нас не дано направление тока, то как нужно ориентироваться?

С помощью правила левой руки можно определить направление силы, с которой магнитное поле действует на отдельно взятую движущуюся в нем частицу, как положительно, так и отрицательно заряженную. Для наиболее простого случая, когда частица движется в плоскости, перпендикулярной магнитным линиям, это правило формулируется следующим образом:

(формулировка правила левой руки для заряженных частиц)

Пользуясь правилом левой руки, можно определить не только направление

силы, действующей в магнитном поле на проводник с током или движущуюся заряженную частицу. По этому правилу мы можем определить направление тока (если знаем, как направлены линии магнитного поля и действующая на проводник сила), направление магнитных линий (если известны направления тока и силы), знак заряда движущейся частицы (по направлению магнитных линий, силы и скорости движения частицы).

Сила действия магнитного поля на проводник с током или движущуюся заряженную частицу равна нулю, если направление тока в проводнике или скорость частицы совпадают с линиями магнитного поля или параллельны

им.

Задает вопросы учащимся по теме прошлых уроков.

Формулируют тему урока

4. Физкультминутка

3

Организация физкультминутки

Встаньте, пожалуйста. Вы – компас, ваше лицо – указывает всегда на север, затылок – на юг, стена – это северный полюс, противоположная доска – южный полюс. – Дети поворачиваются лицом к стене. Полюса поменялись. Дети поворачиваются лицом к доске. Возникают магнитные бури – дети

начинают качаться и вращаться.

 

5. Первичное закрепление знаний.

5

Организовать

усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Упр. 36 (1). В какую сторону покатится легкая алюминиевая трубочка при замыкании цепи?

Ученики дают ответы: по правилу левой руки линии магнитного поля входят

в ладонь, электрический ток течет по трубочке, значит, трубочка покатится к

источнику тока.

Выполняют задания у доски и в тетрадях, грамотно аргументируя свои рассуждения при решении поставленных задач.

6. Рефлексия

3

Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности.  

Давайте еще раз вспомним правило левой руки

 Продолжите предложение:

  • Мы сегодня узнали …
  • Больше всего мне понравилось…
  • Работать мне было…
  • Я затруднялся…

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

7. Домашнее задание

2

§ 46, упр. 36 (2, 3, 4, 5).

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"

Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."

Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...

Технологическая карта урока. Физика 9 класс.

Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....

Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии....

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

Технологическая карта урока физики 7 класс

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"...

Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...