Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
«Практикум по решению физических задач» 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Практикум по решению физических задач» 8 класс | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного курса «Практикум по решению физических задач». 8 класс
Личностными результатами обучения являются:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результаты обучения являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: тепловые, электрические, магнитные, световые;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике;
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
- решение задач с применением законов и формул, различных разделов физики;
- владение экспериментальными методами исследования тепловых, электрических, магнитных, световых явлений;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, используемых в математике.
Содержание учебного курса «Практикум по решению физических задач»
Основное содержание (по темам или разделам) | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Раздел 1. Введение. Физическая задача (1ч). Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач. | - классифицировать физические задачи по требованию, содержанию, способу задания и решения; - выделять основные приемы составления физических задач. |
Раздел 2. Тепловые явления (3ч) Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц. Измерение температуры. Температурные шкалы. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Уравнение теплового баланса. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах. | - объяснять тепловые явления, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул, наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; - объяснять изменение внутренней энергии тела; - сравнивать виды теплопередачи; - составлять обобщающие таблицы; - находить количества теплоты при фазовых переходах по формулам; - строить графики, иллюстрирующие тепловые процессы; - определять КПД различных машин и механизмов. - анализировать текст и физическое явление; - классифицировать предложенную задачу; - формулировать идею/идеи решения задачи; - выбирать способ решения задачи; - последовательно выполнять и проговаривать задачи этапы решения; анализировать решение задачи, полученный результат. |
Раздел 3. Электрические явления (6 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. | - доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд, объяснять образование положительных и отрицательных ионов. - объяснять электризацию тел; - строить графики зависимости силы тока от напряжения и сопротивления, анализировать результаты опытов и графики. - собирать электрические цепи по предложенным схемам, пользоваться амперметром и вольтметром - устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. - рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном, параллельном, смешанном соединениях проводников. - рассчитывать работу и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля – Ленца. - анализировать текст и физическое явление; - классифицировать предложенную задачу; - формулировать идею/идеи решения задачи; - выбирать способ решения задачи; - последовательно выполнять и проговаривать задачи этапы решения; анализировать решение задачи, полученный результат. |
Раздел 4. Магнитные явления (4 ч) Магнетизм. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | - получать картину магнитного поля дугообразного магнита, описывать опыты по намагничиванию веществ; - приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту; - объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; - определять направление магнитных линий прямого тока, катушки с током; - определять направление силы Ампера, используя правило левой руки; - анализировать текст и физическое явление; - классифицировать предложенную задачу; - формулировать идею/идеи решения задачи; - выбирать способ решения задачи; - последовательно выполнять и проговаривать задачи этапы решения; анализировать решение задачи, полученный результат. |
Раздел 5. Световые явления (4 ч) Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. Дисперсия света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. | - формулировать закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света; - применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале; - объяснять восприятие изображения глазом человека; - строить изображения, даваемые собирающей, рассеивающей линзой; - анализировать текст и физическое явление; - классифицировать предложенную задачу; - формулировать идею/идеи решения задачи; - выбирать способ решения задачи; - последовательно выполнять и проговаривать задачи этапы решения; анализировать решение задачи, полученный результат. |
Учебно-тематический план учебного курса «Практикум по решению физических задач»
№п/п | Тема | Кол-во часов | Ведущая форма деятельности |
1 | Введение. Физическая задача | 1 | Лекция, решение задач |
2 | Тепловые явления | 4 | Решение задач, тестирование |
3 | Электрические явления | 6 | Практическая работа, решение задач, тестирование |
4 | Магнитные явления | 3 | Практикум, решение задач |
5 | Световые явления | 4 | Практикум, решение задач |
ИТОГО | 18 |
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год учебного курса по физике
«Практикум по решению физических задач». 8 класс
№ п/ п | Тема | Основное содержание | Планируемые результаты | Сроки | ||
Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД | ||||
1 | Физические задачи, способы их решения. | Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. | Развитие любознательности, интереса к познанию мира; готовность к саморазвитию и самообразованию | решение задач с применением законов и формул, различных разделов физики | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | |
2 | Решение задач по теме «Тепловые явления» | Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотичного движения частиц. Измерение температуры. Температурные шкалы. | развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | Научатся различать тепловые явления; анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул; получат возможность научится приводить примеры превращения энергии при подъёме тела, при его падении | П: исследовать превращение энергии тела в механических процессах; работать с учебником и другими источниками информации; Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
3 | Решение качественных задач по теме «Внутренняя энергия» | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение | Убежденность в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества | понимание и способность объяснять физические явления: тепловые; понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике; расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач; | П-осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности , анализировать информацию; Р-выполнять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; сравнивать свой способ действия с эталоном; К- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; с помощью вопросов осуществлять поиск недостающей информации | |
4 | Количество теплоты | Количество теплоты. Изменение агрегатных состояний вещества. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Уравнение теплового баланса. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Формирование ответственного отношения к учителю, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию | Научиться рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении, при плавлении, парообразовании | П -выделять и формировать познавательную цель; предвидеть возможные результаты своих действий; Р-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; К- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | |
5 | Уравнение теплового баланса. | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах. | Формирование ответственного отношения к учению; развитие настойчивости в достижении поставленной цели ; формирование позитивной самооценки | Научатся применять знания для решения задач по теме «Тепловые явления» | П -применять полученные знания для решения заданий; Р-осознавать качество и уровень усвоения учебного материала; К -работать индивидуально | |
6 | Решение качественных задач по теме «Электризация тел. Электрическое поле» | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды | Формулирование ценностных отношений друг к другу, учению, к результатам обучения | Научатся обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле; пользоваться электроскопом; определять изменение силы, действующее на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу | П-управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредствам постановки целей; осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности; Р-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей; К - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками | |
7 | Характеристики электрического тока. Практическая работа. | Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. | Проявление самостоятельности в получении новых знаний и практических умений; развитие культуры умственного труда | Научатся включать эл. приборы в цепь; определять цену деления эл. приборов, чертить схему электрической цепи; измерять силу тока на различных участках цепи,напряжение | П-самостоятельно приобретать новые знания; управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредствам постановки целей; Р-самостоятельно формировать познавательную задачу; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; К-слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность | |
8 | Решение расчётных задач по теме «Закон Ома для участка цепи» | Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи | Формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Научиться рассчитывать электрическое сопротивление проводника, силу тока и напряжение | П-управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредствам постановки целей; самостоятельно приобретать новые знания; Р-самостоятельно планировать пути достижения целей; принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий; К- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | |
9 | Последовательное и параллельное соединение проводников. Практическая работа | Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление Последовательное и параллельное соединение проводников | Формирование целостного мировоззрения; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуре | Научатся приводить примеры применения последовательного и параллельного соединения проводников; рассчитывать силу тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении | П-владеть навыками организации учебной деятельности; Р-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; осуществлять действия , приводящие к выполнению поставленной цели; К- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
10 | Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца». | Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. | Убежденность в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники | Научатся рассчитывать работу и мощность электрического тока; выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока | П-владеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности; анализировать и перерабатывать полученную информацию; Р-выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; К- выражать свои мысли; обладать способностями выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение | |
11 | Решение задач по теме «Электрический ток» | Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников | Формирование ответственного отношения к учению; развитие настойчивости в достижении поставленной цели; формирование позитивной самооценки | Научатся применять знания для решения задач | П-применять полученные знания для решения задач; Р-осознавать качество и уровень усвоения учебного материала; К-работать индивидуально | |
12 | Решение задач по теме «Магнитные явления» | Магнетизм. Опыт Эрстеда. Магнитное поле | Формирование ценностных отношений к учителю, результатам обучения; готовность к саморазвитию и самообразованию | Научатся выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; объяснять связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; приводить примеры магнитного явления | П-управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредствам постановки целей; Р-выдвигать гипотезу, предлагать методы ее решения; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; К-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | |
13 | Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током | Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | Готовность к саморазвитию и самообразованию; развитие ответственности; убежденность в возможности познания природы | Научатся объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; перечислять преимущества электродвигателя по сравнению с топливным; собирать электрический двигатель постоянного тока ( по модели); определять основные детали электрического двигателя | П-работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе; Р-самостоятельно формулировать познавательную задачу; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; К- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | |
14 | Практическая работа по определению действия магнитного поля на проводник с током. | Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. | Готовность к саморазвитию и самообразованию; развитие ответственности; убежденность в возможности познания природы | Научатся применять знания к решению задачи | П-работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе; Р-самостоятельно формулировать познавательную задачу; осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; К- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | |
15 | Отражение света. Зеркало. Практическая работа « Изучение отражения света от плоского и вогнутого зеркала». | Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. Плоское зеркало. | Формирование ответственного отношения к учению; развитие внимательности, собранности, аккуратности; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | Научатся наблюдать отражение света; проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения света от угла падения | П-предвидеть возможные результаты совей деятельности; Р-осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; оценивать достигнутый результат; К- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
16 | Преломление света. Законы преломления. Практическая работа: «Исследование зависимости угла преломления в зависимости от угла падения» | Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики. | Формирование целостного мировоззрения; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры | Научиться наблюдать преломление света; приводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду | П-работать с учебником и другими источниками информации; проводить анализ информации; Р-выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели; К- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
17 | Линзы. Формула тонкой линзы. Построение изображений в линзах. | Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. | Формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Научатся строить изображения, даваемые линзой; различать мнимое и действительное изображение | П-самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности; Р - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; К - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей | |
18 | Практическая работа «Построение изображений в линзах» | Элементы геометрической оптики. Законы геометрической оптики | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; развитие инициативности | Научатся изменять фокусные расстояния и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, дать характеристику изображениям | П-самостоятельно проводить опыты и эксперименты; оценивать результаты своей деятельности; Р-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; составлять план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы; К- работать в группе, слышать, слушать друг друга; интересоваться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Практикум по решению задач по геометрии" (7 класс)
Цель данного курса - решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся....
Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)
Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
Рабочая программа ДОУ "Практикум по решению математических задач и развитию вычислительных навыков"
программа предназначена для спецкурса на 12 часов в рамках дополнительных образовательных услуг...
Рабочая учебная программа курса «Практикум по решению избранных задач» («ПРИЗ») 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального стандарта основного общего образования...
Адаптированная рабочая учебная программа курса «Практикум по решению избранных задач» («ПРИЗ») 8 класс
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Практикум по решению избранных задач» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основно...
ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»
Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...