Программа кружка по физике "Физика вокруг нас"
учебно-методическое пособие по физике (7 класс)
Разработка программы кружка с элементами проектной деятельности. Программа может быть использована в 7-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fizika_vokrug_nas.docx | 362.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
- ………………………………………………… ……… класс
Возрастной состав учащихся
7 - 9 класс (13 – 16 лет)
Наполняемость группы
15 человек
Количество часов
в год - 130
Расписание занятий
Вторник пятница
с 16-00 до 16-40 с 16-00 до 16-40
с 16-50 до 17-30
Изменение расписания
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цель и задачи кружкового объединения «Физика вокруг нас»
Цель:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности для развития личности обучающегося.
Задачи
- Образовательные:
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных тем физики;
- развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки и техники;
- научить решать задачи нестандартными методами;
- развивать познавательные интересы при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
- Воспитательные:
- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
- Развивающие:
- развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;
- развивать творческие способности;
- формировать активность, инициативу и самостоятельность у обучающихся;
Виды деятельности:
- Решение разных типов задач.
- Занимательные опыты по разным разделам физики.
- Конструирование простейших приборов, используемых в учебном процессе.
- Применение ИКТ.
- Занимательные «экскурсии» в область истории физики.
- Применение физических законов на практике.
Формы проведения занятий кружка:
- Беседа.
- Практикум.
- Исследовательская работа.
- Проектная работа.
- Вечера физики.
Ожидаемые результаты:
- Навыки к выполнению работ исследовательского характера.
- Навыки решения разных типов задач.
- Навыки постановки эксперимента
- Навыки работы с дополнительными источниками информации
Результаты реализации программы
- Достижения обучающихся.
- Повышение качества знаний.
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенции базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности – творческая активность – предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного. Владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7-9 классов, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, ОБЖ, географии и других. Занятия кружкового объединения способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создадут условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей обучающихся является метод проектно-исследовательской деятельности. Используя его в своей работе, учитель научит обучающихся решать проблемы и задачи не только возникающие на уроке, но и в жизни. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к физике.
Количество часов в неделю:
3,6 часа.
Содержание тем курса
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Фронтальные лабораторные работы и экспериментальные задания | Демонстрации |
1 | Введение Физика в природе. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. Масштабы физических явлений на Земле и во Вселенной. Физика – основа техники. Физика и научно-технический прогресс. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. | 12 |
|
|
2 | Строение и свойства вещества. Молекулы. Явления, подтверждающие молекулярное строении вещества. Размеры и масса молекул. Движение и взаимодействие молекул в газах. Жидкостях и твердых (кристаллических) телах. Атом. Молекула. Вещество. Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. История возникновения и развития молекулярно-кинетической теории вещества. | 22 |
|
|
3 | Движение тел. Относительность движения и покоя. Мгновенная и средняя скорости. Методы измерения скорости тела. Скорости, встречающиеся в природе и технике. | 22 |
|
|
4 | Силы в природе. Взаимодействие тел и инертность. Масса. Сила. Деформация. Упругие силы. Явление тяготения. Небесные тела и их движение. Сила тяжести на других планетах. Сила трения. | 18 |
|
|
5 | Гидро- и аэростатика. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды с разными жидкостями. Водопровод. Гидростатический парадокс. Гидравлический тормоз. Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки. Батискаф и акваланг. История развития гидростатики и аэростатики. (Герике. Архимед. Паскаль. Торричелли.) | 20 |
|
|
6 | Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы. «Золотое правило механики». Подвижный и неподвижный блоки. Ворот. Наклонная плоскость. Винт. Подъемный кран. Виды механической энергии. Формула кинетической энергии (без вывода). Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. | 20 |
|
|
7 | Волны. Виды волн. Звуковые волны. Электромагнитные волны. | 6 |
|
|
8 | Оптика. Да будет свет! Как видит человек. Зрение. Дефекты зрения. | 6 |
|
|
9 | Проектная работа. «А нам летать охота!» | 4 | Представление проектов |
Тематическое планирование кружка
№ занятия | Тема занятия кружка | Кол-во часов | Формы проведения кружка |
| 12 | ||
1 | Организационное занятие. Техника безопасности. | 1 | Беседа |
2 | Физика в природе. | 1 | Беседа |
3-4 | Методы изучения физических явлений. | 2 | Практическая работа |
5-6 | Измерение физических величин. | 2 | Практическая работа |
7-8 | Цена деления измерительного прибора. | 2 | Практическая работа |
9-10 | «Физика начинается там, где начинают измерять…» | 2 | Практическая работа |
11 | Физика – основа техники. Выдающиеся русские и зарубежные ученые-физики и конструкторы. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
12 | Физики – лауреаты Нобелевской премии. | 1 | Сообщения учащихся |
| 22 | ||
13-14 | Молекулы и атомы. | 2 | Беседа |
15-16 | Модели молекул. Деление молекул. | 2 | Практическая работа |
17 | Явления, подтверждающие молекулярное строение вещества. | 1 | Практическая работа |
18 | Молекулярное строение жидкостей. | 1 | Практическая работа |
19 | Молекулярное строение твёрдых тел. | 1 | Практическая работа |
20 | Молекулярное строение газов. | 1 | Практическая работа |
21-22 | Взаимодействие молекул в газах, жидкостях и твёрдых кристаллических телах. | 2 | Практическая работа |
23-24 | Рост кристаллов. | 2 | Практическая работа |
25 | Материалы. Виды материалов в технике и строительстве. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
26 | Диффузия. | 1 | Беседа |
27-28 | Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах. | 2 | Практическая работа |
29-30 | Смачивание и несмачивание. | 2 | Практическая работа |
31-32 | Игровое занятие. Атом. Молекула. Вещество. | 2 | |
33 | Рубежный контроль. | 1 | |
34 | Занимательная физика «Ох, уж эти молекулы!» | 1 | Викторина. Творческие работы учащихся (кроссворды, сказки, стихи) |
| 22 | ||
35-36 | Относительность движения и покоя. | 2 | Практическая работа |
37-38 | Методы измерения скорости. | 2 | Практическая работа |
39 | Скорости в природе и технике. | 1 | |
40 | «Мы едем, едем, едем…» | 1 | Практическая работа |
41 | Взаимодействие тел и инертность. | 1 | Беседа |
42-43 | Масса. Объём. | 2 | Практическая работа |
44-45 | Измерение объема твёрдых тел правильной формы разными методами. | 2 | Практическая работа |
46-47 | Измерение объема твёрдых тел неправильной формы. | 2 | Практическая работа |
48 | Плотность тел. | 1 | Беседа |
49-50 | Решение задач на тему «Плотность тел». | 2 | Решение задач |
51 | «Определение плотности тел». | 1 | Практическая работа |
52-55 | Определение плотности тела человека. | 4 | Практическая работа |
56 | Рубежный контроль. | 1 | Тест |
| 18 | ||
57 | Сила. | 1 | Беседа |
58 | Деформации. | 1 | Беседа |
59-60 | Упругие силы. | 2 | Практическая работа |
61-62 | Деформации растяжения и сжатия. | 2 | Исследование |
63-64 | Закон Гука. | 2 | Решение задач |
65 | Деформации сдвига, изгиба и кручения. | 1 | Исследование |
66 | Рубежный контроль. | 1 | Тест |
67-68 | Решение занимательных задач. | 2 | |
69-70 | Сила тяжести на других планетах. | 2 | Сообщения учащихся |
71 | Сила трения. | 1 | Беседа |
72 | Трение в быту. | 1 | Беседа |
73 | Трение в природе и технике. | 1 | Беседа |
74 | Рубежный контроль «Силы в природе». | 1 | Тест. (Защита проектов) |
| 20 | ||
75-76 | Что-то где-то давит! | 2 | Исследование |
77-78 | Давление в жидкости. Зависимость давления жидкости от физических параметров. | 2 | Практическая работа |
79 | Давление газов. | 1 | Беседа |
80 | Атмосферное давление. | 1 | Беседа |
81-82 | Измерение атмосферного давления. | 2 | Практическая работа |
83-84 | «Атмосферное давление». | 2 | Проект |
85 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | Беседа |
86 | Шлюзы. | 1 | Практическая работа |
87-88 | Почему мы умные люди? | 2 | Решение задач |
89 | Гидростатический парадокс. | 1 | Беседа |
90 | Водопровод. | 1 | Беседа |
91-92 | Гидравлический тормоз. | 2 | Сообщения учащихся |
93 | Развитие водного транспорта. Суда и подводные лодки, батискаф, акваланг. | 1 | Беседа |
94 | Брейн-ринг. Гидростатика. | 1 | Рубежный контроль |
| 20 | ||
95-96 | Простые механизмы. | 2 | Исследование |
97-98 | Механическая работа. Зависимость механической работы от физических параметров. | 2 | Исследование |
99-100 | Расчет выполнения механической работы. | 2 | Решение задач |
101-102 | Мощность. Мощность, которую развивает человек. | 2 | Исследование |
103 | Мощность современных машин. | 1 | Решение задач |
104 | «Золотое правило механики». | 1 | Беседа |
105-106 | КПД простых механизмов. | 2 | Исследование |
107-108 | Простые механизмы. КПД наклонной плоскости. | 2 | Защита проектов Практическая работа |
109 | Виды механической энергии. | 1 | Беседа |
110 | Превращение одного вида энергии в другой. | 1 | Практическая работа |
111 | Энергия вокруг нас. Энергия рек и ветра. Решение занимательных задач. | 1 | Решение задач |
112 | Представление. Обсуждение проектов. | 1 | Беседа Сообщения учащихся |
113-114 | Игровое занятие. Работа, мощность, энергия. | 2 | Викторина |
| 6 | ||
115 | Звуковые волны. | 1 | Беседа |
116 | Виды волн. | 1 | Беседа |
117-118 | Занимательные опыты. | 2 | Практическая работа |
119-120 | Нем, как рыба! (опровержение) | 2 | Исследование |
| 6 | ||
121-122 | Да будет свет! | 2 | Беседа |
123-124 | Что такое свет. «Сломанная ложка». | 2 | |
125-126 | Занимательные опыты по оптике. | 2 | Демонстрация и объяснение опытов Практическая работа |
| 4 | ||
127-129 | «А нам летать охота…» | 3 | Исследование |
130 | Круглый стол | 1 | Подведение итогов |
ИТОГО | 130 |
Методическое сопровождение
- Антипин А.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1974.
- Блох А.Ш. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986.
- Буров В.Б, Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
- Глазунов А.Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.
- Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Под ред. А.А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.
- Довнар Э.А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку.– М.: Наука, 1979.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8 класс. – М.: Просвещение, 1994.
- Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.
- Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2009.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение, 1976.
Примерное распределение учебного времени
- Изучение теории – 20%,
- Самостоятельный физический эксперимент – 50%,
- Решение задач – 30%.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки.
Отчет педагога ДО …………………………………………, объединение ………………………………………………
20 ….. – 20 ….. уч. год
I полугодие
Количество учащихся | Количество часов | Участие объединения в мероприятиях (школьный, муниципальный, краевой уровень) | Ф. И. успешных уч- ся | Занятость в объед. уч-ся «группы особого внимания» | Примечание | ||
На начало года | Конец полугодия | по программе | проведенных | ||||
II полугодие
Количество учащихся | Количество часов | Участие объединения в мероприятиях (школьный, муниципальный, краевой уровень) | Ф. И. успешных уч- ся | Занятость в объед. уч-ся «группы особого внимания» | Примечание | ||
На начало года | Конец полугодия | по программе | проведенных | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа кружка "химия вокруг нас"
дополнительное образование детей, кружок по химии...
программа кружка Физика вокруг нас
программа кружка по физике разработана для учашихся7 класса. Расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)...
Программа кружка "Геометрия вокруг нас"_5 класс
Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на общеинтеллектуальное направление. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися 5-х классо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"
С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...
Программа КРУЖКА «Удивительный мир вокруг нас» 6 - 7класс
ПРОГРАММА КРУЖКА « УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ИХ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ....
«Мир вокруг нас» Программа кружка для учащихся 7-9 классов
Программа курса составлена с целью, углубить и расширить знания об экологии как науке выходящей на первое место. Экологическая проблема - одна из современных проблем, от которой зависит будущее челове...
Программа кружка "Физика вокруг нас"
Здесь вы найдете материал тестов,викторин,конкурсов ,а также разработку сказки "о Науке",автором является сам учитель.Мне очень интересно знать Ваше мнение о моей работе!Заранее благодарю Вас!С уважен...