Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок изучения новых знаний и первичного закрепления на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного обучения. Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.31 КБ |
![]() | 11.18 КБ |
![]() | 11.54 КБ |
![]() | 10.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ
ОУ: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская СОШ №2.
Учитель: Любчикова Любовь Николаевна, учитель физики.
Предмет: физика
Класс: 7
УМК: А.В. Перышкин Физика 8 класс. М.: Дрофа, 2013.
Тема урока: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цель урока: Формирование понятия электризация, развитие навыков наблюдения и постановки эксперимента, показать значение явления электризация в жизни человека, природе, технике и быту.
Задачи урока:
- продолжить формирование представлений о электрических явлениях, о электрических зарядах, о взаимодействии заряженных тел, научить применять физические знания на практике;
- развивать навыки анализа информации, умение делать выводы при проведении наблюдений и экспериментов, представлять информацию в словесной, символической форме;
- способствовать развитию интереса к физике, повышать уровень мотивации, воспитывать культуру общения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: Компьютер, подключенный к сети Интернет, ЖК-телевизор; ЦОР. Интерактивное задание, Мультимедиа Урок 11. электроскоп. проводники и диэлектрики. делимость электрического заряда. электрон. электризация тел. электрический заряд - Физика - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru), дидактический материал , презентация, карточки рефлексии.
Физическое оборудование для проведения экспериментов: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.
для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги.
Методы обучения: проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), наблюдение.
Основные понятия: электризация, заряженные тела, взаимодействие заряженных тел, электрический заряд, одноименные и разноименные заряды.
Межпредметные связи: экология, основы безопасности жизнедеятельности, биология
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
• формирование умений управлять своей учебной деятельностью, • формирование интереса к физике при анализе физических явлений, • формирование мотивации постановки познавательных задач, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления, • формирование толерантного отношения к одноклассникам. |
- определять и формулировать цель экспериментальной деятельности на уроке, - планировать этапы экспериментальной работы, - выдвигать гипотезу - анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника , -давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | • формирование представлений о электризации, • организация усвоения основных понятий по данной теме, •овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты, •приобретение опыта простых экспериментальных исследований |
Деятельность учителя / Ход урока | Деятельность учащихся | ||
Познавательная | Коммуникативная
| Регулятивная | |
1 этап Организационно-мотивационный (2мин.) | |||
1.Приветствие учителя - Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. -Присаживайтесь. Давайте друг другу улыбнемся и начнем работу. 2.Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Ребята, мне приходят на электронную почту письма с просьбой ответить на них. 1)Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему? 2) А, я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему? 3)Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой? 4)А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва? Явление, с которым мы познакомимся, играет очень большую роль в жизни человека, природе, в быту. С этим явлением мы с вами встречаемся каждый день, не задумываясь об этом. А называется это явление красивым словом «Электризация». | Взаимное приветствие, настраиваются на работу. Слушают и отвечают на вопросы. Записывают тему и дату урока. Самостоятельно предлагают разные способы поиска ответа. | Эмоциональный настрой на урок. Настраиваются на работу на уроке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Развивают умение слушать и слышать собеседника. | Настраиваются на организацию своей деятельности. Контролируют правильность ответов одноклассников. Приобретают умение организовывать свою деятельность, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
2 –й этап. Актуализация опорных знаний. (5 мин) | |||
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока. Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта. -Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью? -Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление? Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Посмотрим видеоУрок 11. электроскоп. проводники и диэлектрики. делимость электрического заряда. электрон. электризация тел. электрический заряд - Физика - 8 класс - Российская электронная школа (resh.edu.ru) Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске) | Внимательно слушают учителя, просматривают видеоматериал. | Проявляют активность для решения познавательных задач; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. | Используют установленные правила при беседе с учителем. |
3-й этап Постановка учебной задачи (2 мин.) | |||
Выдвигается учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается гипотеза. Учитель: Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока? - Изучить явление электризации тел.
Предлагает учащимся высказать предположение о способах изучения темы урока и попытаться составить план изучения темы ««Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов» - На доске дан план урока, но пункты плана перепутаны. Выберите порядок работы на уроке. План. 1. Оценка работы. 2. Электризация тел при соприкосновении (работа с текстом). 3.Решение тестовых заданий. 4. Опыты. | Высказывают предположения: - Изучить явление электризации тел. Задают вопросы учителю. Выдвигают предположения по плану урока. Выбирают порядок работы на уроке. Составляют план. Составляют план 1. Электризация тел при соприкосновении (работа с текстом). 2. Опыты. 3. Решение тестовых заданий. 4. Оценка работы. | Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. Планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками. Учатся выражать свои мысли, строить высказывания .
| Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем; определяют последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. |
4-й этап Изучение нового материала (18 мин.) | |||
1.Учитель начинает беседу с проблемного вопроса по теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы: -Когда вы пользуете расческой, происходит прикосновение волосков после удаления расчески? -Кто снимал синтетическое футболку через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление? 3.Организует беседу, которая дает представление о электризации тел. 4.Подводит итог беседы, создает готовность к предстоящей деятельности. 5. Работа по пунктам плана изучения новой темы. - Работаем по учебнику стр. 75-77 ответьте на вопросы карточки (Приложение 1) на первый вопрос ответ записать в тетрадь. -Для выяснения определения и свойств электризации проведём экспериментальную работу в парах : 1) Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают Подводим итоги опытов: -В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения) Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться) 2) Задает учащимся наводящие вопросы: -Какая из полосок получила заряд? (обе) -Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются) Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел? -Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый) -Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный) И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790) Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. | Наблюдают и объясняют явление электризации. Фиксируют в тетради определения, выводы. Причина электризации, взаимодействие заряженных тел . Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию. Отвечают на вопросы учителя, дополняют и уточняют ответы одноклассников. .
| Обучающиеся учитывают мнения других, осуществляют взаимопомощь | Слушают учителя в соответствие с целевой установкой, планируют свои действия. Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы. |
5 –й этап Первичное закрепление материала (4 мин.) | |||
Интерактивное задание « Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов» (работа в парах, переход по ссылке: | Выполняют тестовые задания и оценивают правильность своих ответов на экране. | Совместное выполнение заданий. Учатся воспринимать на слух ответы одноклассников. | Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют. |
6- й этап Физкультминутка ( 1 мин) | |||
Физкультминутка «Одноименные и разноименные заряды». Ученики встают в пары. Учитель произвольно раздает карточки «+» и «- ». (Приложение 3) Ученикам предлагается играть роль зарядов. По команде учителя ученики должны показать взаимодействие зарядов.
| Играют роль зарядов, применяя полученные на уроке знания. | Осуществляют совместную деятельность в коллективе. | Планируют и корректируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7-й этап Применение знаний (7 мин.) | |||
Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы которые прозвучали в начале урока. -почему синтетическая шуба быстро загрязняется? -почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? -что происходит с бумагой в печатных машинах? -почему произошел взрыв? Задания учащимся: Сделать выводы о роли электризации ( Приложение 2) | Отвечают на вопросы, Анализируют, используя приобретённые знания, и делают выводы о роли электризации. | Организуют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. | Проведение наблюдения электризации с использованием знаний приобретенных на уроке, жизненного опыта. Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
8-й этап Информация о домашнем задании (2 мин.) | |||
Дает комментарий к домашнему заданию. Для всех: § 25, Для желающих: рисунок « Электризация вокруг нас». Индивидуально: приготовить сообщение на тему «Электризация трением на производстве и в быту», «Способы борьбы с накоплением электрических зарядов». | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Учатся слушать и вступать в диалог. | Планируют свои действия в соответствии со своими интересами и способностями. |
9-й этап Рефлексия деятельности (4 мин.) | |||
Организует рефлексию (по вопросам Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли? Какой новый опыт приобрели и чему научились? Достигли ли цели урока?) и самооценку учебной деятельности учащихся; - отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке; - просит учащихся с помощью смайликов оценить настроение после урока
| Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. | Рефлексия своих действий: способность к самооценке и оценки на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самостоятельно анализируют достижение цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Вопросы:
- Что значит, когда говорят тело наэлектризовано?
- Когда происходит электризация тел?
- Как взаимодействуют между собой заряженные тела?
- Какие два вида зарядов вы знаете?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.
Вопросы:
- Почему синтетическая шуба быстро загрязняется?
- Почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?
- Что происходит с бумагой в печатных машинах?
- Почему произошел взрыв?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов". 2 варианта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-295249-1537385709.jpg)
Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-569608-1621334721.jpg)
Урок "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел" 8 класс физика
Цели урока:· Познакомить с первоначальными представлениями об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107993-1548501974.jpg)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...