Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
![]() | 18.04 КБ |
![]() | 510.34 КБ |
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кривокора Алла Семеновна
Место работы: МБОУ СОШ №32 города Ставрополя
Должность: учитель физики и математики
Физика 8 класс
- Урок изучения новой темы в 8 классе
- Метод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.
- Результат: значительно повышается эффективность обучения, повышается учебная активность.
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Цели урока :
Образовательные - ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.
Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.
Воспитательные – ученик сможет задуматься о роли электризации.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.
для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги
План урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)
3. Освоение нового материала (15 мин)
4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (6 мин)
5. Самостоятельная работа (10 мин)
6. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин)
7.
Ход урока
- Организационный момент
- Подготовка к усвоению нового материала
а) Мотивация
Ребята, мне приходят на электронную почту письма с просьбой ответить на них.
[- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему?
- А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?
-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?
-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?]
б) Формулировка темы урока
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.
Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.
-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?
-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)
в) Постановка цели урока
Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?
- Изучить явление электризации тел.
- Освоение нового материала.
а) Экспериментальная работа в парах.
Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают.
ДО ПОСЛЕ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Подводим итоги опытов:
-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)
Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.
Итак, ребята, после услышанного , как бы вы ответили на вопрос?
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)
. Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.
Б Б П П
-Какая из полосок получила заряд? (обе)
-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)
Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)
-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)
И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов
Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)
Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
- Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.
-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?
-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?
-что происходит с бумагой в печатных машинах?
-почему произошел взрыв?
- Самостоятельная работа
Домашнее задание: §§ 25, 26,
По желанию подготовить сообщения «Электризация трением на производстве и в быту», « Способы борьбы с накоплением электрических зарядов»
- Подведение итогов урока (рефлексия)
Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?
Какой новый опыт приобрели и чему научились?
Достигли ли цели урока?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Отыщи всему начало и ты многое поймешь» Козьма Прутков
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Тема урока: Узнать: - что такое электризация, - какие виды зарядов существуют в природе, - как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.
Экспериментальная работа в парах Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, разъединить и потереть ручкой учащиеся сближают полоски. Затем, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение или отталкивание. Результат зарисовывают.
Результаты эксперимента
Явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией . Тело при натирании наэлектризовалось, и ему был сообщен электрический заряд
Наэлектризовать тело можно трением. При трении оба тела электризуются.
Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным. Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным
Как взаимодействуют между собой электрические заряды?
Заряды одного знака (оба положительные или оба отрицательные) называют одноимёнными, а заряды разных знаков - разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются. .
Взаимодействие зарядов Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются (учебник, стр.60). Задание : определить виды зарядов на взаимодействующих телах, изображенных на рисунках.
Как можно наэлектризовать тело? 2. Оба ли тела электризуются при трении? 3. Какие виды зарядов существуют в природе? 4. Какой электрический заряд принят за положительный, а какой — за отрицательный? 5. Как взаимодействуют между собой электрические заряды?
Самостоятельная работа
Изучив явление электризации ответим на вопросы: Почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? Что происходит с бумагой в печатных машинах? Где используется электризация?
Окрашивание машин Увелечение производительности труда, 50 % экономия краски
Копчение С большим успехом электризацию используют и в копчении. Рыбу заряжают отрицательно, а дым положительно, тогда частички дыма будут устремляться к отрицательно заряженной тушке рыбы, тем самым ускоряя процесс копчения.
Электризация используется В хлебовыпечке Разными зарядами электризуется крупинки муки и капельки воды и присмешивании образуется однородное тесто
Изучив явление электризации ответим на вопросы: Где используется электризация? -почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? -что происходит с бумагой в печатных машинах?
Домашнее задание. §25, 26, Домашнее экспериментальное задание : 1 вариант . Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее? Напишите отчет. 2 вариант . Потрите пластмассовую линейку о шерсть и поднесите линейку к тонкой струе воды из крана. Объясните письменно полученное явление. По желанию подготовить сообщения « Электризация трением на производстве и в быту », « Способы борьбы с накоплением электрических зарядов ».
я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… занятия дали мне для жизни… мне захотелось…
СПАСИБО ЗА УРОК! До свидания!
Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47574.jpg)
конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов". 2 варианта...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107993-1548501974.jpg)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новых знаний и первичного закрепления на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...