Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
план-конспект урока по физике (8 класс)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, обучение на основе проблемных ситуаций, информационно-коммуникационные, развитие критического мышления.
Цели: познакомить учащихся с явлением электризации; дать представление о двух родах зарядов и способах их взаимодействия.
Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять, почему наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами; метапредметные: использовать адекватные языковые средства в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; ставить и формулировать проблемы; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения электризации тел; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Приборы и материалы: эбонитовая и стеклянная палочки, кусочки бумаги или мелкие бусинки, султанчики, мех или сукно, шелк, электронное приложение к учебнику.
Х о д у р о к а
I Организационный этап
( Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие, учитель объявляет отметки за выполнение контрольной работы.)
II Анализ выполнения контрольной работы
( Учитель разбирает типичные ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Правильные ответы записаны на доске.)
III Изучение нового материала
Изучение электростатических явлений начнем с демонстрации электризации тел. Обычно говорят об электризации при трении. В действительности электризация тел происходит при соприкосновении, а к трению в опытах прибегают для увеличения площади соприкосновения тел. Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении. Необходимо подчеркнуть, что после соприкосновения тела разделяют. Демонстрации проводят с помощью эбонитовой палочки и палочки из органического стекла. Очень удобны пластинки для электризации (эбонитовая, из органического стекла и металла).
Демонстрация 1
Натрем эбонитовую или стеклянную палочку сукном и поднесем к кусочкам бумаги. Бумажки поднимутся и прилипнут к палочке.
Продемонстрированные явления были замечены и названы электрическими еще в древности. Тела, обладающие способностью притягивать другие тела, называют наэлектризованными, или имеющими электрический заряд.
Демонстрация 2
Поднесем к кусочкам бумаги сукно, которым натирали палочку. Бумажки притянутся к нему.
(Учитель в процессе демонстрации опытов задает вопросы.)
- Как можно определить, заряжены ли тела?
- Как показать, что при соприкосновении электризуются оба тела?
- Назовите тела, электризацию которых вы наблюдали в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?
Вывод. Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. В электризации всегда участвуют два тела, и оба электризуются.
В ходе опытов мы убедились в том, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами, потому что они имеют разные по величине заряды. Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом. Электрический заряд всегда связан с каким-либо телом (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определенные свойства частиц (или тел).
Демонстрация 3
Если поднести к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке другую наэлектризованную эбонитовую палочку, они будут отталкиваться.
Демонстрация 4
Если поднести к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке наэлектризованную стеклянную палочку, они будут притягиваться.
Демонстрация 5
Если наэлектризованную эбонитовую или стеклянную палочку к вертушке султанчика, то его лепестки будут расходиться в разные стороны.
Демонстрация 6
Если один султанчик наэлектризовать с помощью стеклянной палочки, а второй – с помощью эбонитовой палочки, и придвинуть их друг к другу, их лепестки будут притягиваться.
Демонстрация 7
Лепестки султанчиков, наэлектризованных с помощью одной и той же палочки, будут отталкиваться.
(Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 50 «Два рода электрических зарядов» из электронного приложения к учебнику. Учитель в процессе демонстрации опытов задает вопросы.)
- Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?
-Как взаимодействуют эбонитовая палочка натертая мехом и стеклянная палочка, натертая шелком?
-Почему расходятся лепестки султанчиков?
- Как взаимодействуют между собой разноименные заряды?
- Как взаимодействуют между собой одноименные заряды?
Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой (янтарной) палочки – отрицательным.
Вывод. Существуют два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
IV.Закрепление изученного материала.
(Ученики решают качественные задачи.)
Качественные задачи
- Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
- Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
- Почему воздушный шарик, потертый об волосы, может висеть на стене или потолке?
- Почему при расчесывании волос они притягиваются к расческе?
- Возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чем это проявляется?
V. Рефлексия.
( Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения маериала, заполнив анкету.)
Вопросы анкеты
- Вспомни и запиши тему урока.
- Какие термины, факты, закономерности ты усвоил(а) на уроке?
- Считаешь ли ты полезными, интересными полученные знания?
- Какую оценку за урок ты бы себе поставил(а)?
Домашнее задание
- §25 учебника, вопросы к параграфу.
- Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: №1171,1172.
- Выполнить упр. 18 на с.78 учебника.
- Выполнить экспериментальное задание на с. 78 учебника (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов". 2 варианта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-295249-1537385709.jpg)
Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новых знаний и первичного закрепления на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-1383335-1643819464.jpg)
Конспект урока физики по теме: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...