Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Урок изучения новой темы в 8 классе
Метод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.
Результат: значительно повышается эффективность обучения, повышается учебная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Крылов Вячеслав Анатольевич
Место работы: МОУ Ковалевская СОШ с. Жутово-1е
Должность: учитель физики и математики
Физика 8 класс
- Урок изучения новой темы в 8 классе
- Метод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.
- Результат: значительно повышается эффективность обучения, повышается учебная активность.
Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Цели урока :
Образовательные - ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.
Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.
Воспитательные – ученик сможет задуматься о роли электризации.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.
для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги
План урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)
3. Освоение нового материала (20 мин)
4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (11 мин)
5. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин)
Ход урока
- Организационный момент
- Подготовка к усвоению нового материала
а) Мотивация
Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.
[- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему?
- А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?
-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?
-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?]
б) Формулировка темы урока
Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.
Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.
-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?
-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?
Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)
в) Постановка цели урока
Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?
- Изучить явление электризации тел.
- Освоение нового материала.
а) Экспериментальная работа в парах.
Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают.
ДО ПОСЛЕ
СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Б П Б П
Подводим итоги опытов:
-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)
Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.
Итак, ребята, после услышанного , как бы вы ответили на вопрос?
Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)
. Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.
Б Б П П
-Какая из полосок получила заряд? (обе)
-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)
Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)
-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)
И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов
Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)
Нет заряда заряжено
+ - + + - -
Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
- Первичная проверка понимания и закрепление знаний
Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.
-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?
-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?
-что происходит с бумагой в печатных машинах?
-почему произошел взрыв?
-1169,1171,1172,1178,1180,1181-Лукашик
- Подведение итогов урока (рефлексия)
Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?
Какой новый опыт приобрели и чему научились?
Достигли ли цели урока?
Д\з п.25,26. 1179,1182-Л.
Источники материалов
1. журнал «Физика в школе» №6 за 1991 год стр.34
2. журнал «Физика в школе» №1-2 за 1992год стр.15
3. журнал «Физика в школе» №6 за 1997 год стр.58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47574.jpg)
конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов". 2 варианта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-295249-1537385709.jpg)
Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107993-1548501974.jpg)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Урок изучения новых знаний и первичного закрепления на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-1318647-1614495554.jpg)
Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...