Методы и формы оценивания
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Методы и формы оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы и формы оценивания 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

учитель физики Цыренов Владислав Артурович

Формы оценивания на уроках физики.

   

   Любая тема в предмете имеет ряд оценок, которые проверяют следующие знания и умения:

1.      теоретические

2.      практические

3.      общеучебные

 

В процессе изучения темы теоретические знания проверяются в форме тестов ( поурочных0 и устных ответов по интересным мировоззренческим темам, зачетов..

 

Практические умения проверяются в форме решения физических задач, практических, лабораторных и самостоятельных работ.

 

Общеучебные умения и навыки прорабатываются с помощью монологической и диалогической видами речи, при анализе и рефлексии.

Тест.

Тест проводится на каждом уроке по теме изученного материала. Цель теста: Выявить проблемные вопросы, необходимые для повторения на уроках обобщения знаний в конце темы

Тест представляет собой 10 вопросов со свободным ответом.

 

Критерии оценивания теста:

10 правильных ответов отметка «5»

9=8 -------------------------- отметка «4»

7-6 --------------------------- отметка «3»

5 или менее----------------- отметка «2»

 

Устный ответ

Устный ответ предлагается каждому ученику с определенной периодичностью Цель устного ответа:

1. развивать речь ребенка

2. развивать умение работы со справочной и научной литературой. Тема задается учителем, а материал прорабатывает ученик (возможна помощь учителя.) После каждого устного ответа идет анализ, самоанализ и рефлексия

( см. Учебное общение)

Оценивается по критериям устного ответа.

 

Критерии оценивания устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

·         правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов

·         степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений

·         самостоятельность ответа

·         речевую грамотность и логическую последовательность ответа

Отметка «5»

o    полно раскрыто содержание материала

o    четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины

o    для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений, опытов

o    ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

 

Отметка «4»

·         раскрыто основное содержание материала

·         в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

·         ответ самостоятельный

·         определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях

·         правильные и четкие ответы на вопросы уточняющего характера (позиция понимающий)

 

Отметка «3»

·         усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно

·         определения понятий недостаточно четкие

·         не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, допущены ошибки при их изложении

·         допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определение понятий

·         правильные и четкие ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера ( позиция критик)

 

Отметка «2»

·         основное содержание учебного материала не раскрыто

·         не даны ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера

·         допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. 

 

Физические задачи

Физические задачи проводятся на уроках обобщения знаний и представляют собой вопросы, которые требуют анализа всей темы, сообразительности, творчества. Цель биологических задач применение теоретических знаний на практике. Оценивание данного вида деятельности не предусматривается, так как считается подготовкой к итоговому зачету

 

Практическая ( лабораторная) работа

Практическая работа проводиться в рамках урока, заложенного в тематическое планирование программы.

Цель практической работы удостовериться в своих теоретических знаниях через практические у3мения и навыки. Оценивается по сделанным выводам и проделанной работе.

 

Критерии оценивания практической работы

Учитель должен учитывать:

·         правильность определения цели работы

·         правильность проведения работ

·         умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов

·         логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.

Отметка «5»

o    сформулирована цель работы

o    правильно проведена работа

o    выделены существенные признаки

o    логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

 

Отметка «4»

·         Цель сформулирована с подсказки учителя

·         правильно проведена работа

·         при выделении существенных признаков названы второстепенные

·         допущены небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.

 

Отметка «3»

·         Цель сформулировано с помощью учителя

·         допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы

·         при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые

·         допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

 

Отметка «2»

·         Цель сформулирована учителем

·         допущены 3-4 ошибки при проведении работы

·         не выделены существенные признаки объекта

·         отсутствие результата наблюдений и выводов.

 

Отметка «1»

·         не владеет умением проводить работу

 

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа проводится на уроках закрепления и изучения нового материала

Цели самостоятельной работы:

1.      На уроках закрепления проверка детьми своих знаний и умений по данной теме

2.      На уроках нового материала обучение и совершенствование способов работы ( графики, схемы, таблицы, работа с учебником). Самостоятельная работа не оценивается, так как не преследует данную цель.

Проект

Проектная деятельность предлагается ученикам в конкретных темах. Цель: 1.повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности в рамках предмета, 2. повысить уровень самостоятельной работы с различными источниками информации, 3. развитие познавательной активности учеников

Оценивание проекта осуществляется набором баллов, которые ученик получает на протяжении выполнении всей проектной деятельности. Куда входят:

1.целеполагание

2.формулирование задач

3. выдвижение гипотез

4.работа с информацией

5.практическая деятельность

6.анализ и рефлексия.

Критерии оценивания проекта на данный момент находятся в стадии разработки.

 

Зачет

Зачет проводится в конце изучения темы. Заложен в тематическое планирование программы Цель зачета : поверка знаний и умений на конец темы (освоение темы)

Представляет собой набор дифференцированных заданий. Ученик в праве выбирать уровень сложности.

·         на оценку»3» вопросы с однозначным ответом «да» и «нет» Число вопросов 20

·         на оценку «4» вопросы в выбором ответа Число вопросов 20

·         на оценку «5» ответы на биологические задачи Число задач в среднем 5.

В результате за зачет выставляется фактически заработанная отметка.

В старшем звене 10-11 классы зачеты проводятся в форме ЕГЭ

Критерии оценивания (см. приложение 1.)

 

Критерии оценивания зачета

 

Отметка «3»

·         из 20 предложенных утверждений 17 верных

Отметка «4»

·         из 20 предложенных вопросов 18 верных

Отметка «5»

·         Из 5 предложенных задач в ответах 1-2 задач не полностью дан развернутый ответ

 

Механизм формирования четвертной отметки

В журнал выставляются следующие отметки:

1.      за тесты

2.      за устный ответ

3.      за практическую работу

4.      за проект

5.      за зачет

Первичная оценка за зачет выставляется в журнал, с последующей пересдачей, если ребенок хочет повысить первичную отметку.

Пересдача не возможна, если зачет являлся административным контролем.

За все остальные виды работ неудовлетворительная отметка закрывается в результате пересдачи. Четвертая отметка выставляется по результатам зачетов. Если оценка спорная, то во внимание принимается средний арифметический балл за текущие отметки.

 

 

 

Лист  наблюдения для определения уровня сформированности регулятивных УУД учащихся

Ф.И ученика_______________________________________                           День наблюдения ____________

Баллы

 

 1.Самоопределение в рабочей ситуации

1.1.Безразличен к деятельности участников групп

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

  

1.2.Пассивен, действует только по прямому указанию других членов группы

 

 1.3.Может точно сформулировать поставленную цель деятельности

 

 1.4.Активно предлагает свои способы выполнения заданий

 

 1.5.Старается отстаивать свою точку зрения

 

 2. Умение удерживать коллективную задачу

2.1.Часто отвлекается, задает вопросы или произносит реплики, мешающие работе других членов группы

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 2.2.Задает вопросы по существу выполняемого задания (задачи)

 

 2.3. Старается вовлечь других членов группы в активную деятельность (задает вопросы, делает замечания)

 

 2.4.Старается выполнить задание, поставленной группой

 

 2.5. Прогнозирует результаты коллективной деятельности

 

 3.Умение принимать ответственность за происходящее в группе

3.1.Отвлекается от выполнения задания

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 3.2.Активно принимает участие в работе группы

 

 3.3.Пытается делать замечания другим учащимся, отвлекающимся от работы

 

 3.4. Вступает в обсуждение, указывает на ошибки

3.5.Осуществляет распределение ролей и заданий для каждого участника и готов представить результаты работы группы перед другими

 

 4.Умение осуществлять пошаговую организацию деятельности

4.1.Сразу начинает выполнять задание без определения этапов работы

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 4.2.Перед началом работы пытается определить способы ее выполнения

 

 4.3.Может определить шаги (этапы) выполнения задания

 

 4.4. Четко представляет результаты своей деятельности

 

 4.5.Может объяснить, как получен такой результат

 

 5. Умение соотносить результаты с целью деятельности

5.1.Не анализирует полученные результаты

 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

 5.2.Делает сравнение результата и цели деятельности

 

 5.3.Пытается найти (обосновать причины допущенных ошибок

 

 5.4.Предлагает новый способ достижения цели

 

 5.5. Переформулирует задачи группового задания

 

 Итого

 

  

Высокий уровень – 47-28 баллов

Средний уровень с тенденцией к высокому – 27-16

Средний уровень – 15-6

Низкий уровень – 5-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценивания на уроках Математики.

Тесты, контрольные работы, самостоятельные работы, практические работы, зачёты....

Методы и формы оценивания

Формы и критерии оценки знаний на уроках  английского языка...

Структура системы оценки / Методы и формы оценивания

Структура системы оценки учащихся по биологии....

Методы и формы оценивания

Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры:1.  Метод оценивания по пятибалльной шкале.2. Рейтинговая система оценивания - индивидуальный числовой показа...

методы и формы оценивания

методы и формы оценивания...

Методы и формы оценивания

Методы и формы оценивания на уроках английского языка...