Структура системы оценки / Методы и формы оценивания
учебно-методический материал по биологии на тему

Тарнавская Марина Дмитриевна

Структура системы оценки учащихся по биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenika_obu.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Система контроля по предмету биология

Любая тема в предмете биология имеет ряд оценок, которые проверяют следующие знания и умения:

  1. теоретические
  2. практические
  3. общеучебные

В процессе изучения темы теоретические знания проверяются в форме тестов, зачетов.

Практические умения проверяются в форме решения биологических задач, практических и самостоятельных работ.

Общеучебные умения и навыки прорабатываются с помощью монологической и диалогической видами речи, при анализе и рефлексии.

Тест.

Тест проводится на каждом уроке по теме изученного материала.

 Цель теста: Выявить проблемные вопросы, необходимые для повторения на уроках обобщения знаний в конце темы

Тест представляет собой 10 вопросов со свободным ответом.

Критерии оценивания теста:

10 правильных ответов отметка «5»

9-8 -отметка «4»

7-6 - отметка «3»

5 или менее- отметка «2»

Устный ответ

Устный ответ предлагается каждому ученику с определенной периодичностью Цель устного ответа: 1. развивать речь ребенка

2. развивать умение работы со справочной и научной литературой. Тема задается учителем, а материал прорабатывает ученик (возможна помощь учителя.) После каждого устного ответа идет анализ, самоанализ и рефлексия.

Оценивается по критериям устного ответа.

Критерии оценивания устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений
  • самостоятельность ответа
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа

Отметка «5»

  • полно раскрыто содержание материала
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений, опытов
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»

  • раскрыто основное содержание материала
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
  • ответ самостоятельный
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях
  • правильные и четкие ответы на вопросы уточняющего характера (позиция понимающий)

Отметка «3»

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно
  • определения понятий недостаточно четкие
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, допущены ошибки при их изложении
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определение понятий
  • правильные и четкие ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера ( позиция критик)

Отметка «2»

  • основное содержание учебного материала не раскрыто
  • не даны ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Биологические задачи

Биологические задачи проводятся на уроках обобщения знаний и представляют собой вопросы, которые требуют анализа всей темы, сообразительности, творчества. Цель биологических задач применение теоретических знаний на практике. Оценивание данного вида деятельности не предусматривается, так как считается подготовкой к итоговому зачету

Практическая работа

Практическая работа проводиться в рамках урока, заложенного в тематическое планирование программы.

Цель практической работы удостовериться в своих теоретических знаниях через практические у3мения и навыки. Оценивается по сделанным выводам и проделанной работе.

Критерии оценивания практической работы

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели работы
  • правильность проведения работ
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов
  • логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.

Отметка «5»

  • сформулирована цель работы
  • правильно проведена работа
  • выделены существенные признаки
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»

  • Цель сформулирована с подсказки учителя
  • правильно проведена работа
  • при выделении существенных признаков названы второстепенные
  • допущены небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «3»

  • Цель сформулировано с помощью учителя
  • допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы
  • при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые
  • допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Отметка «2»

  • Цель сформулирована учителем
  • допущены 3-4 ошибки при проведении работы
  • не выделены существенные признаки объекта
  • отсутствие результата наблюдений и выводов.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа проводится на уроках закрепления и изучения нового материала

Цели самостоятельной работы:

  1. На уроках закрепления проверка детьми своих знаний и умений по данной теме
  2. На уроках нового материала обучение и совершенствование способов работы ( графики, схемы, таблицы, работа с учебником). Самостоятельная работа не оценивается, так как не преследует данную цель.

Проект

Проектная деятельность предлагается ученикам в конкретных темах. Цель: 1.повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности в рамках предмета, 2. повысить уровень самостоятельной работы с различными источниками информации, 3. развитие познавательной активности учеников

Оценивание проекта осуществляется набором баллов, которые ученик получает на протяжении выполнении всей проектной деятельности. Куда входят:

1.целеполагание

2.формулирование задач

3. выдвижение гипотез

4.работа с информацией

5.практическая деятельность

6.анализ и рефлексия.

Критерии оценивания проекта на данный момент находятся в стадии разработки.

Зачет

Зачет проводится в конце изучения темы. Заложен в тематическое планирование программы Цель зачета : поверка знаний и умений на конец темы (освоение темы)

Представляет собой набор дифференцированных заданий. Ученик в праве выбирать уровень сложности .

  • на оценку»3» вопросы с однозначным ответом «да» и «нет» Число вопросов 20
  • на оценку «4» вопросы в выбором ответа Число вопросов 20
  • на оценку «5» ответы на биологические задачи Число задач в среднем 5.

В результате за зачет выставляется фактически заработанная отметка.

В старшем звене 10-11 классы зачеты проводятся в форме ЕГЭ

Критерии оценивания (см. приложение 1.)

Критерии оценивания зачета

Отметка «3»

  • из 20 предложенных утверждений 17 верных

Отметка «4»

  • из 20 предложенных вопросов 18 верных

Отметка «5»

  • Из 5 предложенных задач в ответах 1-2 задач не полностью дан развернутый ответ

Механизм формирования четвертной отметки

В журнал выставляются следующие отметки:

  1. за тесты
  2. за устный ответ
  3. за практическую работу
  4. за проект
  5. за зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура системы оценки достижения планируемых результатов

Структура системы оценки достижения планируемых результатов...

Структура системы оценки достижения планируемых результатов по английскому языку

Структура системы оценки достижения планируемых результатов по английскому языку...

Структура системы оценки

Структура системы оценки...

Структура системы оценки

Урок по математике в 5 классе по теме«Умножение на дробь»...

Структура системы оценки

КВН по математике среди 10-11 классов...

Структура системы оценки, методы и формы оценивания

Структура системы оценки, методы и формы оценивания...