Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

Аракчаа Ангелина Мергеновна

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС СОО на основе авторской программы В. А. Касьянова для общеобразовательных учреждений. Программа ориентирована на использование учебника В. А. Касьянова  «Физика-10». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 10 классе.

 

Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов освоения курса физики;

Предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по физике;
  • организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС СОО на основе авторской программы В. А. Касьянова для общеобразовательных учреждений. Программа ориентирована на использование учебника В. А. Касьянова  «Физика-10». Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 10 классе.

Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов освоения курса физики;

Предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по физике;
  • организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Планируемые результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

  1. в познавательной сфере:
  • давать определения изученным понятиям;
  • называть основные положения изученных теорий и гипотез;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
  • классифицировать изученные объекты и явления;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
  • структурировать изученный материал;
  • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
  • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  1. в ценностно-ориентационной сфере –  анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
  2. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
  3. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.

В результате изучения учебного предмета «Физика»  выпускник 10 класса на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник 10 класса на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Содержание программы учебного курса

п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Физика как наука. Методы научного познания природы

2

-

-

2

Механика

34

1

2

3

Молекулярная физика

14

2

-

4

Механические волны. Акустика

3

-

-

5

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

6

-

1

6

Энергия  электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

9

-

2

7

Всего

68

3

5

Физика как наука. Методы научного познания природы (2 ч.)

Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика (34 ч.)

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.   Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготенияЗаконы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция.   Звуковые волны.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

 

Молекулярная физика (14 ч.)

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Лабораторные работы:

Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении. 

Наблюдение роста кристаллов из раствора.

Измерение поверхностного натяжения.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Механические волны. Акустика (3 ч.)

Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (6 ч.)

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля.

Энергия  электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (9 ч.)

 

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Электростатическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом  поле. Проводники  в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля.

Календарно-тематическое планирование уроков физики 10 класс

(2 ч в неделю, всего 68 ч; учебник: Касьянов – 10 кл).

Тема урока                                                    

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

Физика как наука. Методы научного познания природы

2

1.

Физический эксперимент, теория. Физические модели. Симметрия и физические законы.

1

2.

Идеи атомизма. Фундаментальные взаимодействия.

1

Механика

34

3.

Траектория. Закон движения.

1

4.

Перемещение. Путь.

1

5.

Средняя скорость и мгновенная скорость.

1

6.

Относительная скорость при движении тел.

1

7.

Равномерное прямолинейное движение.

1

8.

Ускорение.

1

9.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1

10.

Свободное падение тел.

1

11.

Кинематика вращательного движения.

1

12.

Кинематика колебательного движения.

1

Динамика материальной точки

11

13.

Принцип относительности Галилея.

1

14.

Первый закон Ньютона

1

15.

Второй закон Ньютона.

1

16.

Третий закон Ньютона.

1

17.

Гравитационная  сила. Закон всемирного притяжения.

1

18.

Сила тяжести.

1

19.

Сила упругости. Вес тела.

1

20.

Сила трения.

1

21.

Лабораторная работа № 1 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

22.

Применение законов Ньютона.

1

23.

Контрольная работа № 1 «Кинематика и динамика материальной точки».

1

24.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1

25.

Работа силы.

1

26.

Потенциальная энергия.

1

27.

Кинетическая энергия.

1

28.

Мощность.

1

29.

Закон сохранения механической энергии.

1

30.

Движение тел в гравитационном поле.

1

31.

Космические скорости.

1

32.

Контрольная работа № 2 «Законы сохранения»

1

33.

Постулаты теории относительности.

1

34.

Относительность времени.

1

35.

Замедление времени.

1

36.

Взаимосвязь массы и энергии.

1

Молекулярная физика

14

37.1

Масса атомов. Молярная масса.

1

38.2

Агрегатное состояние вещества.

1

39.

Распределение молекул идеального газа по скоростям.

1

40.

Температура.

1

41.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1

42.

Уравнение Менделеева – Клапейрона.

1

43.

Изопроцессы.

1

44.

Лабораторная работа № 2 «Изучение изотермического процесса в газе»

1

45.

Внутренняя энергия.

1

 

46.

Работа газа при изопроцессах.

1

47.

Первый закон термодинамики.

1

48.

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоты плавления льда».

1

49.

Тепловые двигатели.

50.

Второй закон термодинамики.

Механические волны. Акустика.

3

51.

Звуковые волны.

52.

Высота, тембр, громкость звука.

53.

Контрольная работа №  3 «Молекулярная физика».

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

6

54.

Электрический заряд. Квантование заряда.

1

55.

Электризация тел. Закон сохранения заряда.

1

56.

Закон Кулона.

1

57.

Напряженность электрического поля.

1

58.

Линии напряженности электрического поля.

1

59.

Контрольная работа № 4 «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов».

1

Энергия  электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

9

60.

Работа сил электростатического поля.

1

61.

Потенциал электростатического поля.

1

62.

Электростатическое поле в веществе.

1

63.

Диэлектрики в электростатическом  поле.

1

64.

Проводники  в электростатическом поле.

1

65.

Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.

1

66.

Энергия электростатического поля.

1

67.

Итоговая контрольная работа

1

68.

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...