Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Аракчаа Ангелина Мергеновна

Рабочая программа по физике для учащихся 9 класса разработана в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы:  А.В. Перышкина, Е.М. Гутника. Данная рабочая программа обеспечивает освоение за счет незначительного уплотнения учебного материала и увеличения часов на решение задач и повторение. Она определяет содержание учебного материала, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

 

 

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.

 

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них навыков самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.

 

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для учащихся 9 класса разработана в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы:  А.В. Перышкина, Е.М. Гутника. Данная рабочая программа обеспечивает освоение за счет незначительного уплотнения учебного материала и увеличения часов на решение задач и повторение. Она определяет содержание учебного материала, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.

В задачи обучения физике входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них навыков самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов.

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение обучающимися 9 класса следующих результатов:

Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.

Метапредметным  результатом  изучения  курса «Физика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно приобретать  новые знания и практические умения;
  • управлять своей познавательной деятельностью;
  • организовывать свою деятельность;
  • определять  цели и задачи учебной деятельности;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы;
  • составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
  • выбирать средства достижения цели  и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса «Физика» является сформулированность следующих  умений:

  • объяснять, для чего изучают физику;
  • формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук;
  • формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (тепловых, электромагнитных, оптических), видах материи (вещество и поле), усваивать основные идеи атомного строения вещества, овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием измерительных приборов, понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
  • понимать физические основы и принцип действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду, осознавать возможные причины техногенных катастроф;
  • овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • формировать теоретическое мышление на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • объяснять значение ключевых понятий.

Содержание программы учебного предмета

Тема

Кол-во часов

Неделя

Форма контроля

1

Законы взаимодействия и движения тел

38

1-13

К/р № 1,2

2

Механические колебания и волны, звук

12

14-17

К/р № 3

3

Электромагнитное поле

22

18-24

К/р № 4

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

15

25-29

К/р № 5

5

Строение и эволюция Вселенной

5

30-31

6

Повторение

10

32-34

ИТОГО

102

Законы взаимодействия и движения тел (38 ч.)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Решение задач на скорость и ускорение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения. Решение задач на перемещение. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

Лабораторные работы:        

Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения».

Контрольные работы:

Контрольная работа № 1. «Основы кинематики»

Контрольная работа № 2. «Основы динамики»

Механические колебания и волны, звук (12 ч.)

Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Превращение энергии при колебательном движении. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. Распространение звука.  Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Контрольные работы:

Контрольная работа № 3 « Механические колебания и волны, звук».

Электромагнитное поле (22 ч.)

Магнитное поле и его графическое изображение. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Правило правой руки. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

 Лабораторные работы:

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

 Контрольные работы:

 Контрольная работа № 4 « Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (15 ч.)

Радиоактивность. Опыт Резерфорда. Модели атомов Томсона и Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Контрольные работы:

Контрольная работа № 5 « Строение атома и атомного ядра».

Строение и эволюция Вселенной (5 ч.)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция вселенной.

Повторение (10 ч.)

 

Повторение.  Механическое движение и его виды. Законы Ньютона. Силы в природе. Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны. Строение атома и атомного ядра. Строение вселенной.

Календарно – тематическое планирование уроков по физике 9 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Законы взаимодействия и движения тел (38 ч)

1.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

1

2.

Траектория. Путь. Перемещение.

1

3.

Определение координаты движущегося тела.

1

4.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач.

1

5.

Графическое
представление движения.

1

6.

Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение».

1

7.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

8.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

9.

Решение задач прямолинейное равноускоренное движение

1

10.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

11.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.  

1

12.

Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

1

13.

Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение.

1

14.

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

15.

Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

1

16.

Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики».

1

17.

Относительность движения.

1

18.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Анализ к/р.

1

19.

Второй закон Ньютона.

1

20.

Третий закон Ньютона.

1

21.

Решение задач с применением законов Ньютона.

1

22.

Решение задач с применением законов Ньютона.

1

23.

Свободное падение тел.

1

24.

Решение задач на свободное падение тел.

1

25.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

26.

Движение тела, брошенного горизонтально.

1

27.

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».

1

29.

Закон всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

1

30.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

31.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

32.

 Искусственные спутники Земли.

1

33.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты.  

1

34.

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

35.

Механическая работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

1

36.

Решение задач на тему динамики, механической работы и сохранения полной механической энергии.

1

37.

Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по теме динамики. Подготовка к к/р.

1

38.

Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики».

1

Механические колебания и волны (12 ч)

39

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Анализ к/р.

1

40

Величины, характеризующие колебательное движение. Решение задач.

1

41.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1

42.

Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач.

1

43.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач.

1

44.

Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по механическим колебаниям.

1

45.

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны

1

46.

Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

1

47.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

1

48.

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

49.

Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по механическим колебаниям и волнам, звуку. Подготовка к к/р.

1

50.

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны, звук».

1

Электромагнитное поле (22 ч)

51.

Магнитное поле и его графическое изображение. Анализ к/р.

1

52.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило правой руки.

1

53.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Правило левой руки.

1

54.

Решение задач на определение направления линий магнитного поля и силы Ампера.

1

55.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

56.

Явление электромагнитной индукции.

1

57.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

58.

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

59.

Явление самоиндукции.

1

60.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

61.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Решение задач

1

62.

Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

1

63.

Шкала электромагнитных волн.

1

64.

Шкала электромагнитных волн.

1

65.

Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

66.

Электромагнитная природа света.

1

67.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

68.

Дисперсия света. Цвета тел.

1

69.

Типы оптических спектров. Происхождение линейчатых спектров.

1

70.

Поглощение и испускание света атомами.

1

71.

Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся. Подготовка к к/р.

1

72.

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

1

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (15 ч)

73.

Радиоактивность. Опыт Резерфорда. Анализ к/р.

1

74.

Модели атомов Томсона и Резерфорда.

1

75.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

76.

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

77.

Открытие протона и нейтрона. Радиоактивные превращения N, Be.

1

78.

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

79.

Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число»

1

80.

Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения. Решение задач.

1

81.

Энергия связи ядра. Дефект масс.

1

82.

Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

83.

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

84.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

1

85.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

1

86.

Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся. Подготовка к к/р.

1

87.

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

88.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

89.

Большие планеты Солнечной системы.

1

90.

Малые тела Солнечной системы.

1

91.

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

1

92.

Строение и эволюция вселенной.

1

Повторение (10 ч)

93-94

Повторение. Механическое движение и его виды

2

95-96.

Повторение. Законы Ньютона. Силы в природе.

2

97.

Повторение. Механические колебания и волны. Звук.

1

98-99.

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.

2

100.

Строение атома и атомного ядра.

1

101.

Строение вселенной.

1

102.

Итоговая контрольная работа

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...