Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы А. В. Пёрышкина, Н. В. Филоновича, Е. М. Гутника.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
• понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
• осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
• формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, на основе авторской программы А. В. Пёрышкина, Н. В. Филоновича, Е. М. Гутника.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
• понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
• осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
• формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание программы учебного плана
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
1 | Тепловые явления | 23 | 3 | 2 |
2 | Электрические явления | 28 | 5 | 2 |
3 | Электромагнитные явления | 5 | 2 | 1 |
4 | Световые явления | 11 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 1 | - | - |
5 | Всего | 68 | 11 | 6 |
- Тепловые явления (23 ч.)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа:
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение влажности воздуха
- Электрические явления (28 ч.)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа:
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Электромагнитные явления (5 ч.)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Фронтальная лабораторная работа:
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
- Световые явления (11 ч.)
Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа:
11. Получение изображения при помощи линзы.
Итоговое повторение (1 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков физики 8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 23 | |||
1/1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Инструктаж по ТБ | 1 | ||
2/2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | ||
3/3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 | ||
4/4 | Конвекция. Излучение. | 1 | ||
5/5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | ||
6/6 | Удельная теплоёмкость. | 1 | ||
7/7 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении. | 1 | ||
8/8 | Лабораторная работа №1 по теме «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | ||
9/9 | Лабораторная работа№2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | 1 | ||
10/10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | ||
11/11 | Закон сохранения и превращения в механических и тепловых процессах. | 1 | ||
12/12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 1 | ||
13/13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. | 1 | ||
14/14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 | ||
15/15 | Решение задач. | 1 | ||
16/16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара | 1 | ||
17/17 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | ||
18/18 | Решение задач. | 1 | ||
19/19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | 1 | ||
20/20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | ||
21/21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | ||
22/22 | Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества» | 1 | ||
23/23 | Зачёт по теме «Тепловые явления». | 1 | ||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 28 | |||
24/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | ||
25/2 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | ||
26/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома | 1 | ||
27/4 | Объяснение электрических явлений | 1 | ||
28/5 | Проводники, полупроводники и непроводники электрического тока | 1 | ||
29/6 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | ||
30/7 | Электрическая цепь и её составные части | 1 | ||
31/8 | Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление электрического тока | 1 | ||
32/9 | Сила тока. Единицы силы тока | 1 | ||
33/10 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 по теме «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | 1 | ||
34/11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 | ||
35/12 | Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения | 1 | ||
36/13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | ||
37/14 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | ||
38/15 | Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | ||
39/16 | Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения | |||
40/17 | Реостаты. Лабораторная работа №6 по теме «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | ||
41/18 | Лабораторная работа №7 по теме «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | ||
42/19 | Последовательное соединение проводников. | 1 | ||
43/20 | Параллельное соединение проводников. | 1 | ||
44/21 | Решение задач. | 1 | ||
45/22 | Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток. Соединение проводников». | 1 | ||
46/23 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | ||
47/24 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | ||
48/25 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца | 1 | ||
49/26 | Конденсатор | 1 | ||
50/27 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | 1 | ||
51/28 | Контрольная работа №4 по темам «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор». | 1 | ||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 5 | |||
52/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | 1 | ||
53/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №9 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | ||
54/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | ||
55/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 по теме «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | 1 | ||
56/5 | Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления». | 1 | ||
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 12 | |||
57/1 | Источники света. Распространение света. | 1 | ||
58/2 | Видимое движение светил | 1 | ||
59/3 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | ||
60/4 | Плоское зеркало. | 1 | ||
61/5 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | ||
62/6 | Линзы Оптическая сила линзы. | 1 | ||
63/7 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | ||
64/8 | Лабораторная работа №11 по теме «Получение изображения при помощи линзы». | 1 | ||
65/9 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз | |||
66/10 | Глаз и зрение. | 1 | ||
67/11 | Контрольная работа №6 по теме «Законы отражения и преломления света». | 1 | ||
68/12 | Итоговое повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...