Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций 21 века – как способ формирования навыков проектной деятельности.
методическая разработка по физике (9 класс)
Применение Сингапурской системы обучения для работы с проектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сингапурская система образования во внеурочке | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль педагогических идей.
Тема: Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций 21 века – как способ формирования навыков проектной деятельности.
Корнейчук Татьяна Александровна
Учитель физики МБОУ «Марьяновская СОШ№1»
Год создания работы -2019, место создания работы: «Марьяновская СОШ№1»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Проекты. Они вошли в школьную жизнь с самого первого класса. Каждый проект имеет свою структуру, свои особенности. Проекты делятся по сферам человеческой деятельности, по длительности, по цели, по количеству участников, по виду продукта, по тематической области и т.д.
Очень часто ученик сталкивается с проблемами написания проекта. В чем же они заключаются и как их решить?
1.Проблема: Проанализировав работу учащихся над проектами были выявлены затруднения практически, на каждом этапе написания проекта, а именно:
Поисковый: определение и анализ проблемы; постановка цели проекта.
Аналитический: анализ имеющейся информации; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ ресурсов.
Практический: выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
Презентационный: Подготовка презентационных материалов; Презентация проекта; Изучение возможностей использования результатов проекта
Контрольный: анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.
В ходе написания проекта учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; работа должна быть осмысленной и активной; ребята должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей. Но, чаще всего этого не происходит.
2.Способы решения проблемы:
Как помочь ученику научиться самостоятельно это делать?
Решение пришло совсем неожиданно - применение приемов Сингапурской системы образования в учебной деятельности.
*.Приемы сингапурской системы позволяют разбить коллектив на группы или пары и дают возможность детям изучать небольшую долю материала самостоятельно, а затем представлять ее другим группам. Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
Такой же принцип работы применяется при работе над групповым проектом, а так же в ходе выполнения лабораторной работы на уроках физики.
*.Но как научить ученика работать над индивидуальным проектом? Как сформировать навыки проектной деятельности? На помощь приходят Сингапурские структуры. Основных структур 13, но на практике их около 30.
Чтобы научить правильно формулировать цель работы, задачи, ставить проблему я стала применять обучающую структуру ТИК-ТЭК-ТОУ (крестики -нолики). Эта же структура помогает и при формулировании вывода работы. Структура работает очень эффективно. Так как на написание проектов не отводится практически времени, то апробация структур проходит на уроках, что позволяет сформировать и отработать навыки проектной деятельности Например, выполняя лабораторные работы в 7 классе, ребята испытывали затруднения при написании вывода. После использования ТИК-ТЭК-ТОУ качество правильно выполненных работ повысилось ( см. график)
До применения ТИК-ТЭК-ТОУ
После применения ТИК-ТЭК-ТОУ
Для уменьшения затруднений при обсуждении возможных вариантов исследования, выборе способов деятельности помогает модель ФРЕЙЕР, структура ЭЙ АР ГАЙД, структура КОННЕКТ-ЗКСТЕНД-ЧЕЛЕНДЖ (связать, расширить, продумать), а так же РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема). Например, при написании индивидуального проекта в 9 классе по теме «Роль ДВС в жизни человека и его влияние на окружающую среду» применение структуры КОННЕКТ-ЗКСТЕНД-ЧЕЛЕНДЖ позволило не только оценить влияние ДВС на окружающую среду и человека, рассмотреть принцип работы ДВС, но и продумать способы усовершенствования ДВС и повышения его КПД.
А преодолеть проблемы презентационного этапа: стеснение, боязнь выступлений и т.д. поможет структура РАФТ.
3.Ожидаемые результаты.
Таким образом, можно не без основания считать, что применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяют изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень. Систематическая работа с применением сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты: у учащихся формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом, навыки самообразования, развитие способности к мобильности, навыки работы в команде, а также навыки самоконтроля, развивается умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить.
Работа по применению эффективных приемов развития у учеников навыков и компетенций 21 века сейчас ведется. Я рассказала только о первых шагах в этом направлении, о первых эффективных шагах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся
Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...
"Нестандартные задачи как способ формирования приемов умственной деятельности у школьников 1-2 классов с трудностями в обучении"
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях интеграции нескольких школьных предметов в одно занятие....
Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.
Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...
Применение приемов развития у учеников навыков XXI века
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Также, в основу методики заложены идеи известного русского ...
Проект теме «Реализация ФГОС ООО на уроках английского языка с использованием методики видео-технологий с целью эффективного формирования навыков речевой деятельности учащихся»
В современных образовательных стандартах обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку в средней школе становится межкультурная коммуникация, включающая в себя знакомство с о...
Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов. Название: Исследование законов постоянного тока
Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов...
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...