Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность»
рабочая программа по физике (7, 8 класс)

Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» 

Учебный курс «Проектная деятельность» входит в план внеурочной деятельности.

Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для обучающихся 7-8 классов.             

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\Аттестация\Сканы\Проект деят.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ  ШКОЛА

КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УР

___________/_________/

«____»__________г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________/____________/

«_____»___________г

Рабочая программа

учебного курса по физике

Проектная  деятельность

8 класс (базовый уровень)

на  __    ____ учебный год

Автор:   Попова А.А.

учитель физики,

первой категории

2017

I. Пояснительная записка

                                                               

Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» для 8  класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1879 (далее ФГОС основного общего образования);

- Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ Краснооктябрьская школа Краснинского района Смоленской области

Цель:

развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи:

 развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;

 развитие навыков самостоятельной поисковой работы;

 научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

 приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;

 пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

 научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.

Место курса «Проектная деятельность» в учебном процессе

Учебный курс «Проектная деятельность» входит в план внеурочной деятельности. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для обучающихся 7-8 классов.              

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

Учащиеся узнают:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

• формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность;

• составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;

• выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы;

• определять цель и задачи проектной и исследовательской работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы;

• рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных поборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования.

Формы и средства контроля

Формы подведения итогов реализации программы:

- публичная презентация индивидуального проекта

 Содержание курса

1. Введение (1 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа (3 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.

Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

4. Проект (8 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

5. Исследовательская работа (19 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

6. Публичное выступление (1 ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Основные виды внеучебной деятельности

обучающихся

Формы организации

учебных занятий

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах.

Открытие новых знаний

Реферат как научная работа

Собирают материал в дополнительной литературе, Интернете, подбирают иллюстративный материал.

Практическая работа.

Способы получения и переработки информации

Осуществляют:   поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы;  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Беседа.

Проект

Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта

Проблемные беседы, сообщение

дополнительного

материала;

работа со схемами. Практикумы.

Исследовательская работа

Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в результате исследования.

Познавательные беседы, исследовательская

практика обучающихся. Практикумы.

Публичное выступление

Осуществляют защиту проекта.

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение.

Обобщение и презентация работ.

III. Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Реферат как научная работа

3

3

Способы получения и переработки информации

3

4

Проект

11

5

Исследовательская работа  в рамках проекта

14

6

Публичное выступление

1

Общее кол-во часов

34

Календарно-тематическое планирование проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

I

Введение. Научная деятельность  (1 ч.)

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

1

II

Реферат как научная работа (3 ч.)

2

Структура учебного реферата.

1

3

Этапы работы. Критерии оценки.

1

4

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

1

III

Способы получения и переработки информации (2 ч.)

5

Виды источников информации.

1

6

Использование каталогов и поисковых программ.

1

IV

Проект (8 ч.)

7

Виды проектов. Особенности и структура проекта.

1

8

Критерии оценки проекта.

9

Ресурсное обеспечение проекта.

1

10

Включение в проектную деятельность. Осознание мотива деятельности.

11

Составление плана работы.

1

12

Выбор формы реализации проекта.

1

13

Выбор формы продукта проектной деятельности и презентации проекта.

1

14

Сбор материалов, информации.

1

V

Исследовательская работа  в рамках проекта(19 ч.)

15

Структура, этапы исследовательской работы.

1

16

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности.

1

17

Методы исследования. Значимость предстоящей исследовательской работы.

1

18

Включение в исследовательскую деятельность.

1

19

Планирование исследовательской работы.

1

20

Поиск литературы. Сбор материалов, информации.

1

21

Опыты и эксперименты.

1

22

Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные  таблицы.

1

23

Результаты опытно-экспериментальной работы: графики и диаграммы.

1

24

Результаты опытно-экспериментальной работы: рисунки, иллюстрации.

1

25

Результаты опытно-экспериментальной работы: аналитический отчёт.

1

26

Результаты опытно-экспериментальной работы: выводы, заключение.

1

27

Оформление исследовательской работы.

1

28

Оформление проекта в выбранной форме.

1

29

Тезисы к проекту.

1

30

Компьютерная презентация к проекту.

1

31

Отзыв и рецензия на собственную работу.

1

32

Предзащита индивидуального проекта  

1

33

Самооценка своей деятельности.

1

VI

Публичное выступление (1 ч.)

34

Публичное представление результатов проекта; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 10 класса

Рабочая программа курса  “Проектная деятельность ” рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют опред...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...

Рабочая программа по курсу Проектная деятельность 8 класс

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" включает в себя пояснительную записку и КТП....

Рабочая программа факультативного курса "Проектная деятельность в естественнонаучном цикле""

Проектная и исследовательская деятельность учит детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки....

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" по английскому языку для 5-6 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основ...