Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность»
рабочая программа по физике (7, 8 класс)
Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность»
Учебный курс «Проектная деятельность» входит в план внеурочной деятельности.
Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для обучающихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» | 91.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА
КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УР ___________/_________/ «____»__________г | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________/____________/ «_____»___________г |
Рабочая программа
учебного курса по физике
Проектная деятельность
8 класс (базовый уровень)
на __ ____ учебный год
Автор: Попова А.А.
учитель физики,
первой категории
2017
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» для 8 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1879 (далее ФГОС основного общего образования);
- Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ Краснооктябрьская школа Краснинского района Смоленской области
Цель:
развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
■ развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание сознательного отношения к труду;
■ развитие навыков самостоятельной поисковой работы;
■ научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
■ приобретение детьми опыта сотрудничества с различными организациями при написании работы;
■ пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
■ научить культуре работы с архивными публицистическими материалами.
Место курса «Проектная деятельность» в учебном процессе
Учебный курс «Проектная деятельность» входит в план внеурочной деятельности. Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю для обучающихся 7-8 классов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Учащиеся узнают:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
• выделять объект и предмет проектной и исследовательской работы;
• определять цель и задачи проектной и исследовательской работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной исследовательской работы;
• рецензировать чужую проектную или исследовательскую работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных поборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.
Формы и средства контроля
Формы подведения итогов реализации программы:
- публичная презентация индивидуального проекта
Содержание курса
1. Введение (1 ч). Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (3 ч). Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
3. Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
4. Проект (8 ч). Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
5. Исследовательская работа (19 ч). Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
6. Публичное выступление (1 ч). Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Основные виды внеучебной деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность | |
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах. | Открытие новых знаний |
Реферат как научная работа | |
Собирают материал в дополнительной литературе, Интернете, подбирают иллюстративный материал. | Практическая работа. |
Способы получения и переработки информации | |
Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. | Беседа. |
Проект | |
Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта | Проблемные беседы, сообщение дополнительного материала; работа со схемами. Практикумы. |
Исследовательская работа | |
Осуществляют: анализ ресурсов. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в паре. Учатся интервьюировать. Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в результате исследования. | Познавательные беседы, исследовательская практика обучающихся. Практикумы. |
Публичное выступление | |
Осуществляют защиту проекта. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу. Участвуют в диалоге: высказывают свои суждения по теме, собственное мнение. | Обобщение и презентация работ. |
III. Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Реферат как научная работа | 3 |
3 | Способы получения и переработки информации | 3 |
4 | Проект | 11 |
5 | Исследовательская работа в рамках проекта | 14 |
6 | Публичное выступление | 1 |
Общее кол-во часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение. Научная деятельность (1 ч.) | |||
1 | Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. | 1 | ||
II | Реферат как научная работа (3 ч.) | |||
2 | Структура учебного реферата. | 1 | ||
3 | Этапы работы. Критерии оценки. | 1 | ||
4 | Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. | 1 | ||
III | Способы получения и переработки информации (2 ч.) | |||
5 | Виды источников информации. | 1 | ||
6 | Использование каталогов и поисковых программ. | 1 | ||
IV | Проект (8 ч.) | |||
7 | Виды проектов. Особенности и структура проекта. | 1 | ||
8 | Критерии оценки проекта. | |||
9 | Ресурсное обеспечение проекта. | 1 | ||
10 | Включение в проектную деятельность. Осознание мотива деятельности. | |||
11 | Составление плана работы. | 1 | ||
12 | Выбор формы реализации проекта. | 1 | ||
13 | Выбор формы продукта проектной деятельности и презентации проекта. | 1 | ||
14 | Сбор материалов, информации. | 1 | ||
V | Исследовательская работа в рамках проекта(19 ч.) | |||
15 | Структура, этапы исследовательской работы. | 1 | ||
16 | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. | 1 | ||
17 | Методы исследования. Значимость предстоящей исследовательской работы. | 1 | ||
18 | Включение в исследовательскую деятельность. | 1 | ||
19 | Планирование исследовательской работы. | 1 | ||
20 | Поиск литературы. Сбор материалов, информации. | 1 | ||
21 | Опыты и эксперименты. | 1 | ||
22 | Результаты опытно-экспериментальной работы: статистические и сравнительные таблицы. | 1 | ||
23 | Результаты опытно-экспериментальной работы: графики и диаграммы. | 1 | ||
24 | Результаты опытно-экспериментальной работы: рисунки, иллюстрации. | 1 | ||
25 | Результаты опытно-экспериментальной работы: аналитический отчёт. | 1 | ||
26 | Результаты опытно-экспериментальной работы: выводы, заключение. | 1 | ||
27 | Оформление исследовательской работы. | 1 | ||
28 | Оформление проекта в выбранной форме. | 1 | ||
29 | Тезисы к проекту. | 1 | ||
30 | Компьютерная презентация к проекту. | 1 | ||
31 | Отзыв и рецензия на собственную работу. | 1 | ||
32 | Предзащита индивидуального проекта | 1 | ||
33 | Самооценка своей деятельности. | 1 | ||
VI | Публичное выступление (1 ч.) | |||
34 | Публичное представление результатов проекта; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"
Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" для 10 класса
Рабочая программа курса “Проектная деятельность ” рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют опред...
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"
Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...
Рабочая программа по курсу Проектная деятельность 8 класс
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" включает в себя пояснительную записку и КТП....
Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность»
для 10 ласса...
Рабочая программа факультативного курса "Проектная деятельность в естественнонаучном цикле""
Проектная и исследовательская деятельность учит детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки....
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность" по английскому языку для 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта основ...