Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Физика-11» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 2018 г и авторской программы В.А. Касьянова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_fizika.docx | 58.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы МБОУ ТСОШ № 3 зам. директора по УВР на заседании Т.М.
_________________________ ___________________ протокол №_____
«___» _________2020г. «___» _________2020г. «___»________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 11 класса
уровень базовый
срок реализации 2020-2021 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основной школы, на основе авторской программы
В.А.Касьянов ООО «ДРОФА»,2018
Разработчик программы: Коткина Анастасия Александровна,
учитель физики
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика-11» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 2018 г и авторской программы В.А. Касьянова
Содержание тем учебного предмета 11 класс
1.Раздел « Электродинамика» (29ч)
Тема «Постоянный электрический ток»(9 час)
Электрический ток. Закон Ома для однородного проводника. Сопротивление проводника. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах.
Тема «Магнитное поле»(11 час)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Действия магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действия магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе.
Тема « Электромагнетизм». (9 часов)
ЭДС в проводнике, движущимся в магнитном поле. Электромагнитная индукции. Способы индуцирования тока. Использование электромагнитной индукции .Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Активное и реактивные сопротивления в цепи переменного тока. Свободные гармонические электромагнитные колебания. Колебательный контур. Полупроводниковый диод. Транзистор.
2.Раздел «Электромагнитное излучение» (24 ч)
Тема «Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ-диапазона» (7 час)
Электромагнитные волны. Энергия, переносимая волнами. Давление и импульс электромагнитных волн.
Спектр электромагнитных волн. Радио и СВЧ- волны в средствах связи.
Тема «Волновая оптика» (9ч)
Интерференция световых волн. Дифракция волн. Дифракционная решетка.
Тема « Квантовая теория электромагнитного излучения вещества» (8 ч)
Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомами. Лазеры..
3.Раздел « Физика высоких энергий» (13ч)
Тема «Физика атомного ядра» (9ч)
Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Тема «Элементарные частицы»( 4ч)
Классификация элементарных частиц. Лептоны как фундаментальные частицы. Классификация и структура адронов. Взаимодействие кварков.
4.Раздел « Элементы астрофизики» (8 час)
Расширяющаяся Вселенная. Закон Хаббла. Возраст и размеры Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Космологическая модель. Образование галактик. Этапы эволюции звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты обучения физике на углубленном уровне:
Раздел «Электродинамика»
Постоянный электрический ток:
- давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, дырка, изотопический эффект, последовательное и параллельное соединения проводников, куперовские пары электронов, электролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, электролиз; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;
- объяснять условия существования электрического тока, принцип действия шунта и добавочного сопротивления; объяснять качественно явление сверхпроводимости согласованным движением куперовских пар электронов;
- формулировать законы Ома для однородного проводника, для замкнутой цепи с одним и несколькими источниками, закон Фарадея;
- рассчитывать ЭДС гальванического элемента;
- исследовать смешанное сопротивление проводников;
- описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединения проводников; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра, по измерению ЭДС и внутреннего сопротивления проводника;
- наблюдать и интерпретировать тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю;
- использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей;
- исследовать электролиз с помощью законов Фарадея.
Магнитное поле:
- давать определения понятий: магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция, диамагнетики, парамагнетики,
- ферромагнетики, остаточная намагниченность, кривая намагничивания; физических величин: вектор магнитной индукции, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды;
- описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера, поведение рамки с током в однородном магнитном поле, взаимодействие токов;
- определять направление вектора магнитной индукции
- и силы, действующей на проводник с током в магнитном поле;
- формулировать правило буравчика и правило левой руки, принципы суперпозиции магнитных полей, закон Ампера;
- объяснять принцип действия электроизмерительного прибора магнитоэлектрической системы, электродвигателя постоянного тока, масс-спектрографа и циклотрона;
- изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;
- исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.
Электромагнетизм
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- давать определения понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; физических величин:
- коэффициент трансформации;
- описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, опыты Генри, явление электромагнитной индукции;
- использовать на практике токи замыкания и размыкания;
- объяснять принцип действия трансформатора, генератора переменного тока; приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту, в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ-печах, записи и воспроизведении информации, в генераторах переменного тока; объяснять принципы передачи электроэнергии на большие расстояния.
- давать определения понятий: магнитоэлектрическая индукция, колебательный контур, резонанс в колебательном контуре, собственная и примесная проводимость, донорные
- и акцепторные примеси, p—n-переход, запирающий слой, выпрямление переменного тока, транзистор; физических величин: фаза колебаний, действующее значение силы переменного тока, ток смещения, время релаксации, емкостное сопротивление, индуктивное сопротивление, коэффициент усиления;
- описывать явление магнитоэлектрической индукции, энергообмен между электрическим и магнитным полем в колебательном контуре и явление резонанса, описывать выпрямление переменного тока с помощью полупроводникового диода;
- объяснять принцип действия полупроводникового диода, транзистора.
Раздел «Электромагнитное излучение»
Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- давать определения понятий: электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоскополяризованная (или линейно-поляризованная) электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнитной волны, фронт волны, луч, радиосвязь, модуляция и демодуляция сигнала, амплитудная и частотная модуляция; физических величин: длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны;
- объяснять зависимость интенсивности электромагнитной волны от ускорения излучающей заряженной частицы, от расстояния до источника излучения и его частоты;
- описывать механизм давления электромагнитной волны;
- классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн;
- описывать опыт по сборке простейшего радиопередатчика и радиоприемника.
Геометрическая оптика:
- давать определения понятий: передний фронт волны, вторичные механические волны, мнимое и действительное изображения, преломление, полное внутреннее отражение,
- дисперсия света, точечный источник света, линза, фокальная плоскость, аккомодация, лупа; физических величин: угол падения, угол отражения, угол преломления, абсолютный показатель преломления среды, угол полного внутреннего отражения, преломляющий угол призмы, линейное увеличение оптической системы, оптическая сила линзы,
- поперечное увеличение линзы, расстояние наилучшего зрения, угловое увеличение;
- наблюдать и интерпретировать явления отражения и преломления световых волн, явление полного внутреннего отражения, явления дисперсии;
- формулировать принцип Гюйгенса, закон отражения волн, закон преломления;
- описывать опыт по измерению показателя преломления стекла;
- строить изображения и ход лучей при преломлении света, изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах;
- определять положения изображения предмета в линзе с помощью формулы тонкой линзы;
- анализировать человеческий глаз как оптическую систему;
- корректировать с помощью очков дефекты зрения;
- объяснять принцип действия оптических приборов, увеличивающих угол зрения: лупу, микроскоп, телескоп;
- применять полученные знания для решения практических задач.
Волновая оптика:
- давать определения понятий: монохроматическая волна, когерентные волны и источники, интерференция, просветление оптики, дифракция, зона Френеля; физических
- величин: время и длина когерентности, геометрическая разность хода интерферирующих волн, период и разрешающая способность дифракционной решетки;
- наблюдать и интерпретировать результаты (описывать)демонстрационных экспериментов по наблюдению явлений интерференции и дифракции света;
- формулировать принцип Гюйгенса—Френеля, условиями минимумов и максимумов при интерференции волн, условия дифракционного минимума на щели и главных максимумов при дифракции света на решетке;
- описывать эксперимент по измерению длины световой волны с помощью дифракционной решетки;
- объяснять взаимное усиление и ослабление волн в пространстве;
- делать выводы о расположении дифракционных минимумов на экране за освещенной щелью;
- выбирать способ получения когерентных источников;
- различать дифракционную картину при дифракции света на щели и на дифракционной решетке.
Раздел «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества»
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- давать определения понятий: тепловое излучение, абсолютно черное тело, фотоэффект, фотоэлектроны, фототок, корпускулярно-волновой дуализм, энергетический уровень,
- линейчатый спектр, спонтанное и индуцированное излучение, лазер, самостоятельный и несамостоятельный разряды; физических величин: работа выхода, красная граница фото-
- эффекта, энергия ионизации;
- разъяснять основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка, теории атома водорода;
- формулировать законы теплового излучения: Вина и Стефана—Больцмана, законы фотоэффекта, соотношения неопределенностей Гейзенберга, постулаты Бора;
- оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину волны света, испускаемого атомом водорода;
- описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;
- объяснять принцип действия лазера;
- сравнивать излучение лазера с излучением других источников света.
Раздел «Физика высоких энергий»
Физика атомного ядра
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- давать определения понятий: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, альфа- и бета-распад, гамма-излучение, искусственная радиоактивность, цепная реакция деления, ядерный реактор, термоядерный синтез; физических величин: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения, коэффициент качества;
- объяснять принцип действия ядерного реактора;
- объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;
- прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении управляемого термоядерного синтеза (УТС).
Элементарные частицы:
- давать определения понятий: элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, лептонный заряд, переносчик взаимодействия, барионный заряд, адроны, лептоны, мезоны, барионы, гипероны, кварки, глюоны;
- классифицировать элементарные частицы, подразделяя их на лептоны и адроны;
- формулировать принцип Паули, законы сохранения лептонного и барионного зарядов;
- описывать структуру адронов, цвет и аромат кварков;
- приводить примеры мезонов, гиперонов, глюонов.
Раздел «Строение Вселенной»
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- давать определения понятий: астрономические структуры, планетная система, звезда, звездное скопление, галактики, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра, критическая плотность Вселенной, реликтовое излучение, протон-протонный цикл, комета, астероид, пульсар;
- интерпретировать результаты наблюдений Хаббла о разбегании галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной после Большого взрыва;
- представлять последовательность образования первичного вещества во Вселенной;
- объяснять процесс эволюции звезд, образования и эволюции Солнечной системы;
- с помощью модели Фридмана представлять возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.
Общие предметные результаты изучения данного курса позволяют:
- структурировать учебную информацию;
- интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
- самостоятельно добывать новое для себя физическое знание, используя для этого доступные источники информации;
- прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники;
- самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
- оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике
Класс 11
№ урока | Тема. Домашнее задание | Содержание | Предметный результат | Дата | Корректировка | |
1.Раздел «Электродинамика» (29 часа) | ||||||
Тема 1.1 «Постоянный электрический ток» (9 часов) | ||||||
1.1 | Электрический ток. Сила тока. §1,2; упр. 2 | Электрический ток. Условия возникновения тока. Направление тока. Сила тока. Единица силы тока. Постоянный электрический ток. Д: условия существования электрического тока в проводнике | Давать определения: электрический ток, сила тока; объяснять условия существования электрического тока | Урок изучения нового материала | ||
1.2 | Источник тока в электрической цепи. §3 | Сторонние силы. Движение заряженных частиц в источнике тока. ЭДС источника. | Описывать особенности движения заряженной частицы в электролите источника тока; рассчитывать ЭДС источника | Комбинированный урок | ||
1.3 | Закон Ома для однородного проводника § 4;Задачи 1,2 | Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление проводника. Единица сопротивления. Закон Ома для однородного проводника. Вольт- амперная характеристика проводника. Д: падение потенциала вдоль проводника с током | Формулировать закон Ома для однородного проводника; рассчитывать значения величин, входящих в закон Ома; анализировать вольтамперную характеристику проводника | Урок изучения нового материала. | ||
1.4 | Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. § 5 | Температурный коэффициент сопротивления. Удельное сопротивление полупроводников. Собственная проводимость полупроводников. Д: зависимость сопротивления проводников и полупроводников от температуры. | Анализировать зависимость сопротивления металлического проводника и полупроводника от температуры; рассчитывать сопротивление проводника | Комбинированный урок | ||
1.5 | Соединения проводников § 6; задачи 1,2 | Последовательное и параллельное соединение. Общее сопротивление при последовательном и параллельном соединении Д: реостаты, потенциометры, магазины сопротивлений | Исследовать параллельное и последовательное соединения проводников; рассчитывать параметры участка цепи с использованием закона Ома | Комбинированный урок. | ||
1.6 | Закон Ома для замкнутой цепи § 7(1); задача №3 | Замкнутая цепь с одним источником тока. Направление тока во внешней цепи. Закон Ома для замкнутой цепи с одним источником. Внешнее сопротивление. Внутреннее сопротивление источника тока. Сила тока короткого замыкания. Д: ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи. Зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки; определение внутреннего сопротивления источника. | Формулировать закон Ома для замкнутой цепи с одним и несколькими источниками; наблюдать зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки; использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи | Урок изучения нового материала | ||
1.7 | Измерение силы тока и напряжения § 8 | Амперметр. Вольтметр. | Определить формулы «амперметр», «вольтметр» | Урок изучения нового материала | ||
1.8 | Тепловое действие электрического тока. Закон Джуля—Ленца § 9 задачи 1,2 | Работа электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока | Давать определения: мощность тока, работа тока; вычислять работу и мощность электрического тока; приводить примеры теплового действия тока | Комбинированный урок. | ||
1.9 | Контрольная работа №1 «Электродинамика» | Контрольная работа № 1 «Электродинамика» | Применять полученные знания к решению задач | Урок проверки знаний | ||
Тема 1.2 « Магнитное поле» (11 часов) | ||||||
2.10 | Магнитное взаимодействие. § 10 | Постоянные магниты. Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. | Давать определения: магнитное взаимодействие, однородное магнитное поле, силовые линии, вектор магнитной индукции; | Урок изучения нового материала | ||
2.11 | Магнитное поле электрического тока. § 11 | Опыт Эрстеда. Вектор магнитной индукции. Направление вектора магнитной индукции. Правила буравчика и правой руки. Принцип суперпозиции. Правило буравчика для витка с током (контурного тока). Д: магнитное поле тока | Описывать фундаментальный опыт Эрстеда; наблюдать опыты, доказывающие существование магнитного поля вокруг проводника с током; применять правило буравчика для контурных токов | Комбинированный урок. | ||
2.12 | Линии магнитной индукции. § 12 | Линии магнитной индукции. Земной магнетизм. | Объяснить определение понятия линии магнитной индукции. Описать характерную особенность линий магнитной индукции. | Комбинированный урок. | ||
2.13 | Действие магнитного поля на проводник с током. § 13; Задачи 1,3 | Закон Ампера. Правило левой руки. Модуль вектора магнитной индукции. Единица магнитной индукции. Д: вращение проводника с током вокруг магнита, действие магнитного поля на ток | Описывать поведение рамки с током в однородном магнитном поле; определять направление линий магнитной индукции, используя правило буравчика (левой руки); исследовать действие магнитного поля на проводник с током. | Комбинированный урок. | ||
2.14 | Рамка с током в однородном магнитном поле. § 14; Задачи 1,2 | Силы, действующие на стороны рамки. Собственная индукция. Вращающий момент. Принципиальное устройство электроизмерительного прибора и электродвигателя | Объяснять принцип действия электроизмерительного прибора и электродвигателя постоянного тока. | Комбинированный урок. | ||
2.15 | Действия магнитного поля на движущиеся заряженные частицы § 15; Задачи 1, 2 | Сила Лоренца. Направление силы Лоренца. Правило левой руки. Траектории движения заряженных частиц в однородном магнитном поле | Вычислять силу, действующую на электрический заряд, движущийся в магнитном поле | Урок изучения нового материала | ||
2.16 | Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. § 16 | Движение заряженных частиц в однородном магнитном поле. Особенности движения заряженных частиц в неоднородном магнитном поле. Радиационные пояса Земли. | Исследовать механизм образования радиационных поясов, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях. | Комбинированный урок. | ||
2.17 | Взаимодействие электрических токов. § 17 | Опыт Ампера с параллельными проводниками. Единица силы тока. Д: взаимодействие двух параллельных токов | Наблюдать и анализировать взаимодействие двух параллельных токов. | Комбинированный урок. | ||
2.18 | Магнитный поток. § 18, задачи 1,2 | Гидродинамическая аналогия потока жидкости и магнитного потока. Магнитный поток. | Давать определения: магнитный поток; проводить аналогии между потоком жидкости и магнитным потоком; вычислять магнитный поток | Урок изучения нового материала | ||
2.19 | Энергия магнитного поля тока. § 19;задачи № 2,3 | Работа силы Ампера при перемещении проводника с током в магнитном поле. Индуктивность контура с током. Единица индуктивности. Энергия магнитного поля. Геометрическая интерпретация энергии магнитного поля контура с током | Давать определение индуктивности; вычислять индуктивность катушки, энергию магнитного поля. | Комбинированный урок. | ||
2.20 | Контрольная работа №2 «Магнетизм» | Контрольная работа № 2 «Магнитное поле» | Применять полученные знания к решению задач | Урок проверки знаний | ||
Тема 1.3 «Электромагнетизм» (9 часов) | ||||||
2.21 | ЭДС в проводнике, движущихся в магнитном поле. § 20; задачи № 1,2 | Разделение разноименных зарядов в проводнике, движущемся в магнитном поле. ЭДС индукции | Описывать эксперимент по разделению зарядов в проводнике, движущемся в магнитном поле | Урок изучения нового материала | ||
2.22 | Электромагнитная индукции. § 21; № 2,3 | Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции). Правило Ленца. Д: явление электромагнитной индукции | Наблюдать явление электромагнитной индукций; применять закон электромагнитной индукции для решения задач | Урок изучения нового материала | ||
2.24 | Самоиндукция §22 | Самоиндукция. Опыт Генри. ЭДС самоиндукции. Токи замыкания и размыкания. Д: Самоиндукция при замыкании и размыкании цепи | Наблюдать и объяснять возникновение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи | Комбинированный урок | ||
2.25 | Использование электромагнитной индукции § 23 | Трансформатор. Коэффициент трансформации. Повышающий и понижающий трансформаторы. Электромагнитная индукция в современной технике. | Приводить примеры использования электромагнитной индукции в современных устройствах; объяснять принцип действия трансформатора | Урок изучения нового материала | ||
2.26 | Генерирование переменного электрического тока. § 24. Задачи 1,2 | ЭДС в рамке, вращающейся в однородном магнитном поле. Генератор переменного тока | Объяснять принцип действия генератора переменного тока | Урок изучения нового материала | ||
2.27 | Передача электроэнергии на расстояние. § 25 | Потери электроэнергии в линиях электропередачи. Схема передачи электроэнергии потребителю | Оценивать потери электроэнергии в линиях электропередачи | Урок изучения нового материала | ||
2.28 | Магнитно электрическая индукция | Зарядка конденсатора. Ток смещения. Магнитноэлектрическая индукция. | Объяснить почему постоянный ток не может протекать через конденсатор. | Урок изучения нового материала | ||
2.29 | Свободные гармонические электромагнитные колебания § 27; задачи № 1,2 | Колебательный контур. Частота и период собственных гармонических колебаний. Формула Томсона. Д: Свободные электрические колебания | Давать определение понятия – колебательный контур; рассчитывать период собственных гармонических колебаний | Урок изучения нового материала | ||
2.30 | Контрольная работа № 3 «Электромагнетизм» | Контрольная работа № 3 «Электромагнетизм» | Применять знания на практике по теме «Переменный ток» | Урок проверки знаний | ||
2.Раздел «Электромагнитное излучение» (24 часа) | ||||||
Тема 2.1 «Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ-диапазона» (7 часов) | ||||||
2.1 | Электромагнитные волны. § 28 | Опыт Герца. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Плотность энергии электромагнитного поля. Д: Открытый колебательный контур | Проводить аналогии между механическими и электромагнитными волнами и их характеристиками | Урок изучения нового материала | ||
2.2 | Распространение электромагнитных волн § 29, задачи 1,2 | Бегущая гармоническая электромагнитная волна. Длина волны. Поляризация волны. Плоскость поляризации электромагнитной волны. Фронт волны. Луч. | Наблюдать явление поляризации электромагнитных волн; вычислять длину волн | Комбинированный урок | ||
2.3 | Энергия, переносимая волнами § 30 | Интенсивность волны. Поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны. Интенсивность электромагнитной волны. | Систематизировать знания о: поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны. | Урок изучения нового материала | ||
2.4 | Давление и импульс электромагнитных волн § 31 | Давление электромагнитной волны. Импульс электромагнитной волны. | Объяснять воздействие солнечного излучения на кометы, спутники и космические аппараты; описывать механизм давления электромагнитной волны | Урок изучения нового материала | ||
2.5 | Спектр электромагнитных волн. § 32 | Диапазон частот. Границы диапазонов длин волн (частот) спектра электромагнитных волн и основные источники излучения в соответствующих диапазонах. Д: обнаружение инфракрасного излучения в спектре. Выделение и поглощение инфракрасных лучей фильтрами. Отражение и преломление инфракрасных лучей. Обнаружение и выделение ультрафиолетового излучения | Характеризовать диапазоны длин волн (частот) спектра электромагнитных волн; называть основные источники излучения соответствующих диапазонов длин волн (частот); представлять доклады, сообщения, презентации | Урок изучения нового материала | ||
2.6 | Радио и СВЧ- волны в средствах связи. § 33-34 | Принципы радиосвязи. Амплитудная и частотная модуляция. Детектирование сигнала. Схема простейшего радиоприемника. Д: модуляция, радиопередача и прием модулированных сигналов, прием радиовещания на детекторный приемник | Сформировать представления и радиосвязи. Оценивать роль России в развитии радиосвязи | Урок изучения нового материала | ||
2.7 | Контрольная работа № 4 «Излучение и прием электромагнитных волн» | Контрольная работа № 4 «Излучение и прием электромагнитных волн» | Применять полученные знания к решению задач | Урок проверки знаний | ||
Тема 2.2 «Геометрическая оптика» (9 часов) | ||||||
2.8 | Принцип Гюйгенса. § 35 | Волна от точечного источника. Фронт волны. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Изображение предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение | Объяснять прямолинейное распространение света с точки зрения волновой теории; строить и исследовать свойства изображения предмета в плоском зеркале. | Урок изучения нового материала | ||
2.9 | Преломление волн §36; задачи № 1,2,3 | Закон преломления волн. Абсолютный показатель преломления среды. Полное внутреннее отражение. Угол полного внутреннего отражения. Д: законы преломления света, полное отражение света, преломление и полное отражение света в призме | Наблюдать преломление и полное внутреннее отражение света; объяснять особенности прохождения света через границу раздела сред; сравнивать явления отражения света и полного внутреннего отражения | Урок изучения нового материала | ||
2.10 | Дисперсия света § 37, задачи 1,2 | Дисперсия света. Призма Ньютона. Зависимость абсолютного показателя преломления от частоты световой волны. Демонстрации. Получение на экране сплошного спектра | Наблюдать дисперсию света; приводить доказательства электромагнитной природы света; исследовать состав белого света; наблюдать разложение белого света в спектр | Урок изучения нового материала | ||
2.11 | Интерференция световых волн. § 38 | Принцип независимости световых пучков. Сложение волн от независимых точечных источников. Интерференция. Когерентные волны. Время и длина когерентности | Определять условия когерентности волн | Комбинированный урок | ||
2.12 | Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве § 39; задачи 2,3 | Условия минимумов и максимумов при интерференции волн. Геометрическая разность хода волн. Интерференция синхронно излучающих источников | Объяснять условия минимумов и максимумов при интерференции световых волн | Урок изучения нового материала | ||
2.13 | Когерентные источники света § 40 | Опыт Юнга. Способы получения когерентных источников. Интерференция света в тонких пленках. Просветление оптики. Д: Полосы интерференции от бипризмы Френеля. Демонстрация колец Ньютона. Интерференция света в тонких пленках | Наблюдать интерференцию света | Урок изучения нового материала | ||
2.14 | Дифракция света § 41 | Нарушение волнового фронта в среде. Дифракция света на щели. Принцип Гюйгенса-Френеля. Условия дифракционных минимумов и максимумов. Д: Дифракция от нити, дифракция от щели | Наблюдать дифракцию света на щели и нити; определять условие применимости приближения геометрической оптики | Урок изучения нового материала | ||
2.15 | Дифракционная решетка. § 42 | Особенности дифракционной картины. Дифракционная решетка. Период решетки: Условия главных максимумов и побочных минимумов. Разрешающая способность дифракционной решетки. Д: Дифракция света на дифракционной решетке | Определять с помощью дифракционной решетки границы спектральной чувствительности человеческого глаза; применять условия дифракционных максимумов и минимумов к решению задач | Урок изучения нового материала | ||
2.16 | Контрольная работа № 5 «Волновая оптика» | Контрольная работа № 5 «Волновая оптика» | Применять полученные знания к решению задач | Урок проверки знаний | ||
Тема2.3 «Квантовая теория электромагнитного излучения» (8 часов) | ||||||
2.17 | Фотоэффект. § 43;задачи 1-3 | Опыты Столетова. Законы фотоэффекта. Квантовая теория фотоэффекта. Работа выхода. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Д: Внешний фотоэффект, Зависимость интенсивности внешнего фотоэффекта от величины светового потока и частоты света, законы внешнего фотоэффекта | Наблюдать фотоэлектрический эффект; формулировать законы фотоэффекта; рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэффекте | Урок изучения нового материала | ||
2.18 | Корпускулярно-волновой дуализм. § 44 | Корпускулярные и волновые свойства фотонов. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция отдельных фотонов | Приводить доказательства наличия у света корпускулярно-волнового дуализма свойств; анализировать опыт по дифракции отдельных фотонов | Урок изучения нового материала | ||
2.19 | Волновые свойства частиц. § 45 | Гипотеза де Бройля. Длина волны де Брой-ля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. | Вычислять длину волны де Бройля частицы с известным значением импульса | Урок изучения нового материала | ||
2.20 | Строение атома. § 46 | Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Размер атомного ядра | Обсуждать результат опыта Резерфорда | Урок изучения нового материала | ||
2.21 | Теория атома водорода § 47 | Первый постулат Бора. Правило квантования орбит Бора. Энергетический спектр атома водорода. Энергетический уровень. Свободные и связанные состояния электрона | Обсуждать физический смысл теории Бора;сравнивать свободные и связанные состояния электрона | Урок изучения нового материала | ||
2.22 | Поглощение и излучение света атомами § 48; задачи 1-3 Приготовить сообщение по теме «лазер» | Энергия ионизации. Второй постулат Бора. Серии излучения атома водорода. Виды излучений. Линейчатый спектр. Спектральный анализ и его применение. Д: Получение на экране линейчатого спектра. Демонстрация спектров поглощения | Исследовать линейчатый спектр атома водорода; рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома из одного стационарного состояния в другое | Урок изучения нового материала | ||
2.23 | Лазеры § 49 | Процессы взаимодействия атома с фотоном. Принцип действия лазера. Основные особенности лазерного излучения. Применение лазеров | Объяснять принцип действия лазера; наблюдать излучение лазера и его воздействие на вещество | Комбинированный урок | ||
2.24 | Контрольная работа № 6 « Квантовая теория электромагнитного излучения» | Контрольная работа № 6 « Квантовая теория электромагнитного излучения» | Проверка знаний при решении задач | Урок проверки знаний | ||
3. Раздел «Физика высоких энергий (13) | ||||||
Тема 3.1 «Физика атомного ядра» (9) | ||||||
3.1 | Состав атомного ядра. § 50; задачи №1-3 | Протон и нейтрон. Изотопы. Сильное взаимодействие нуклонов. Состав и размер ядра | Определять зарядовое и массовое число атомного ядра по таблице Менделеева | Урок изучения нового материала | ||
3.2 | Энергия связи нуклонов в ядре. § 51; задачи № 1-3 | Удельная энергия связи. Зависимость удельной энергии связи нуклона в ядре от массового числа. Синтез и деление ядер | Вычислять энергию связи нуклонов в ядре и энергию, выделяющуюся при ядерных реакциях | Урок изучения нового материала | ||
3.3 | Естественная радиоактивность. § 52 | Виды радиоактивности: естественная и искусственная. Радиоактивный распад. Альфа-распад. Энергия распада. Бета-распад. Гамма-излучение. Д: Ионизирующее действие радиоактивного излучения. Наблюдение следов заряженных частиц в камере Вильсона | Вычислять энергию, выделяющуюся при радиоактивном распаде; выявлять причины естественной радиоактивности. | Урок изучения нового материала | ||
3.4 | Закон радиоактивного распада. § 53; задачи № 1-3 | Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Активность радиоактивного вещества. Единица активности. Радиоактивные серии | Определять период полураспада радиоактивного элемента; сравнивать активности различных веществ | Урок изучения нового материала | ||
3.5 | Искусственная радиоактивность. § 54 | Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Скорость цепной реакции. Коэффициент размножения нейтронов. Самоподдерживающаяся реакция деления ядер. Критическая масса. | Определять продукты ядерной реакции деления; оценивать энергетический выход для реакции деления | Урок изучения нового материала | ||
3.6 | Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. § 55 | Ядерный реактор. Основные элементы ядерного реактора и их назначение. Атомная электростанция (АЭС). Мощность реактора. Ядерная безопасность АЭС | Анализировать проблемы ядерной безопасности АЭС; описывать устройство и принцип действия АЭС | Урок изучения нового материала | ||
3.7 | Термоядерный синтез. § 56 | Термоядерные реакции. Реакция синтеза легких ядер. Термоядерный синтез. Управляемый термоядерный синтез | Сравнивать управляемый термоядерный синтез с управляемым делением ядер | Комбинированный урок | ||
3.8 | Ядерное оружие § 57 | Неуправляемая цепная реакция деления ядер. Конструкция атомной и водородной бомбы | Сравнивать конструкции и принцип действия атомной и водородной бомб | Комбинированный урок | ||
3.10 | Биологическое действие радиоактивных излучений § 58 | Доза поглощенного излучения. Коэффициент относительной биологической активности. Эквивалентная доза поглощенного излучения. Естественный радиационный фон. | Описывать действие радиоактивных излучений различных типов на живой организм. | Комбинированный урок | ||
Тема 3.2«Элементарные частицы» (4) | ||||||
3.11 | Классификация элементарных частиц. § 59 | Элементарная частица. Фундаментальные частицы. Фермионы и бозоны. Принцип Паули. Античастицы. Аннигиляция и рождение пары | Классифицировать элементарные частицы на фермионы и бозоны, частицы и античастицы | Урок изучения нового материала | ||
3.12 | Лептоны как фундаментальные частицы. § 60 | Адроны и лептоны. Лептонный заряд. Закон сохранения лептонного заряда. Слабое взаимодействие лептонов. | Классифицировать элементарные частицы на частицы, участвующие в сильном взаимодействии и не участвующие в нем | Урок изучения нового материала | ||
3.13 | Кварки. Взаимодействие кварков § 61-62 | Цвет кварков. Цветовой заряд — характеристика взаимодействия кварков | Перечислять цветовые заряды кварков | Урок изучения нового материала | ||
3.14 | Контрольная работа № 7 «Физика высоких энергий» | Контрольная работа № 7 «Физика высоких энергий» | Применение знаний при решении задач | Урок проверки знаний | ||
4 Раздел «Элементы астрофизики» (8) | ||||||
4.1 | Структура Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Закон Хаббла § 63-64 | Астрономические структуры. Примерное число звезд в Галактике. Разбегание галактик. Закон Хаббла. Красное смещение спектральных линий. Возраст Вселенной. | Использовать Интернет для поиска изображений астрономических структур; пояснять физический смысл уравнения Фридмана. | Урок изучения нового материала | ||
4.2 | Космологическая модель ранней Вселенной. Эра излучения § 65 | Большой взрыв. Основные периоды эволюции Вселенной. Космологическая модель Большого взрыва. Планковская эпоха. Вещество в ранней Вселенной | Классифицировать периоды эволюции Вселенной | Комбинированный урок | ||
4.3 | Образование астрономических структур § 66 | Образование сверхскоплений галактик. Возникновение звезд. Термоядерные реакции — источник энергии звезд. | Выступать с докладами и презентациями | Урок изучения нового материала | ||
4.4 | Этапы эволюции звезд. § 67 | Эволюция звезд различной массы. Коричневый и белый карлик. Красный гигант и сверхгигант. Планетарная туманность. Нейтронная и сверхновая звезда. Синтез тяжелых химических элементов. Квазары | Оценивать возраст звезд по их массе; связывать синтез тяжелых элементов в звездах с их расположением в таблице Менделеева | Комбинированный урок | ||
4.5 | Образование Солнечной системы § 68 | Образование Солнечной системы. Образование прото-Солнца и газопылевого диска. Протопланеты. Образование и эволюция планет земной группы и планет-гигантов. | Выступать с докладами | Урок изучения нового материала | ||
4.6 | Эволюция планет земной группы § 69 | Образование планет земной группы. Атмосферы планет земной группы. | Выступать с докладами | Урок изучения нового материала | ||
4.7 | Эволюция планет гигантов § 70 | Образование планет-гигантов. Астероиды и кометы | Выступать с докладами | Урок изучения нового материала | ||
4.8 | Итоговая контрольная работа №12 | Урок проверки знаний |
Учебно-методический комплекс:
Основная и дополнительная литература для учащихся:
1.Касьянов В.А. Физика. 11 кл.Учебник для общеобразовательных. учреждений – М.: Дрофа, 2018.
2.Касьянов В.А. , Коровин В.А. Физика. 10 кл. Тетрадь для лабораторных работ– М.: Дрофа, 2013.
3.Касьянов В.А. ,Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э. Физика. 11 кл., Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень.– М.: Дрофа, 2009. CD с дополнительными материалами автора В.А. Касьянова
4.Демкович В.П. и др. Сборник задач по физике 10-11 кл. – М.: астрель, АСТ, 2010.
5.Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
6.Сборник заданий и самостоятельных работ « Физика 11», Л.А. Кирик, Ю.И.Дик- М.: Илекса 2012г
Основная и дополнительная литература для учителя:
1.Касьянов В.А. Физика. 11 кл .Учебник , М.: Дрофа, 2013.
2.А.Г. Аркадьев «Тематическое и поурочное планирование»– М.: Дрофа, 2012.
3.Сборник нормативных документов. Физика /Сост. с. 23 Э.Д. Днепров,
4.Касьянов В.А. Физика. 10 кл,11 кл .:Тематическое и поурочное планирование – М.: Дрофа, 2011.
5.Атаманская М.С., Богатин А.С. Ответы и решения к учебникам В.А. Касьянова «Физика-10» и «Физика-11». Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6.Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 кл.: Метод.пособие.– М.: Дрофа, 2013.
7. Сборник заданий и самостоятельных работ « Физика 11», Л.А. Кирик, Ю.И.Дик- М.: Илекса 2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...