Конспект урока по физике 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Конспект урока физики на тему "Строение вещества.Молекулы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_veshchva_molekul_3urok.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Строение вещества. Молекулы.
Ход урока:
Эпиграф:
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк
1. Актуализация знаний
В своей жизни мы очень часто сталкиваемся с различными физическими явлениями. И нашего жизненного опыта вполне хватает, чтобы объяснить эти явления. Каждый из вас может предположить, чем закончится данный опыт и закончить фразу:
– если термометр поставить в сосуд с горячей водой, то уровень спирта в термометре …
– если кусочек льда опустить в сосуд с кипящей водой, то лед …
– если развязать нить воздушного шара, то …
Вы легко справились с заданиями. Но так ли легко будет ответить на вопросы:
– почему спирт стал занимать больше места при нагревании термометра;
– почему вещества плавятся при нагревании;
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?
А теперь ответьте на такой вопрос:
- Одинаково ли будет вести себя капля подсолнечного масла, помещённая на поверхность воды и капля масла, помещённая на поверхность стола?
- Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?
А теперь ответьте на такой вопрос
- Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать?
- Почему вы выбрали именно эти материалы?
- Чтобы что-то создать, изготовить какой-то новый материал, что нужно знать?
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявленным к нему требованиям.
Знания о строении вещества позволяют не только объяснять многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить.
Изучив строение тел, можно объяснить их свойства, а также создавать новые вещества с нужными свойствами, которые можно использовать в быту, в технике, в медицине.
Тема нашего сегодняшнего урока «Строение вещества. Молекула».
- Какую бы вы поставили цель работы на этом уроке?
Обратите внимание на эпиграф нашего урока:
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.
Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, наблюдая, как вода дробится на мелкие брызги, что кажущийся сплошным песок, состоит из маленьких песчинок, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частичек, между которыми есть промежутки.
Вопрос: Что в науке понимают под словом «гипотеза»?
Сегодня нам предстоит проделать тот же путь, какой проделывают настоящие учёные: от опытных фактов через размышления к научной гипотезе. Проверяя гипотезу на опытах, мы возведём её в ранг закона. В этом и состоит метод научного познания.
Высказывание Демокрита: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством», - послужит эпиграфом нашего урока.
Займёмся поисками научных доказательств.
Демонстрация 1.
Возьмем кусочек мела.Можно ли его разделить на части?А еще на более мелкие?Достаточно провести пальцем по мелу и на нем остается след. Что это? (Это частицы мела) Опыт показывает, что мел состоит из отдельных частиц.
Демонстрация 2.
Возьмём стакан с водой. - Какое вещество в стакане?
- Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как?
- А эти порции ещё на более мелкие?
- И эта маленькая порция из чего будет состоять?
-Какой вывод можно сделать из этих опытов?
Запишите в тетрадь этот вывод «Вещество состоит из частиц».
Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объём тела.
Опыт 3.
Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. Ответьте на вопросы:
- Что изменилось? (И форма и объём)
-Какое вещество находится внутри шарика? (ВОЗДУХ)
-Из чего оно состоит?(ИЗ Частиц)
- Изменилось ли их число? (нет)
-А сами частицы могли уменьшиться в размере?(нет)
- Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике?
-Какой вывод можно сделать из этих опытов?
предожить прочитать параграф с 21 от «о том.что»
Вывод (запись в тетрадях):
Все вещества состоят из отдельных частиц. между частицами есть промежутки.Эти частицы очень малы, а их число в веществе огромно.
Мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, парты. Теперь вы знаете, что все они состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Посмотрите на эти предметы.
-Разве вы видите промежутки?
-Почему же эти тела кажутся нам сплошными, или они на самом деле являются таковыми?
Докажем это.
Проведём следующий опыт
Растворим маленькую крупинку краски в воде, налитой в пробирку.
Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду.
-Что будем наблюдать?
Повторим предыдущее действие.
-Что будем наблюдать?
С каждым разом мы убеждаемся в том, что раствор окрашен всё более слабее.
Рассмотрим последний раствор. Он хотя и слабо, но равномерно окрашен. Следовательно, в каждой его капле содержатся частицы краски. А ведь в воде растворили очень маленькую крупинку краски, и лишь часть её попала в последний раствор.
-Что же можно сказать о количестве частиц?
-А о размерах частиц?
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Запишите в тетрадь этот вывод «Частицы очень маленькие. Их очень много».
А теперь перед нами стоит проблема:
-Сможем ли мы делить краску до бесконечности? Т.е при любом сколь угодно большом количестве пробирок краска будет обнаружена в последней из них?
Ответ на этот вопрос дал древнегреческий учёный, философ Демокрит из Абдер, живший в 5 веке до нашей эры.
Он утверждал, что все тела в мире состоят из молекул.
Запишите определение молекулы в тетрадях. Молекула – мельчайшая частица вещества.
Самая малая частица воды – молекула воды.
Самая малая частица сахара – молекула сахара.
Молекулы разных веществ различны.
Молекулы одного вещества одинаковы.
Молекулы обладают определёнными свойствами. Молекула сахара - сладкая. Молекула соли – солёная.
-Какой вывод можно сделать из этого? Молекулы состоят из атомов.
Запишите в тетрадях. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы обладают определёнными свойствами.
Каковы же размеры молекул?
Известно, что кусок сахара можно растолочь на очень маленькие крупинки, зерно пшеницы размолоть в муку. Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки.
- Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом?
Запишите в тетрадях. Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом.
Молекулы хоть и очень маленькие частицы, но они делимы. Молекулы состоят из атомов.
Запишите определение в тетрадях: Молекулы состоят из атомов.
Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности. Еще 2500 лет назад Левкипп, а затем древнегреческий ученый Демокрит (400 г. до н. э.), своими рассуждениями, используя метод познания – диалектику и логику, пришли к выводу, что все тела состоят из мельчайших постоянно движущихся частиц, которые они назвали «атомами», что значит «неделимый». Ученых, придерживающихся данной теории, называли «атомистами». Взгляды древних атомистов отразил в своей поэме Лукреций Кар (1 в. до н.э.) «О природе вещей»:
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит …
Мощные валит стволы, непреступные горные выси …
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами …
Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но все это обладает телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Перед нами опять возникает проблема: Мы не видим атомов. Тела нам представляются сплошными. Как же доказали их существование?
Ученые придумали приборы, которые помогают нам увидеть атомы.
Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы!
Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз.
Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами.
Например: (записываем на доске) и (в тетрадях)
О – атом кислорода
H – атом водорода
Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например:
О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода.
Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода.
Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.
На рисунках ,22 стр. 25 учебника даны условные изображения молекул водорода, кислорода и воды.
Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже.
Итак, вы теперь знаете, из чего состоят вещества. Глядя на свой опорный конспект в тетради или на доску (где висят плакаты с выводами) сделайте обобщающий вывод о строении вещества.
А теперь постарайтесь применить знания о строении вещества, полученные на сегодняшнем уроке, к решению качественных задач (задачник Лукашик 7-9 классы)
Вспомните цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Почувствовали ли себя сегодня на уроке настоящими исследователями? Почему?
Творческое домашнее задание: Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»
Урок изучения знаний и способов деятельности...
План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика
План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...
Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс
Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Пояснить связь физики с другими науками.Ввести физические термины: физические явления, физиче...