Статья: Повышение мотивации на уроках физики в школе.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Ресурсы используемые на кроках физики для повышения мотивации к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации на уроках физики в школе.
Учение является особым видом человеческой деятельности. Успешность человека в учебной деятельности определяется многими факторами, в том числе на успешность присвоения социокультурного опыта в процессе учения влияет такой структурный компонент данного вида деятельности как мотивы. В настоящее время, несмотря на многоаспектные исследования мотивационной стороны учения, проведенные отечественными педагогами и психологами, она по-прежнему остается наименее управляемой. Недостаточное внимание педагогов к изучению и формированию мотивов учения не только низкой компетентностью обучающихся в решении данной проблемы, но и не разработанностью и сложностью ее. Учение является собственно деятельностью, если оно удовлетворяет познавательные потребности человека; в этом случае предметом, удовлетворяющим познавательную потребность человека, являются знания. Приобретаемые в процессе учения знания выступают как мотив, так как они представляют собой предметное воплощение познавательной потребности. Мотивация как процесс побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности предполагает применение педагогам определенных методов и средств. Интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности зарождается у обучающихся там, где им предоставляется возможность проявлять в учении самостоятельность и инициативность. Так, повышению интереса к учению способствуют применение активных методов обучения, постановка таких вопросов в ходе учебного занятия, решение которых требует от обучающихся поисковой активности, создание в этих целях проблемных ситуаций. Важнейшим условием возникновения интереса к учебной деятельности является преодоление в этой деятельности трудностей, которые носят посильный и преодолимый характер. Учебный интерес как компонент учебной мотивации зависит и от разнообразия приемов учебной работы, и от разнообразия учебного материала. Новизна учебного материала считается важнейшей предпосылкой возникновения интереса к нему при условии опоры на имеющиеся знания и эмоциональной формы его изложения. Формируя устойчивые интересы к содержанию и процессу учебной деятельности, педагог тем самым обеспечивает их выступление в качестве постоянного побудительного механизма познания. Зная состояние мотивов учения, педагог имеет возможность своевременно подсказать обучающемуся, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать.
Я работаю учителем физики, меня как педагога волнует проблема формирования и развития мотивации учения обучающихся на уроках. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого? Использование игровых элементов на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить учащегося мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение. В процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания. В процессе игры реализуются также принципы: психологической комфортности (создание на уроке атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя «как дома»); вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Характерной чертой для каждой физической игры является решение различных дидактических задач. Среди них – уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. И в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание учащихся направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры на уроке оказываются не просто забавой, интересным и необычным занятием, а активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом «щадящего» обучения. Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю – не верю». Это – своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения. Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и на примере «Своя игра», «Умница и умники» или «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», или разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что учащиеся должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся. Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках физики. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений. Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы. Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке – пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе. Конечно, пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополнительная, иллюстрированная часть урока – однако чрезвычайно яркая и полезная. Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно: быть связано с конкретными вопросами курса физики, отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал, иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность, быть кратким, лаконичным, способствовать положительной мотивации к изучению физики. Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, составление физических сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию мотивации к учению учащихся.
Литература: Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков /Л.И. Божович; подред, Л.И. Божович и Л.В.Благонадениной.-М.,1992 Вербицкий, А Контекстное обучение: формирование мотивации / А.Вербицкий// Высшее образование в России.-2001-№1.-С.101-107 Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя.-М.:Логос.-2007.-304с. Мерлин, В.С.Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская.-М.:Сентябрь, 2015.-112с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/14/picture-386747-1400060654.jpg)
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...
Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"
В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615325-1427609064.jpg)
Статья «Повышение мотивации обучающихся через использование информационно – коммуникативных технологий на уроках физики»
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образов...
Формирование мотивации и повышение интереса на уроках физики
Статья о мотивации учащихся к изучению физики...
Статья Повышение мотивации обучения школьников с ОВЗ при реализации ФГОС: дидактическая игра на уроках истории
Одной из педагогических технологий современного процесса обучения, способных вызвать интерес к обучению. особенно детей с ОВЗ, является дидактическая игра. В статье показывется структура игры. структу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1182832-1572642614.jpg)
Роль творческих заданий для повышения мотивации на уроках физики
Роль творческих заданий для повышения мотивации на уроках физики Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием позна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/14/picture-985119-1605333471.jpg)
Повышение мотивации на уроках физики в школе
В статье рассматривается один из возможных путей формирования устойчивого интереса к изучению физики посредством активного вовлечения учащихся в учебный процесс, поиск средств развития мыслительных сп...