Формирование мотивации и повышение интереса на уроках физики
статья на тему
Статья о мотивации учащихся к изучению физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod_k_opredeleniyu_tseley_obrazovaniya.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации и повышения интереса на уроках физики.
Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Восточная мудрость гласит: « можно коня привести к водопою, но заставить его пить не возможно»
Ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говорят о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам: « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности.
Каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.
По мнению психологов с возрастом происходит переоценка мотивации школьников.
Если ученики 7-9 классов стремятся избегать неудач, ими движет желание иметь высокую отметку, (даже если она не подкрепляется знаниями, и является, скорее всего, средством самоутверждения) или просто познавательный интерес, то ученики старшей школы (10-11 класс) имеют достаточно четкую мотивацию продолжения образования в профессиональных учебных заведениях, руководствуются выбором предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета или семейных традиций). Значимость отметки изменяется, она становится критерием качества знаний. Возрастает собственная мотивация. Поэтому, на мой взгляд, методы «пробуждения» и поддержания интереса к предмету должны быть многообразными.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Меня как преподавателя физики волнует проблема формирования и развития мотивации учения у обучающихся на уроках. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого?
Мне кажется, одним из эффективных путей является использование игровых элементов на уроках физики (особенно в 7-8 классах). Такой метод позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить учащегося мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний. Процесс игры втягивает учащихся ,обучение происходит в результате его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания. В процессе игры создается атмосфера психологической комфортности, креативности, умения сопоставлять и анализировать информацию. Характерной чертой для каждой физической игры является решение различных дидактических задач. Примером игрового элемента, позволяющего повторять целые раздела пройденного материала, является «Своя игра», которую, кстати, с удовольствием готовят сами ученики. Этим достигается как бы двойной эффект, творческий порыв при подготовке материала и активизация мыслительной деятельности ученика в пороцессе ее решения в составе команды. Игра «Верно не верно» по сути своей является фронтальным опросом. Учитель или ученики, разбитые на команды, произносят верные и ложные утверждения по пройденному материалу, задача участников опроса выбрать правильное решение. Это может быть «Римское голосование», корточки «ДА» , «НЕТ» или любой другой способ выражения своего мнения.
Повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём составления или разгадывания кроссвордов или составления теста для партнера по парте. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Составление кроссвордов и тестов –средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Эти методы дают хороший результат, так как учащиеся должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда или в вопросе теста.
Перечисленные методы вызывают интерес у учащихся, мотивируют на расширение кругозора, развивают логическое мышление и творческий подход к решению задач.
Закреплением полученного результата при дальнейшем изучении является наглядность.Использование ИКТ в учебном процессе- один из способов повышения мотивации обучения. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподаватель от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга материала по вопросам , осуществлять процесс подачи нового материала в сопровождении видео слайдов-фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, (Процессы, схемы, графики, математические формулы).
Использования ИКТ на уроке:
• Демонстрация компьютерной презентации
• Тестирование с выбором ответов
• Использование электронных учебников
Использование ИКТ вне урока
• Поиск информации в интернете и других источниках
• Фиксация записи об окружающем мире
Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций
В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатике, подготовив свою презентацию для урока, или можно устроить конкурс презентаций среди учеников. Как правило, ученики старших классов (9-11) охотно справляются с этой работой.
Игровые моменты на уроках, решение творческих задач и тестов, составление физических кроссвордов, ребусов и загадок, подготовка и выступление с презентациями по темам – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию мотивации к учению учащихся
е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации и повышение познавательного интереса на уроках физики
Эта работа сделана на курсах повышения квалификации в МИОО....
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...
Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий
Метод объединение учителей естественно-математического цикла. Доклад на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий"...
Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела
Нет более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой ...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики.
Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса.Поэтому навыки работы по реализаци...
«Использование современных образо-вательных технологий для повышения мотивации к изучению предмета на уроках физики»
laquo;Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации к изучению предмета на уроках физики»...
Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка
Техники и приемы формирования критического мышления для повышения интереса на уроках английского языка...