Урок по физике 10 класс "Конденсаторы"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Акунец Татьяна Михайловна

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий: конденсатор, электроемкость; фактов: устройства, назначения, видов конденсаторов, формул электроемкости, энергии электрического поля конденсатора, физического смысла 1 Ф;

Способствовать формированию умений объяснять физические явления на основе знаний о конденсаторах, электроемкости; решать задачи на расчет характеристик конденсатора;

Создать условия для развития внимания, мышления, памяти, грамотной речи, навыков самостоятельной работы

Воспитывать культуру умственного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kondensatoryy_10_klass.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Конденсаторы

10 класс, учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев ,Н.Н. Сотский

Тип урока: комбинированный

Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий: конденсатор, электроемкость; фактов: устройства, назначения, видов конденсаторов, формул электроемкости, энергии электрического поля конденсатора, физического смысла 1 Ф;

Способствовать формированию умений объяснять физические явления на основе знаний о конденсаторах, электроемкости; решать задачи на расчет характеристик конденсатора;

Создать условия для развития внимания, мышления, памяти, грамотной речи, навыков самостоятельной работы

Воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: конденсаторы постоянной и переменной емкости; задания проверочной работы.

Ход урока:

1.  Организационный этап.

Проверка готовности кабинета и учащихся к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Этап актуализации опорных знаний:

Фронтальная работа по вопросам:

1)               Дайте определение электрического поля

2)               Чем создается электрического поле?

3)               Что Вы знаете о зарядах?

В практике работы очень часто нужно накапливать заряды. Для этого были созданы специальные устройства – конденсаторы.

3. Этап изучения нового материала.

1) Постановка цели урока совместно с учащимися.

2) Изучение понятия конденсатор (Объяснение учителя)

Во время объяснения нового материала на интерактивной доске детям показываю презентацию по теме «Конденсаторы»

Конденсатор – это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электрического поля. (от лат. Kondensator – уплотнять, сгущать)

Простейший плоский конденсатор состоит из двух металлических пластин, между ними находится диэлектрик, воздух. Пластины называют обкладки.

Обозначение на схемах.

Рассмотрите примеры конденсаторов (слайд 1 презентации)

4)    Изучение понятия заряд конденсатора.

Для зарядки конденсатора нужно соединить его обкладки с источником постоянного тока. (слайд 2)

При зарядке обе обкладки получают заряды равные по модулю, но противоположные по знаку. Под зарядом конденсаторов понимают модуль заряда одной из его обкладок.

5) Изучение понятия электроемкость.

Опытным путем установлено, что заряд конденсатора прямо пропорционален напряжению между его обкладками.

q=CU

Коэффициент пропорциональности между q и U называется электроемкостью или электрической емкостью.(слайд 3-4)

? Выразите из формулы электроемкость.

Единица электроемкости в СИ – Фарад.

Согласно формуле 1 Ф = 1 Кл/1В т е 1 Ф равен емкости такого конденсатора, между обкладками которого возникает напряжение 1 В при сообщении заряда 1 Кл

Электроемкость конденсатора прямо пропорциональна площади перекрытия пластин и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Электроемкость также зависит от свойств используемого диэлектрика. (Слайд 5-6)

Для получения требуемой емкости конденсаторы соединяют в батареи. (слайд 9-10)

Дети зарисовывают схемы и записывают формулы.

Если конденсаторы соединены параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей. С = С1 + С2+…

Конденсаторы по величине емкости делят на постоянные и переменные.

5)  Изучение электрического поля конденсатора.

Вывод: поле плоского конденсатора однородно, поле сосредоточено между его обкладками.

6)   Изучение энергии электрического поля конденсатора. (Слайд 7)

(Объяснение учителя) E=q2/2C

Анализ формулы: От каких величин и как зависти энергия электрического поля?

7) Изучение видов и применения конденсаторов (самостоятельное изучение с.324)

4. Этап проверки восприятия, осмысления и первичного запоминания

Беседа по вопросам на с. 324.

(Слайды 11-14 презентации)

5. Этап закрепления изученного материала.

1) Фронтальное решение задач  ( Слайд 15)

Дети фотографируют задачи на телефон. Доску выключаю.

Учащиеся обсуждают и решают задачи, если возникают затруднения решаем на доске.

 6. Домашнее задание: п. 97-98 с. 321-326, задача 2-3 на стр. 329

7. Итог урока:

Фронтальная работа по вопросам:

1.   Что такое конденсатор?

2.   Какие вы знаете виды конденсаторов

3.  Что такое электроемкость? Как она находится?

4.   Применение конденсаторов

Выставление оценок за урок. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по физике в 11 классе "Ядерная физика"

Презентация содержит слайды для повторения материала и подготовки к тестированию по  теме. "Ядерная физика", а также тест с выбором ответа в формате ЕГЭ....

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...