Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа составлена к учебнику Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_11_klass.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Лицей № 1
«Согласовано» Руководитель кафедры учителей физики и информатики ________ /Дорошенко В.А./ Протокол № 1 от «__» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ /Лисунова Т.П./ « __ » августа 2019 г. | «Утверждено» Директор лицея ________ / Сеткова И.Н./ Приказ № от « __ » августа 2019г. |
Рабочая программа учителя
Гопиенко Людмилы Григорьевны
(высшая квалификационная категория)
по физике 11 (Б) класс
2019– 2020 учебный год
г. Красноярск
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия. 7-11 классы /сост. В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова - М.: Дрофа, 2013г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• федерального компонента государственного стандарта общего образования;
• федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
• приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
• примерной программы среднего общего образования по физике,
• программы для общеобразовательных учреждений, составленной в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина - базовый и профильный уровни
Изучение физики на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; освоение основ фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, приобретение опыта обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения. Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки старшеклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в учебном плане.
Учебным планом лицея на 2019 – 2020 учебный год на изучение предмета «Физика» в 11 классе выделено 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник на базовом (расширенном )уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом (расширенном) уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекание физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
- Содержание программы.
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колеба¬ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электри¬ческих колебаний. Вынужденные колебания. Пере¬менный электрический ток. Емкость и индуктив¬ность в цепи переменного тока. Мощность в цеди пе¬ременного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электри¬ческой энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энер¬гии.
Механические волны Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол¬ны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны Излучение электромаг¬нитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Оптика
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности
Постулаты теории относительности. Принцип от¬носительности Эйнштейна. Постоянство скорости све¬та. Пространство и время в специальной теории отно¬сительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией..
Квантовая физика
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений. Постоян¬ная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Атомная физика
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра
Методы регистрации эле¬ментарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная мо¬дель строения атомного ядра. Энергия связи ну¬клонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
Учебно - тематический план
В связи с тем, что с 2019- 2020 учебного года вводится отдельный предмет «Астрономия», считаю необходимым раздел «Строение Вселенной» заменить на обобщающее повторение. Тематическое распределение часов приведено в таблице.
Основное содержание.
Тема | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 13 | 2 | 2 | |
Магнитное поле | 7 | 1 | 1 | |
Электромагнитная индукция | 6 | 1 | 1 | |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 12 | 1 | 1 | |
Механические колебания | 2 | 1 | ||
Электромагнитные колебания | 5 | |||
Механические волны | 2 | |||
Электромагнитные волны | 3 | 1 | ||
ОПТИКА | 20 | 1 | 4 | |
Световые волны | 11 | 3 | ||
Элементы теории относительности | 5 | |||
Излучение и спектры | 4 | 1 | 1 | |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 14 | 2 | 0 | |
Световые кванты | 3 | |||
Атомная физика | 3 | 1 | ||
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 8 | 1 | ||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 9 | |||
ИТОГО | 68 | 6 | 7 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата | |
По плану | По факту | |||
1 | Магнитное поле. Индукция магнитного поля. | § 1 | ||
2 | Сила Ампера | § 2-3 | ||
3 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Инстр. | ||
4 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца | § 6 | ||
5 | Решение задач | задачи | ||
6 | Контрольная работа № 1 «Стационарное магнитное поле» | § 1-3,6, | ||
7 | Магнитные свойства вещества | § 7 | ||
8 | Электромагнитная индукция. Магнитный поток. | § 8,9 | ||
9 | Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. | §10-11 | ||
10 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Инстр. | ||
11 | Явление самоиндукции. Индуктивность. | § 13,15 | ||
12 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | §16,17 | ||
13 | Свободны колебания. Гармонические колебания. Резонанс. | § 18,19,22.25 | ||
14 | Контрольная работа № 2 «Электромагнитная индукция» | § 8-11,13,15-17 | ||
15 | Свободные электромагнитные колебангия. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | § 27,28 | ||
16 | Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Инстр. | ||
17 | Гармонические ЭМ колебания. Формула Томпсона. | § 30 | ||
18 | Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. | § 31,32 | ||
19 | Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. | § 35 | ||
20 | Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. | § 37,38,40 | ||
21 | Волна. Характеристики волны. | §42,43 | ||
22 | Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн. | §44-46 | ||
23 | Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. | §48 | ||
24 | Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 51,52,53 | ||
25 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | § 60 | ||
26 | Контрольная работа № 3 «Колебания и волны» | |||
27 | Законы преломления света. Полное отражение света. | § 61-62 | ||
28 | Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | § 63-65 | ||
29 | Дисперсия, дифракция и интерференция света. Границы применимости геометрической оптики. | § 66-68 | ||
30 | Волновая теория света | |||
31 | Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. | § 70,72 | ||
32 | Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Инстр. | ||
33 | Лабораторная работа № 5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Инстр. | ||
34 | Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | Инстр. | ||
35 | Решение задач на дифракцию света | Задачи из сборника | ||
36 | Поперечность световой волны | § 73-74 | ||
37 | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | § 76 | ||
38 | Основные следствия из постулатов теории относительности | §77-78 | ||
39 | Элементы релятивистской динамики. | § 79 | ||
40/41 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | |||
42 | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений. | § 80-82 | ||
43 | Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Инстр. | ||
44 | Шкала электромагнитных излучений | §84-86 | ||
45 | Контрольная работа № 4 «Оптика» | |||
46 | Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | § 87-88 | ||
47 | Фотоны. Гипотеза де Бройля. | § 89 | ||
48 | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | § 91-92 | ||
49 | Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атомов водорода. | § 93-94 | ||
50 | Контрольная работа № 5 «Световые кванты. Атомная физика» | |||
51 | Лазеры | § 96 | ||
52 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель. | § 97-98 | ||
53 | Энергия связи атомных ядер. | § 105 | ||
54 | Решение задач по теме "Энергия связи атомных ядер" | |||
55 | Радиоактивность. Период полураспада. Виды радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации частиц. | §101-102 | ||
56 | Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. | § 106,107,108 | ||
57 | Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | § 109,110 | ||
58 | Применение ядерной энергии. Изотопы. Применение изотопов. Биологическое действие излучений. | § 111 | ||
59 | Развитие физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки. | § 114,115 | ||
60 | Обобщающее повторени главы | Гл 13 | ||
61 | Обобщающее повторени главы | Гл 13 | ||
62 | Контрольная работа № 6 «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц» | |||
63 | Повторение. Механические колебания. Электромагнитные колебания. | Гл.3, 4 | ||
64 | Повторение.. Механические волны. | Гл.5,6 | ||
65 | Повторение. Электромагнитные волны. Световые волны. | Гл.7,8 | ||
66 | Повторение. Элементы теории относительности. Излучения и спектры. | Гл.9,10 | ||
67 | Повторение. Световые кванты. Атомная физика. | Гл.11,12 | ||
68 | Повторение. Решение задач | |||
. | ||||
Итого: | 68 | К.р.- 6ч. | Л.р.- 7ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...