Конспект урока. Давление. Способы изменения давления
план-конспект урока по физике (7 класс)
Тема урока. Давление. Способы изменения давления
7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_fizike_davlenie._sposoby_uvelicheniya_i_umensheniya_davleniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с.Грабово
Конспект урока по теме
«Давление. Способы увеличения и уменьшения давления»
Подготовила
учитель физики Кадыкова Светлана Викторовна
с. Грабово
Класс: 7 класс
Учебник: Перышкин А.В. Физика-7
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: Давление твердых тел.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие давления, вывести зависимость давления от площади поверхности и величины силы.
Задачи урока:
образовательные: ввести понятие давления, познакомить учащихся со способами изменения давления, с использованием этих способов в природе и технике, научить учащихся рассчитывать давление и силу давления твердого тела,
развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений и логического мышления через физический эксперимент, умения обнаруживать отличительные признаки, находить главное, существенное, выявлять закономерность, обобщать; создать условия для отработки навыков самостоятельной, практической работы.
воспитательные: создать условия, способствующие формированию самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание сознательной дисциплины.
Формы работы учащихся: индивидуальная, практическая работа в малых группах, фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер и проектор, экран, несколько одинаковых брусков, две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу, набор грузов, динамометр, коробочки с песком, кусочки поролона.
УУД:
ЛичностныеУУД: осознают важность данной темы, ответственность за общее дело, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор
Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов и преодоления препятствий.
Коммуникативные УУД: научатся сотрудничать в поиске и сборе информации с учителем и сверстниками, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём особенности изучаемого явления, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся усвоят понятие силы давления, понятия давления, зависимость давления от силы и площади
учащиеся получать возможность научиться применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач.
Личностные:
у обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Ученик получит возможность для формирования способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Метапредметные:
учащиеся научатся формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований
учащиеся получать возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Основные понятия: сила давления, давление.
Межпредметные связи: математика, литература, биология, использование в технике и быту.
Ресурсы: компьютер, экран, мультимедийный проектор,
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, парная и индивидуальная
Приемы и методы обучения: словесный, практические и логические.
Технологическая карта урока
Этап урока Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов | Формируемые УУД |
Орган. момент Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки (1мин) Мотивация (2 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы Предлагает отгадать загадку. | Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы Отвечают на вопрос, скорее всего испытывают затруднении дать обоснованный ответ. | Слайд1 Если хорошо заточен, Все легко он режет очень — Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (Нож) ??? Почему остро заточенным ножом резать легко? Попробуем разобраться с этим вопросом на сегодняшнем уроке | Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать |
Актуализация опорных знаний Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала (5 мин) | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. | Выстраивает ответы на вопросы | Мы изучили действия тел друг на друга. Вспомним некоторые понятия: Слайд2 ??? Какая величина характеризуют действие одного тела на другое? ??? Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел? ??? Прибор для измерения силы? ??? от чего зависит результат действия силы? | Коммуникативные умение выражать свои мысли, строить высказывания Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно. |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого понятия (23 мин) | Формирует понятие сила давления. Ведет диалог с учащимися, корректирует их ответы. Подводит учащихся к формулировке темы урока. Организует формулировку определения силы давления, корректирует определение, сформулированное учениками. Предлагает выполнить эксперимент Выслушиваются различные доводы. Делает общий вывод Нацеливает учащихся на вывод зависимости давления от силы и площади поверхности, на которую она действует. Предлагает придумать примеры, подводит учащихся к выводу зависимости | Слушают учителя, смотрят слайд презентации, отвечают на вопросы учителя, анализируют. Формулируют тему. Выполняют задние, изображают силы. Делают вывод: во всех случаях сила перпендикулярна поверхности тела, на которое производится действие. Формулируют определение. Выполняют эксперимент, сравнивают, делают вывод. Отвечают на вопрос. Приходят в выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила Высказывают предположения, испытывая затруднения. Результат зависит от модуля силы и площади поверхности, на которую производится воздействие. а) действие будет тем больше, чем больше модуль силы б) то действие будет тем больше, чем меньше площадь поверхности в) нужно рассчитать силу, действующую на единицу поверхности, для каждого случая и сравнить это отношение (F/S) Нужно записать формулу и составить определение. Если модуль силы равен 1 Н, а площадь – 1 м2, то давление р = 1 Н/м2. Велико ли давление в 1 Па? Тело массой 102г его площадь 1м2. Мало. | Слайд3 Когда мы стоим, то давим на пол, садимся – давим на сиденье, откидываемся – давим на спинку стула, открываем дверь, толкая ее вперед, забиваем гвоздь, прикрепляем кнопкой – давим на кнопку и т.д. ??? Что общего, с точки зрения физика, у тех воздействий, которые называют в жизни давлением одного тела на другое? Итак, получается, что действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тел, отдельных его частей, т.е. к деформации тела, почему? ??? Какова же тогда будет тема нашего урока? Слайд4 Слайд5 Предлагаю для приведенных случаев построить силу воздействия, сравнить построенные силы (точку приложения, направление, модуль) и выделить общее. В небольшую деревянную дощечку вбиты четыре гвоздя. Получившийся столик поставим остриями гвоздей вверх на песок, а затем поместим на него гирю. Перевернем столик так, чтобы острия гвоздей были направлены вниз, и снова поставим его на песок. ??? Что замечаем? ??? Почему так происходит? ??? Изменился ли модуль силы, направление, точка приложения? ??? Приводятся другие примеры У вас на столе лежит картон и кнопка. Надавите на картон пальцем. При той же силе давления надавите на кнопку. ??? Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов? Слайд6 Сила неполно характеризует действие тел. Значит, чтобы предвидеть результат воздействия в виде больших или меньших разрушений, нужно учитывать не только модуль силы, но и площадь поверхности, на которую производится воздействие. Нужно ввести величину, описывающую действие на тело другого тела с учетом площади поверхности соприкосновения тел. ??? Как решаются задачи о введении физической величины? Нужно разработать метод оценки свойства через другие величины, подобрать название и обозначить новую величину, установить ее единицу, составить определение. ??? от чего зависит результат действия? Нужно искать комбинацию двух величин: силы F и площади S Слайд7 Придумайте три примера: а) разные силы действуют на одинаковые поверхности, б) одинаковые силы действуют на разные поверхности, в) силы и поверхности разные. Эту величину принято называть давлением и обозначать буквой р. ??? Что еще нужно сделать для введения новой величины? Предложите единицу давления. Слайд8 Эта единица имеет специальное название в честь Блеза Паскаля, ее обозначают сокращенно «Па». Слайд9 1 Па = 1 Н/м2. ??? Когда мы знакомимся с новой единицей измерения, что мы всегда хотим знать? Попробуйте ответить на этот вопрос. ??? Уменьшим в 10000 раз и силу и площадь, давление изменится? ??? Большое это давление или малое? Слайд10 Производные единицы: | Познавательные: умение строить логическую цепь размышления, умение формировать анализ и синтез. Коммуникативные: умение интегрироваться в группах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы, умение определять последовательность действий Личностные: умение внести необходимые дополнения и коррективы Познавательные умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию Личностные: осознаёт личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение создавать устные высказывания Познавательны: выбор наиболее эффективных способов решения умение формировать анализ и синтез Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные: составление плана и последовательности действий, саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий Личностные: умение соотнести результат усвоения и цели. |
Первичная проверка знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных и расчетных задач ( 10 мин) | Динамическая пауза Задает вопросы, позволяющие провести оценку первичного усвоения знания. Подводит учащихся к практической значимости изучаемой темы. Проверяет, комментирует вслух Предлагает вместе обсудить план решения задачи | Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя, не садясь за парты. Встать на одну ногу, на носочек, взять в руки портфель. Сесть на пол, лечь на пол, снять обувь, стать легче Выполняют самостоятельно задание, потом озвучивают результаты проделанной работы. Отвечают на вопрос. Выполняется на доске после коллективного обсуждения. | Устали? Давайте встанем. Поднимем руки вверх, опустим вниз, вращение головой, вращение туловищем, вращение кистями. ??? Определите, какое давление вы оказываете на пол? ??? Что для этого вам нужно знать? ??? А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты? ??? А как уменьшить давление? Работа с раздаточным материалом: выбрать приспособления дл увеличения и уменьшения давления. Смотрят обобщение проделанной самостоятельной работы на слайдах (уменьшение и увеличения давления в природе, технике и в быту) Слайд11-17 Вернемся к загадке. ??? Так почему же острым ножом резать легко Расчетная задача на слайде | Личностные: формирование учебной мотивации Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные: умение применять знания в новой ситуации |
Домашнее задание Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. (5 мин) | Даёт задание, организует проверку и самопроверку, акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию | Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию | Слайд18 « Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму» А.Эйнштейн Сегодня мы разгадали одну небольшую загадку ??? Какую? ??? Достигнута ли наша цель? ??? Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса? ??? Отметьте положительные моменты урока. Слайд19 | Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок физики в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления. Способы изменения давления"
Урок изучения нового материала, на котором вводится понятие давления, исследуется результат действия силы давления, учащиеся учатся рассчитывать давление, рассматриваются способы изменения давления...
Способы изменения давления.
План - конспект урока для 7 класса. Учебник: А.В.Перышкин, Москва, Дрофа. на уроке исследуется зависимость давления и силы давлени от физических и геометрических параметров тела. Тип урока: урок...
Разработка урока физики "Давление. Способы изменения давления" 7 класс.
Разработка открытого урока физики 7 классс. Автор учебника Н.М.Шахмаев. Разработка включает рабочий лист и презентацию к уроку....
Презентация к уроку физики 7класс по теме "Давление. Способы изменения давления"
Презентация к уроку по теме "Давление твердых тел" по учебнику Н.М. Шахмаев...
План-конспект урока "Способы изменения давления".
В данном материале представлена технологическая карта урока физики в 7 классе "Способы изменения давления"....
Урок физики в 7 классе "Способы изменения давления"
Урок физики в 7 классе "Способы изменения давления" - конспект урока и презентация....
"Давление твердых тел. Способы изменения давления"
“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе, поэтому необходимо сформировать у детей стойкий интерес к предмету. "Учение, лишенное всякого интереса и взятое только сил...