Урок физики в 7 классе "Способы изменения давления"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок физики в 7 классе "Способы изменения давления" - конспект урока и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_sposoby_izmeneniya_davleniya.zip | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики №32 в 7-м классе на тему "Способы изменения давления"
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся со способами изменения давления, с использованием этих способов в природе и в технике;
- создать условия для развития умений анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, применять знания в стандартных и в новых ситуациях, переводить невербальную информацию в вербальную, систематизировать информацию в виде схемы; для расширения кругозора и, как следствие, способствовать формированию культуры учебного труда.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока
Организационный
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя.
Изучение нового материала, создание мотивации
Учитель (демонстрирует иллюстрацию “Лист растения "Виктория круциана"-слайд3).
Кто из вас знает, как называется это растение? Чем оно знаменито?
Учащиеся если знают, то отвечают на поставленный вопрос, если дети затрудняются, то учитель отвечает сам.
Учитель: Это растение называется Виктория круциана, из семейства кувшинковых. Ее цветки достигают в диаметре 40 см и в течение жизни несколько раз меняют свою окраску. А еще более удивительны похожие на плотики листья этого растения! Они выдерживают насыпанный песок массой до 50 кг, но если на лист поставить мешок с песком той же массы, то лист деформируется и начинает тонуть [1]. Почему?-слайд4
Дети высказывают свои версии.
(Если после высказывания разных версий у детей не получается “выйти” на правильный ответ, то следует “подтолкнуть” их мысль в нужном направлении, задав наводящий вопрос).
Насыпанный песок и мешок с песком создают разное давление, т. к. один и тот же вес действует на разную площадь. Т. е. давление можно изменять. Итак, тема нашего урока “Способы изменение давления” (не исключено, что тему сформулируют сами дети).слайд5
Целеполагание
Учитель: Что можно узнать по теме урока?
Учащиеся могут предложить следующие вопросы: Как можно изменить давление? Зачем нужно изменять давление? Где можно использовать знания об изменении давления?
Учитель кратко фиксирует вопросы на доске.-слайд6
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы будем говорить о способах изменения давления, но сначала давайте вспомним о том, что такое давление.
(Вызывает к доске учеников и вручает им карточки с текстом задания).
Рассказать о физической величине “давление” по обобщенному плану (план ответа приводится в карточке с вопросом).
Изобразить графически силы, действующие на данные тела (чертежи “груз на опоре” и “груз, подвешенный на нити” подготовлены на доске заранее) (Данный вопрос позволяет повторить вопросы “Графическое изображение сил” и “Вес тела”).
Выполнить письменно упр.12 №1.
Проверит консультант…
Ученики слушают отвечающих, рецензируют и оценивают ответы. Учитель при необходимости вмешивается в процесс оценивания.
Объяснение нового
Учитель: Что значит “изменить давление”?
Учащиеся: Увеличить или уменьшить его.
Учитель: Наверное, трудно сразу сказать, какими способами этого можно достичь. Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Посмотрите на плакат “Сравнение дробей” (см. Рис.1-слайд7) и скажите, какими способами можно увеличить и уменьшить дробь.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: А теперь посмотрите на формулу для вычисления давления…(если дети не догадываются, нужно обратить их внимание на то, что формула для давления представляет собой дробь)-слайд8.
Учащиеся: Чтобы увеличить давление нужно увеличивать силу или уменьшать площадь, на которую действует эта сила, а чтобы уменьшить давление, нужно наоборот, уменьшать силу, или увеличивать площадь.
(Учителю следует поощрить учащихся, которые догадались о способах изменения давления).
Учитель: Как это можно записать в виде конспекта в тетрадях?
(Дети высказывают свои предложения. Если они испытывают затруднения, предложить им свой вариант (см. Рис.2), дети записывают схему в тетрадь).
Экспресс-закрепление-слайд9
Учитель: Если сила увеличилась в два раза, то давление…
Учащиеся: …увеличилось в два раза.
Учитель: Если площадь увеличилась в 4 раза, то давление…
Учащиеся: … уменьшилось в 4 раза.
Учитель: Если давление увеличилось в 5 раз, то площадь…
Учащиеся: … уменьшилась в 5 раз.
Учитель: Если давление уменьшилось в 2,7 раза, то сила…
Учащиеся: …уменьшилась в 2,7 раза.
Обобщение
Учитель четко по схеме рассказывает о способах изменения давления.
Закрепление
Учитель: Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека. Хотите пример? Встаньте, пожалуйста.
Физминутка: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
Учитель: Примеров, где используется знание о способах изменения давления, очень много и я предлагаю вам примеры, которые мы будем рассматривать
Далее дети отвечают на вопросы. Учитель по мере необходимости дает пояснения.
Карточки с вопросами:
Вопросы | Пояснения, ответы |
В какой обуви удобнее отправляться в поход?-слайд 10 | Иллюстрации: обувь на высоком узком и широком низком каблуках. Ответ: в обуви на низком каблуке, так как в этом случае вес равномерно распределен по большей площади стопы и давление на стопу меньше, чем в обуви на высоком узком каблуке и ноги устают меньше. Слайд11 |
Какую ручку лучше пришить к рюкзаку? Слайд12 | Реквизит: широкая лямка от рюкзака и узкий ремешок от дамской сумочки. Ответ: широкую лямку, так как вес рюкзака будет действовать на большую площадь лямки и давление на плечи будет меньше. |
Какой из лопат легче вскапывать грядку? Слайд13 | Иллюстрация: лопаты прямоугольной и овальной формы. Ответ: лопатой овальной формы, т. к. площадь режущей кромки меньше, то давление на почву можно создавать, действуя меньшей силой. |
Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперед? Слайд14 | Реквизит: ножницы. Ответ: у острых концов ножниц площадь меньше, чем у тупых, поэтому даже небольшим усилием можно создать значительное давление, что может привести к травме. |
По какому признаку объединены эти объекты? Слайд15 | Иллюстрации: игла, клещи, оса, пчела, шмель, комар. Ответ: из-за маленькой площади поверхности острия можно создавать большое давление, действуя малой силой. |
Юный натуралист нарисовал челюсти крокодила и гиппопотама. Все ли правильно он сделал? | Иллюстрации: челюсти крокодила и гиппопотама, а подписи к рисункам прикрепить наоборот (можно использовать изображения челюстей других хищников и травоядных, тогда следует внести соответствующие изменения в формулировку вопроса). Ответ: У хищников есть клыки, позволяющие им небольшим усилием создавать большое давление на тело жертвы, травоядным такое “приспособление” не нужно. Можно привести такой пример: акулы сжимают свою жертву с силой давления несколько тонн на квадратный сантиметр [2] |
Удав не ядовит, но не менее опасен, чем ядовитые змеи. Почему? Слайд16 | Иллюстрация: удав. Ответ: удав, обвиваясь вокруг тела жертвы, напрягает мышцы (т. е. увеличивает силу) и, таким образом, создает большое давление на нее. [3] |
Какие изменения во внешнем виде храмов произошли и чем это связано? | Иллюстрации: внешний вид и интерьер романского и готического храмов. Указание: провести предварительную беседу, сначала убедиться в том, что дети правильно определили стили, затем обратить внимание детей на массивные стены и обилие массивных колонн в романском храме и на высокое, ажурное здание храма в готическом стиле. Сказать можно примерно так: С изобретением пороха храмы утратили функцию крепости, поэтому строители стали уделять большее внимание эстетической стороне: храмы стали выше, выглядели ажурными, стали более светлыми и просторными внутри. Не последнюю роль в этом сыграло знание законов физики и, в частности того, о чем мы говорили сегодня на уроке. (После этого прочитать вопрос из карточки). Ответ (все упоминаемые архитектурные детали следует показать на иллюстрациях): Свод обладает не только тяжестью, но и так называемым боковым распором, силой направленной в стороны, стремящейся раздавить, обрушить опоры. Выдержать тяжесть и погасить боковой распор могут очень прочные и толстые стены (романский стиль). Воздушность и сказочность готического собора имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, ставшей важнейшим достижением готики. Основу каркасной конструкции составляет крестовый нервюрный свод (нервюры - выступающие ребра свода, образующие арки). Нововведение готической архитектуры - последовательное использование стрельчатых арок, обладающих меньшим боковым распором, позволяющих расширить пространство. Рабочей частью архитектуры с нервюрными сводами, фокусирующими давление в определенных точках, становятся опоры, а не стена. Внутри здания это колонны, а снаружи - контрфорсы - вертикальные выступы, увеличивающие его устойчивость. В соборах, где главный неф выше боковых, используются соединительные арки - аркбутаны, которые перебрасывались от свода главного нефа на контрфорсы бокового. Тело здания, скрепленное скелетом из стрельчатого свода, аркбутанов, контрфорсов, опор, стало легким, получило возможность расти вверх (готический стиль - “Устремленные ввысь!”. [4] |
Итог урока
Еще раз вернуться к вопросам целеполагания и ответить на них; объявить и при необходимости прокомментировать оценки за урок (Стоит поощрить положительной оценкой тех, кто давал правильные, полные ответы на вопросы закрепления).
Д/з
Приготовить рассказ по схеме с привлечением примеров из текста § 34, упр. 13 устно, для желающих - выполнить задание 6 или придумать свой вопрос о применении способов изменения давления.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и прощается с ними.
Список литературы
1. Большая энциклопедия природы //Жизнь растений. Т.6. - М.: Мир книги, 2002, С.42.
2. В мире дикой природы //Рыбы, карта 4. Изд-во ООО “Интернейшн Мастерс Паблишерс”.
3. Большая энциклопедия природы // Жизнь животных т 1. - М.: Мир книги, 2002. С.180.
4. Новая школьная энциклопедия// Искусство - М.: Росмэн Педагогика-пресс, 2003. С.203, 207.
5. Перышкин А. В. “Физика” 7 класс //Учебник. М.: Дрофа, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку физики 7 класса "Атмосферное давление"
Презентация к уроку с использованием опытов...
Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"
Конспект интернет - урока в 7 классе...
конспект урока физики по теме "Атмосферное давление" 7 класс
Урок изучения нового материала. На уроке используются проблемно- поисковая деятельность учащихся. Учащиеся учатся составлять опорный конспект, который поможет им лучше запомнить изуенную тему....
конспект урока физики в 7 классе "Давление. Способы уменьшения и увеличения давления"
конспект урока и презентация к нему...
Презентация к уроку физики 7класс по теме "Давление. Способы изменения давления"
Презентация к уроку по теме "Давление твердых тел" по учебнику Н.М. Шахмаев...
Урок физики, 7 класс, тема Давление,Единицы давления, тип урока организационно-деятельностный
Формирование учений организовать собственную деятельность на изучение темы: Давление. Единицы давления...
Разработка урока физики в 7 классе "Давление. Единицы давления"
Разработка урока физики в 7 классе "Давление. Единицы давления"...