Урок по физике "Выталкивающая сила" в 7 классе
план-конспект урока по физике (7 класс)
Урок по физике в 7 классе по теме "Выталкивающая сила"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Маршрутные листы для учащихся | 56.11 КБ |
План-конспект урока физики в 7 классе по теме "Выталкивающая сила" | 22.01 КБ |
Презентация к уроку "Выталкивающая сила" по физике в 7 классе | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследование 1. Зависимость выталкивающей силы от объема тела.
Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Оборудование:
Грузы разного объема, но одинаковой массы, сосуд с водой, динамометр.
Порядок выполнения:
1. Определите вес каждого тела в воздухе.
2. Определите вес каждого тела в воде.
3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.
Вес в воздухе, Р0, Н | Вес в воде, Р, Н | Выталкивающая сила, F, Н F=Р0-Р | |
1 Тело большего объема | |||
2 Тело среднего объема | |||
3.Тело меньшего объема |
4. Сделайте вывод о зависимости или независимости выталкивающей силы от объема тела.
Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от объема тела.
Решение качественных задач.
1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?
2.Если оба шарика погрузить в воду?
3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Исследование 2. Зависимость выталкивающей силы от плотности тела.
Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности тела.
Оборудование:
Грузы разной плотности, но одинакового объема, сосуд с водой, динамометр.
Порядок выполнения:
1. Определите вес каждого тела в воздухе.
2. Определите вес каждого тела в воде.
3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.
Вес в воздухе, Р0, Н | Вес в воде, Р, Н | Выталкивающая сила, F, Н F=Р0-Р | |
1 Цилиндр №1 (сталь ρ=7800 ) | |||
2 Цилиндр №2 (алюминий ρ=2700 ) | |||
3.Цилиндр №3 (каучук ρ=1800 ) |
4. Сделайте вывод о зависимости или независимости выталкивающей силы от плотности тела.
Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности тела.
Решение качественных задач.
1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?
2.Если оба шарика погрузить в воду?
3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Исследование 3. Зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.
Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.
Оборудование:
Груз, сосуды с водой, спиртом, с соленой водой, динамометр.
Порядок выполнения:
1. Определите вес тела в воздухе.
2. Определите вес тела в жидкости, поочередно опуская его в воду(сосуд №1), в соленой воду(сосуд №2), в спирт (сосуд №3).
3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.
Вес в воздухе, Р0, Н | Вес в жидкости, Р, Н | Выталкивающая сила, F, Н F=Р0-Р | |
1 Вода (ρ=1000 ) | |||
2 Соленая вода(ρ=1030 ) | |||
3.Спирт(ρ=800 ) |
4. Сделайте вывод о зависимости или независимости выталкивающей силы от плотности жидкости.
Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности жидкости.
Решение качественных задач.
1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?
2.Если оба шарика погрузить в воду?
3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Исследование 4. Зависимость выталкивающей силы от формы тела.
Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от формы тела.
Оборудование:
Кусок пластилина, скрепка, сосуд с водой, динамометр.
Порядок выполнения:
1. Определите куска пластилина в форме прямоугольного параллелепипеда в воздухе, затем определите вес в воде. Чтобы тело закрепить на динамометре, используйте скрепку.
2. Выньте скрепку из пластилина и придайте ему форму шара. Вставьте скрепку и определите вес тела в воде.
3. Выньте скрепку из пластилина и придайте телу форму куба. Вставьте скрепку и определите вес тела в воде.
34. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.
Вес в воздухе, Р0, Н | Вес в воде, Р, Н | Выталкивающая сила, F, Н F=Р0-Р | |
1 Прямоугольный параллелепипед | |||
2 Шар | |||
3.Куб |
4. Сделайте вывод о зависимости или независимости выталкивающей силы от формы тела.
Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от формы тела.
Решение качественных задач.
1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?
2.Если оба шарика погрузить в воду?
3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Исследование 5. Зависимость выталкивающей силы от объема погруженной части тела.
Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной части тела.
Оборудование: Груз с нанесенными делениями, высокий сосуд с водой, динамометр.
Порядок выполнения:
1. Определите вес тела в воздухе. 2. Определите вес этого тела в воде, опустив его в жидкость на объема тела. (Ориентируйтесь по делениям, нанесенным на цилиндре). 3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу. 4. Затем поочередно опускайте груз на объема цилиндра и полностью погрузите его в воду, каждый раз, определяя его вес.
5. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.
Вес в воздухе, Р0, Н | Вес в воде, Р, Н | Выталкивающая сила, F, Н F=Р0-Р | |
1. Объем погруженной части тела - объема тела | |||
2 Объем погруженной части тела - объема тела | |||
3.Полное погружение тела |
4. Сделайте вывод о зависимости или независимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела.
Вывод: Выталкивающая сила _______________________________ от объема погруженной части тела.
Решение качественных задач.
1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?
2.Если оба шарика погрузить в воду?
3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Предварительный просмотр:
План конспект урока « Выталкивающая сила»
Цели урока:
- Образовательная: Формирование исследовательских умений посредством выяснения зависимости архимедовой силы от различных параметров.
- Воспитательная: формировать культуру умственного труда, создавать для каждого ученика ситуацию успеха;
- Развивающая: развивать «зоркость» в поисках, формировать коммуникативные умения и устную речь.
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действия с ресурсом) | Деятельность учащихся | Время |
1 | Орг. момент | Здравствуйте. ребята! У нас на уроке сегодня много гостей. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и начнем наш урок. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова М. В. Ломоносова «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Вы согласны с этим? Что означают эти слова? А как вы думаете какие качества нужны экспериментатору? Я надеюсь, ребята, что все эти качества вы проявите на нашем уроке! | Выполняют требования учителя. | 2 мин |
2 | Актуализация |
| Предлагаются варианты ответов | 5-7 мин |
3 | Мотивация | 1.Наша Таня громко плачет, Почему мяч не утонет? Как вы думаете? 2.Известно, что собака- спасатель легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? Какие у вас есть объяснения этого явления? 3.Вдоль границы между Иорданией, Израилем и Палестиной есть море, которое называется Мертвым. Как вы считаете, почему? (Из-за огромного количества соли, растворенного в воде в этом море нет никаких живых организмов) Это море знаменито тем, что в нем невозможно утонуть. Как вы думаете, почему? Как можно объяснить все эти явления? И мы на уроке с вами будем изучать эту силу. В рабочих тетрадях запишите число и тему урока. Что мы должны узнать об этой силе? План нашего урока. (демонстрируем на слайде) Какой прибор измеряет силу? Как нам с помощью динамометра измерить выталкивающую силу.? Предлагаю посмотреть эксперимент. Учитель подвешивает груз, отмечает показания. Затем груз погружают в сосуд с водой. Почему уменьшились показания динамометра? Что показывает динамометр? Как найти значение выталкивающей силы? Демонстрируем формулу на слайде. Ваши предположения. От каких величин может зависеть выталкивающая сила? Демонстрация на слайде: Будем исследовать зависимость (или независимость) выталкивающей силы от массы, объема, плотности, формы тела, плотности жидкости и объема погруженной части тела Ребята, приступаем к эксперименту. Напоминаю правила техники безопасности. (на слайде) У вас на столах листы с заданиями. Исследования, которые вы выполняете в парах. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте. Измерения записываете в таблицы в листах. Формулируете вывод и озвучите его перед классом. На слайде демонстрируем от каких величин выталкивающая сила зависит , от каких не зависит. Что еще необходимо знать нам про выталкивающую силу? Я предлагаю вам вывести эту формулу в ходе эксперимента. (ведерко Архимеда) Слайды. Запись: Выталкивающая сила равна весу жидкости, в объеме, вытесненной телом при погружении. Формула. Этот закон называют законом Архимеда, а выталкивающую силу иначе называют силой Архимеда. В истории физики существует легенда о том, как Архимед открыл свой закон. Архимед – древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры. До современности дошли некоторые трактаты Архимеда, которые говорят о гениальности ученого. Среди них «О шаре и цилиндре», «О плавающих телах», «О спиралях», «О равновесии плоских фигур» и другие. Его инженерные способности проявились в полной мере во время римской осады. В целях обороны им были созданы специальные метательные машины. К сожалению, римляне все же взяли Сиракузы, и ученый был при этом убит. В память об Архимеде его именем назван кратер и астероид. | На тело действует сила , направленная вверх Динамометр Разность веса в воздухе и в воде Учащиеся выполняют эксперименты | 7 мин 5 мин 7 мин 7 мин 5 мин |
5 | Закрепление | Мы прошли трудный путь от догадок и гипотез к подлинной научной теории. Демонстрирует слайд У вас на листах задания, которые я предлагаю вам выполнить. Можете совещаться друг с другом. Приступим! | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Решение качественных задач. Обсуждение решения у доски. | 5 мин |
6 | Итог |
Благодарит учащихся за работу. Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134 № 23.8, №23.13. Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда. | 5 мин 2 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов
Назовите физическую величину ρ m F V P S p h
Какая физическая величина в СИ измеряется в: кг Н м Па М 2 М 3
Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? = ρgh =mg =abc = =
Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? =ρV =ab =pS =
Назовите цену деления
Какой вес показывает динамометр?
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь. Почему не тонет мяч? Агния Барто.
Выталкивающая сила
Задачи урока: Научиться с помощью динамометра вычислять выталкивающую силу. Проверить на опыте зависимости выталкивающей силы от различных величин. Вывести формулу для нахождения выталкивающей сил Закрепить полученные знания путем решения качественных задач и в ходе выполнения домашней работы.
Как измерить выталкивающую силу динамометром? F =Р 0 -Р
От каких величин зависит выталкивающая сила? От массы тела; От объема тела; От плотности тела; От формы тела; От плотности жидкости; От объема погруженной части тела.
Техника безопасности при выполнении физических экспериментов Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ. Запрещается пробовать любые растворы на вкус. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. .
Цель исследования Оборудование Как проверяли Что получили Вывод От каких величин зависит выталкивающая сила?
Выталкивающая сила Не зависит от: Зависит от: От массы тела От объема тела От плотности тела От плотности жидкости От формы тела Объема погруженной части тела Выводы
F=P ж. = m ж. g ρ ж. V ж. ρ ж. V т. F=ρ ж. V т. g
Закон Архимеда На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости, вытесненной телом при погружении.
Архимед - древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры .
Проверь себя К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду? Если оба шарика погрузить в воду? Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?
Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?
Итоги урока Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что было самым сложным?
Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134 № 23.8, №23.13. Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда. (учебник стр.244)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"
Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
Разработка урока по физике 8 класс "Сила тока. Измерение силы тока"
Урок разработан с использованием интерактивной доски и ЦОРами....
Урок физики в 8 классе по теме "Сила тока. Измерение силы тока"
Урок является восьмым уроком в разделе "Электрические явления"....
Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"
Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....
План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)
Урок изучения нового материала и его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...
Конспект урока физики в 7 классе на тему "Сила. Сила тяжести"
Конспект урока физики в 7 классе на тему "Сила. Сила тяжести"...