«Электронизация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества».
методическая разработка по физике (8 класс)

Великасова Дарья Александровна

Конспект – план урока 8 класс, тема: «Электронизация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchetnyy_konspekt.docx242.9 КБ
Файл otchetnaya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект – план урока

8 класс

Тема: «Электронизация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества».

Урок №

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок изучения нового материала 

Цели (задачи) урока:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с понятием электризация тел;

- Рассмотреть два рода зарядов и их взаимодействия;

- Познакомить учащихся с принципом работы электроскопа;

- Проанализировать свойства тел по проводимости зарядов.

Развивающая:

- Способствовать развитию умения анализировать, наблюдать и экспериментировать;

- Создать условия для развития логического мышления;

- Развивать умение применять полученные знания на практике

Воспитательные:

- Формировать навыки работы в группе и коллективе;

- Воспитывать грамотность при ведении тетради и ответе на поставленный

Оборудование: 3 эбонитовые палочки, стеклянная палочка, шерсть, шёлк, 3 воздушных шара, расческа, кусочки бумаги, электроскоп, 2 штатива, мультимедиа средства.

План урока

Таблица 1

№ п/п

Этап урока

Формы и методы

Время, мин

1

Организационный

2

2

Актуализация знаний

Беседа

5

3

Усвоение новых знаний

Рассказ, эксперимент, беседа, самостоятельная работа по группам

21

4

Закрепление знаний

Решение качественных задач

6

5

Подведение итога

Беседа по теме и выявление понятий

5

6

Домашнее задание

Рассказ

2

7

Рефлексия

Мишень

4

Ход урока

Таблица 2

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Подготовка доски оборудования

Подготовка к уроку

2

Здравствуйте, присаживайтесь. Ребята мы знаем, что физика занимается изучением физических явлений. Какие виды мы знаем?

А так же есть электрические, магнитные, световые и звуковые. В седьмом классе познакомились с механическими явлениями, изучению тепловых явлений посвятили почти 1 и часть 2 четверти, а теперь вплотную займемся изучением электрических явлений. Что же мы с вами будем изучать?

Да, давайте займемся этим вопросом. Выберете из предложенных физических явлений электрические.

На доске вывешиваю явления:

- таяние снега

- молния

- радуга

- электрический ток

- дождь

- движение автомобиля.

Ребята, какие примеры электрических явлении Вы знаете?

Верно, электрические явления подстерегают нас на каждом пути.

Механические и тепловые.

  • Электричество, его возникновение, превращение, получение и свойства которыми оно обладает.

Молния, электрический ток.

Образование статического электричества на волосах, коже, одежде, работу телеграфа; работу бытовых электроприборов; действие электрошокера или медицинского дефибриллятора; функционирование электротранспорта (трамваи, поезда, электрички, метро); физиотерапевтические процедуры в медицине (лечение током).

3

Записываем в тетради тему урока «Электронизация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества» (слайд 1).

Ребята, какую цель Вы перед собой поставили, услышав тему сегодняшнего занятия.

Мы поставили перед собой цель давайте попытаемся ее преодолеть.

(На столе 3 надутых воздушных шарика. Учитель проводит вокруг них эбонитовой палочкой, а затем натирает ее о шерсть и снова проводит, шарики притягиваются к палочке).

В чём же мой секрет?

 Еще в Древней Греции в 6 веке до нашей эры, в красивом городе Милете жил философ Фалес Милетский. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки. Это очень неудобно. Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки. С этого момента и начинается история развития термина «электричество». Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т.к греч. elektron—янтарь (сайд 2). Давайте это запишем.

А как можно объяснить наш «фокус» с шарами?

Верно. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт конце 16 –начале    17 века выяснил в, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло (слайд 3).

  Давайте проверим действительно ли могут электризоваться разные тела. Ребята кто желает выйти к доске.

Возьмите в руку расческу и потрите их о волосы. После этого поднесите к листочкам бумаги (рис 1).  Что происходит? http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1664/d-1663672/1663672_html_4b92a980.jpg

Наблюдаем явление – явление  электризации. Запишем в тетради: электронизация тел происходит при соприкосновении.

А если поднести мех потертый о эбонитовую палочку к кусочкам бумаги то? (учитель подносит, рис. 2) http://as6400825.ru/fizika_8/30.jpg

 Какой вывод можно сделать?

Итак, мы сообща пришли к выводу: при трении различные тела о шерсть  наэлектризовываются и шесть, и тело (слайд 4).  

Ребята разделимся на 2 группы (в классе всего 7 человек) в одной 4, а другой 3. Вы получили задания, в которых указано оборудование, описан ход эксперимента. Необходимо выполнить опыт и сделать вывод.

Задание для первой подгруппы

Оборудование: две эбонитовые палочки, кусочек шерсти, штатив, нить. Ход эксперимента:

  1. К нити прикрепить по середине эбонитовую палочку, а другой конец нити закрепить на лапке штатива.  
  2. Кусочком шерсти натереть эбонитовую полочку.
  3. Вторую эбонитовую палочку натереть кусочком шерсти.
  4. Поднести вторую эбонитовую палочку к первой (рис. 3). http://900igr.net/up/datai/172640/0006-005-.png
  5. Сделайте вывод.  

Задание для  второй подгруппы.

Оборудование: эбонитовая палочка, стеклянная палочка, кусочек шерсти, кусочек шёлка,  штатив, нить. Ход эксперимента:

  1. К нити прикрепить по середине эбонитовую палочку, а другой конец нити закрепить на лапке штатива.  
  2. Кусочком шерсти натереть эбонитовую полочку.
  3. Стеклянную палочку натереть кусочком шёлка.
  4. Поднести стеклянную палочку к эбонитовой (рис. 4). http://900igr.net/up/datai/172640/0006-005-.png
  5. Сделайте вывод.  

Таким образом, наэлектризованные тела могут либо притягиваться, либо отталкиваться. Чем может вызвано такое различие во взаимодействии? На основании проделанных опытов можно заключить, что любое тело содержит два рода электрических зарядов. Если заряды в теле равны, то тело не проявляет электрических свойств. Эти свойства обнаруживаются только при электризации, которая приводит к нарушению равновесия электрических зарядов в теле.

        Представление о видах заряда, было введено в 1747 году американским ученым Бенджамином Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным (слайд 5). Но во времена Франклина существовал только натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порой трудно бывает отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по – разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

Давайте запишем, полученный вывод.  

Нина почитай нам последней абзац на ст. 60.

Запишите данное высказывание (слайд 6).

Для обнаружения электрического заряда служат специальные приборы, сегодня один из них мы рассмотрим. Электроскоп – прибор для обнаружения наэлектризованных тел (слайд 7). Запишите. (учитель раздает рисунки (рис. 5) с изображением электроскопа) (На основе прибора учитель рассказывает его принцы работы).

Принцип его действия основан на отклоняй лепестков (4), после внесения заряда на металлический шар. C:\Users\Копыловы\Desktop\Урок\img2.jpg

Электроскоп состоит из цилиндрического корпуса (1), который раскрыт стеклом (2). Внутри прибора вставлен металлический стержень (3), с легкоподвижными  лепестками. От металлического корпуса прибора стержень отделён пластмассовой втулкой (5).  

Кто желает проверить как он работает.

http://900igr.net/up/datas/256469/002.jpg

Что произошло?

А если еще раз потереть палочку и повторить опыт? (учени к повторяет опыт)

Какой вывод можно сделать о принцыпе работы электроскопа.

Давайте запишем полученный нами вывод.

Если мы прикоснёмся к шару заряженного электроскопа пластмассовой линейкой, а затем ей же прикоснёмся к шару нейтрально заряженного электроскопа, то …(учитель проводит эксперимент).

А если   прикоснёмся к шару заряженного электроскопа металлическим стержнем, а затем его же поднесем  к шару нейтрально заряженного электроскопа, то….

Какой вывод можно сделать из полученных результатов?

Следовательно существуют проводники и диэлектрики (не проводники) электричество.

Саша прочитай нам на ст. 62, что такое проводник.

Запишем данное определение (слайд 8).

К проводникам относят металлы (лучшие серебро, медь, алюминии), почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами или щелочами, графит.

Алена, на ст. 63 есть определение непроводника, зачитай его.  Запишем (слайд 9).

Примерами непроводников являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасс, шёлк, капрон, масла, воздух.

Так же существуют полупроводники это тела, которые по способности передавать электрические заряды занимает промежуточное место между проводниками и диэлектриками. Запишите (слайд 10).

К ним относят кремний, германий, селен и др.

У них способность проводить электрический заряд резко увеличивается при повышении температуры.

Познакомится с электронизацией тел, узнать какие два заряда существуют и как между собой взаимодействуют, выяснить что такое праведники и непроводники электричества.

.

Вы потерли о шерсть палочку.

От греч. elektron—янтарь.

Потерев эбонитовую палочку о шерсть мы получили на ней электрический заряд, который притянул к себе нейтрально заряженные шары.

Расчёска наэлектризовалась и начала притягивать к себе мелкие кусочки бумаги.  

При трении наэлектризовалась и палочка и шерсть.

При поднесений наэлектризованной эбонитовой палочки к другой наэлектризованной, они отталкиваются друг от друга, т.е. одинаково заряженные тела отталкиваются.

При поднесений наэлектризованной стеклянной палочки о шёлк к эбонитовой наэлектризованной, они притягиваются друг к другу, т.е. различно  заряженные тела притягиваются.

Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех приобретает отрицательный заряд. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным.

 

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

К доске выходит ученик, натирает эбонитовую палочку о шерсть и подносит к шару электроскопа (рис. 6).

Лепестки разлетелись, т.е. палочка имеет заряд.  

Лепестки отклонились сильнее, образовав больший угол.

При внесении заряда на шар электроскопа, его лепестки откланяются, чем большей заряд получает электроскоп, тем больше получается угол разлёта между лепестками.

Ничего не изменится с положением лепестков на обоих электроскопах.  

Угол разлета между лепестками на первом электроскопе уменьшится, а на втором лепестки разлетятся.

Линейка не проводит электрический заряд, а стержень проводит.

Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

4

Мы уже с вами знаем,  что такое электризация, каковы ее способы. Мы выяснили, какие существуют заряды и как они взаимодействуют.

Зная причины электризации волос,  попробуем назвать меры по предупреждению этого.

  1. Из какого материала стоит выбирать одежду?

  1. Какие лучше использовать расчески?

Запишите в тетрадь.

  1. Что необходимо делать с воздухом в рабочем помещении?

 

Выбирать одежду из хлопка, льна. Она при натираний не электризуется.

Использовать расчески из дерева, дерево является диэлектриком.

Увлажнять воздух, для электронизации.

5

Ребята с каким новым явлением мы познакомились?

Что оно означает?

Какие бывают заряды?

Как они взаимодействуют?

Если натереть шерсть о эбонит, избыток каких зарядов получим на каждом из них?

Для чего служит электроскоп?

Проводники – это  …

Примеры ..

Диэлектрики – это …

Примеры …

Е еще есть…  

 

Электронизация

Электронизация тел происходит при их соприкосновении.

Положительные и отрицательные.

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

На эбоните отрицательных, на шерсти положительных.

Электроскоп – прибор для обнаружения наэлектризованных тел.

Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

К проводникам относят металлы (лучшие серебро, медь, алюминии), почва, вода с растворенными в ней солями, кислотами или щелочами, графит.

Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Примерами непроводников являются эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасс, шёлк, капрон, масла, воздух.

Полупроводники это тела, которые по способности передавать электрические заряды занимает промежуточное место между проводниками и диэлектриками. К ним относят кремний, германий, селен и др.  

6

Запишем домашнее задание  п. 25 – 27, ст. 58 – 63, задание разработайте электроскоп в домашних условиях, опишите его устройство и принцип работы.

7

На доске изображена  мишень и ученики отмечаю как понравился им урок.

Ребята, Вы достигли поставленной цели?

Ученики делают отметки

Да, мы познакомились с электронизацией, узнали о существований положительного и отрицательного заряда, рассмотрели их взаимодействие, выявили существование проводников и диэлектриков, рассмотрели их примеры.  

Оценка:

Учитель физики:                                                                     Ситников А. В.

Заведующий

Шевыринской СОШ                                                                                                          

филиала МАОУ Баниковской СОШ                                        Узлова Н. А.

Оценка:

Методист по физике:                                                            Журавлева Н. С.                                                

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Электронизация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества».

Слайд 4

При трении одного тела о другое наэлектризовываются оба тела.

Слайд 6

Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

Слайд 8

Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Слайд 9

Непроводниками называют такие тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.

Слайд 10

Полупроводники это тела, которые по способности передавать электрические заряды занимает промежуточное место между проводниками и диэлектриками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Урок для учащихся 8-го класса.Цель урока:- познакомить детей с новым прибором и его назначением;- дать понятие проводников и непроводников электричества;- воспитание дисциплинированности, аккура...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества."

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества." Цели: познакомить учащихся с устройством электроскопа, сформировать представления учащихся о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Электроскоп. Проводники и непроводники электричества» физика 8класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Электроскоп. Проводники и непроводники электричества» по учебнику Перышкин А.В. физика 8 класс с презентацией....

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел

Тип урока: открытие новых знанийУчебник: ФИЗИКА-8, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2012 год...

Разработка урока по физике Электроскоп проводники и непроводники 8 класс

Электроскоп урок физики в 8 классе с применением интерактивной доскиУрок физики "Электроскоп" в 8 классе по теме "Электрические явления" с применением интерактивной доски Promethean, пультов дистанцио...

урок физики в 8 классе по теме: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Цель урока: Познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах.Тип урока: Ознакомление с новым материалом. Применение знаний и у...

открытый урок по теме "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества"

урок открытия нового знания. содержит материал, составленный по стандартам ФГОС с применением информационно-коммуникативных технологий, развивающих задач. захватывает метопредетны связи, проведение эк...