Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап: мотивации к учебной деятельности: Здравствуйте дорогие ребята. Подарим друг другу улыбки и начнём работать. Мне хотелось бы начать наш урок со стихотворения В.Я. Брюсова. Прослушайте его и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение? Быть может, эти электроны – Миры, где пять материков, Искусства, званья, войны, троны И память сорока веков. Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет, Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. После правильного ответа стоит обратить внимание учащихся на физические понятия, встречающиеся в стихотворении (электроны, атом, объем). Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Что каждый из вас хочет узнать сегодня на уроке? Вы совершенно правы. А теперь откройте свои тетради, запишите на полях число и классная работа. | Настроить учащихся на работу на уроке |
| Приветствие, создание благоприятной обстановки для осуществления учебной деятельности | Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная | Применение метода информационного поиска с помощью компьютера
Организация совместной деятельности педагога и учащегося, умение выссказывать свое мнение, поддержание диалога.
Соотнесение полученных знаний с новыми.
|
2 этап: актуализация знаний На прошлом уроке мы познакомились с таким физическим явлением, как электризация. Вам было задано выучить основные определения по данной теме и ответить на вопросы в конце параграфа. Проверим вашу подготовку дома. Задания: три человека готовятся к работе по карточкам, остальные отвечают на следующие вопросы Карточка 1 1. Что можно сказать о заряде шариков?
2. Что произойдет, если к телу поднести положительно заряженную палочку? 3. В нейтральном атоме четыре электрона. Сколько протонов в ядре этого атома? Карточка 2 1.Что произойдет, если к ватке поднести отрицательно заряженную палочку? 2. Атом потерял при электризации электрон. Чему равен заряд этого атома? Как можно назвать такой атом?
3. Что можно сказать о зарядах шариков?
Карточка 3 1.Какой заряд имеет второй шарик? Почему?
2. К нейтральному атому присоединился при электризации электрон. Как изменился заряд атома? Как можно назвать такой атом? 3. К ватке поднесли наэлектризованное тело. Каков его заряд?
|
Вопросы: 1. Как было открыто явление электризации? 2. Кто первым обнаружил способность янтаря притягивать к себе мелкие тела? 3. Что такое электричество? 4. Только ли янтарь обладает свойством притягивать к себе мелкие частички? 5. Кто создал первую электростатическую машину? 6. Какие заряды бывают? 7. Что такое электрический заряд? 8. Как ведут себя заряженные тела? Теперь попробуйте объяснить с физической точки зрения следующие поговорки: 1.Гроза застала в поле – садись на землю. Почему? (ответ: обычно гроза ударяет в одиноко стоящие предметы).
2. Сколь кошку не гладь, все искры летят. Почему, поглаживая кошку, мы можем наблюдать искры? (ответ: это объясняется явлением электризации). 3. Пряжа с искорками, все вон повыскакали. Отчего бы искрам выскакивать? (ответ: пряжа при работе электризуется, и из нее выскакивают электрические искры). 4. К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество! Это … (электричество). | Проверить полученные знания на прошлом уроке, активизировать мыслительные операции и познавательные процессы. |
| Задавание вопросов | Коммуникативная
Познавательная | Умение отвечать на вопросы
Способность логически мыслить, способность к самостоятельной работе |
3 этап: постановка учебной задачи Вопрос №1: Посмотрите на демонстрационный стол и скажите, что на нем находится? Для чего нужен этот набор оборудования? (2 штатива с гильзой на шелковой нити, эбонитовая и стеклянная палочки, кусочек меха, мелкие кусочки ваты).
Кто может продемонстрировать следующий опыт?
(Один из учащихся у доски показывает опыт по электризации и объясняет принцип действия установки) Скажите, что нужно было знать для выполнения этого опыта? Вопрос №2: Учитель: Можно ли наблюдать явление электризации с помощью специальных приборов? Учащиеся: отвечают, что да, но с помощью какого прибора они не знают. Учитель: Какой вопрос возникает? Учащиеся: Как называется прибор для определения электрических явлений? Учитель: Какова же цель нашего урока? Учащиеся: Познакомиться с прибором, позволяющим измерять электрический заряд. Учитель: Теперь попробуем сформулировать тему урока Ученики: «Электроскоп» | Самостоятельное определение цели и задачи урока |
| Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент | Познавательная: объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе;
Коммуникативная: обсуждение выводов
Регулятивная:
| умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя.
умение строить речевое высказывание.
Сопоставление изученного материала с новым |
4 этап: «открытие» нового знания Прочитайте параграф и сформулируйте определение, какой прибор называется электроскопом? Запишем определение в тетрадь: электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величин. Скажите, из чего состоит этот прибор? Учащиеся по учебнику описывают устройство электроскопа. И на картинке на доске подписывают каждую цифру.
Скажите, как работает прибор? Пользуясь учебником, учащиеся описывают принцип работы электроскопа. Давайте попробуем определить величину заряда с помощью электроскопа. Проведение опыта по определению заряда, переданного электроскопу при натирании эбонитовой палочки о мех.
Итак, попробуем определить порядок действий, который мы должны произвести, чтобы определить величину заряда. 1. натереть эбонитовую палочку о мех; 2. поднести палочку к шару электроскопа; 3. замерить угол отклонения лепестков электроскопа от стержня; 4. по величине угла определить величину заряда. Скажите, а что произойдет, если к заряженному в первом опыте электроскопу, поднести стеклянную палочку, натертую и шелк? Учащиеся находят ответ в учебнике: лепесточки опустятся. Делаем вывод, если к заряженному электроскопу поднести тело, противоположного знака, угол между листочками электроскопа уменьшится, а если поднести тело такого же заряда – то увеличиться. Значит величину электрического заряда мы можем фиксировать по отклонению лепесточков прибора. Существуют ли разновидности электроскопов? Учащиеся читают учебник дальше и определяют, что кроме электроскопов, существует еще один прибор с похожим предназначением – электрометр. Дети самостоятельно описывают устройство и принцип работы электрометра.
| Дать определение нового прибора, определить устройство и принцип его работы, определить алгоритм действий по нахождению величины электрического заряда, сделать вывод. |
| Дает обучающимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы | Познавательная: изучение принципа работы и устройства нового прибора
Коммуникативная: инициативное сотрудничество в поиске и сборе новой информации
Регулятивная: | Способность самостоятельно работать с учебником; умение правильно находить нужную информацию. Умение выражать свои мысли, умение вступать в диалог и владеть монологической речью в соответствии с современными средствами коммуникации. Умение контролировать форму образца действия, искать ошибки, уметь контролировать временные пределы урока.
|
5 этап: этап первичного закрепления 1. Шар электроскопа заряжен положительно. Ученик дотронулся до него пальцем. Как изменился заряд шара? 2. Если к заряженному шарику электроскопа поднести, не касаясь шарика, тело с противоположным зарядом, листочки электроскопа сближаются. Почему? 3. Когда к шарику заряженного электроскопа, не касаясь шарика, подносят руку, листочки электроскопа сближаются. Почему? 4. Почему при высокой влажности воздуха трудно, а иногда почти невозможно зарядить электроскоп? 5. Как с помощью электроскопа определить знак заряда тела?
| Усилить эффект усвоения материала, уметь решать типовые задачи согласно выявленного алгоритма. |
| Организовать практическую направленность учащихся на уроке, формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач. | Познавательная: решение задач
Коммуникативная: участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме
Регулятивные: контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
6 этап: самостоятельная работа и самопроверка 1.Металлическая сфера имеет заряд, равный -1,6 нКл. Сколько избыточных электронов на сфере? 2. После того, как стеклянную палочку потерли, ее заряд стал равен 3,2 мкКл. Сколько электронов было снято с палочки при трении? 3. На металлическом шарике находится 4,8*10-10 Кл. Сколько избыточных электронов. Чему равен его заряд? 4. Электроскоп зарядили до -3,2*10-10 Кл. сколько избыточных электронов на электроскопе? Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и осуществите взаимопроверку полученных результатов. Я продиктую правильные ответы, а вы ставьте «+» если задание выполнено правильно «-» - если задание выполнено неправильно. За каждый правильный ответ дается 1 балл. | Проверить способность учащихся самостоятельно работать и анализировать свои ответы, выработать умение к самооценке своих знаний. |
| Подготовка типовых заданий и планирование организации их решения и самопроверки. | Познавательная: решение задач
Коммуникативная:
Регулятивная | Умение пользоваться изученным материалом и применять уже имеющиеся знания для решения задач.
Умение логически мыслить, использовать монологическую речь
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
7 этап: повторение материала Блиц-опрос 1.Как продемонстрировать, что расческа или авторучка способна притягивать легкие предметы? 2. Наэлектризованный предмет способен притягивать не только твердые тела, но и... 3. Как ведут себя два тела, одно из которых наэлектризовано, а второе - нет? 4. Как взаимодействуют два тела, наэлектризованные трением друг о друга? 5.Как проявляется электрическое взаимодействие наэлектризовавшейся одежды? 6.Как называются приборы, предназначенные для обнаружения наэлектризованных тел? 7. Какой существует еще вид электризации, кроме электризации трением? 8.Как взаимодействуют эбонит и шерсть, наэлектризованные друг о друга? 9. Как взаимодействуют стекло и шелк, наэлектризованные друг о друга? 10.Что является единицей измерения заряда? 11. Почему заряд тела нельзя делить бесконечно? | Повторить полученные знания, закрепить уже имеющиеся знания, определить границы применимости нового знания. |
| Подборка заданий с использованием ранее изученного материала | Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная | Активизация повторения и определение точек соприкосновения нового и старого знания Формирование диалоговой речи Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
8 этап: рефлексия учебной деятельности 1. С какими понятиями мы познакомились на уроке? 2. Достигли ли мы поставленных целей? 3. На что стоит обратить внимание? 4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Осуществить проверку качества знаний и самооценку на работе |
| Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы
| Познавательная: отвечают на вопросы
Коммуникативная: взаимодействие с учителем.
Регулятивная: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий.
Умение формулировать собственное мнение.
Саморегуляция. Рефлексия. |