Интегрированный урок "Природные явления"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

Усик Инна Владимировна

Урок проводится в рамках предмета «Природоведение. 5 класс», когда особенно актуальна проблема  формирования внутренней мотивации учения, целостных представлений об окружающем мире и месте человека в нем.

      Разработанный в форме исследования с использованием проблемного и личностно- ориентированного подходов, урок  способствует процессу формирования образовательных потребностей учащихся.

Для развития познавательного интереса, создания положительного эмоционального настроя обучения на уроке используется работа с интерактивной приставкой – MIMIO. Интерактивная доска обладает широкими возможностями подачи учебного материала  учащимся  и позволяет включить не только иллюстративный материал (презентация, в которой художественными средствами показаны процессы, происходящие в природе. Презентация выполнена в программе  Microsoft PowerPoint),  которым можно манипулировать, но и дополнительные аудио- и видеоматериалы (репродукции картин русских художников, фотографии,  стихи и музыка П.И.Чайковского, иллюстрирующие процессы мироздания).  А все это способствует  повышению интереса детей и более эффективному усвоению материала .

   На операционно-исполнительном этапе урока обучающиеся выполняют самостоятельную поисковую экспериментально-исследовательскую работу, которую учащиеся проводят в парах, используя технологические карты.  На основании проведенных опытов они  делают выводы о происходящих явлениях и принадлежности  их к физическим или химическим процессам. По завершении работы подводятся итоги, делаются выводы о признаках физических и химических явлений.

   Данный урок органично интегрирует знания учащихся из физики, химии, географии  при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prir_.docx38.73 КБ
Office presentation icon yavleniya_prirody.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски

Авторы: Усик Инна Владимировна /учитель географии МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Калмыкова Людмила Викторовна /учитель химии МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Коннова Ольга Васильевна  /учитель физики  МОУ СОШ № 6, высшая квалификационная категория./

Тема урока: «Природные явления»

Предмет: природоведение

Класс: 5

Тематический раздел: «Строение и свойства вещества» 

Программа: Рабочая программа разработана на основе: 

Учебной программы «Природоведение.Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторы В. М. Пакулова и Н. В. Иванова, 2007 г.

Учебник: Пакулова, В. М. Природоведение. 5 класс : тематическое и поурочное планирование к     учебнику В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природоведение. 5 класс» / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. - М. : Дрофа, 2008.

Цели урока:  через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное понимание сути физических и химических явлений применением ИТ технологий.

Задачи обучения:

  • обеспечить осмысление понятий «физическое явление» и «химическое явление»;
  •  сформировать у учеников умение определять химические явления по характерным признакам;
  •  способствовать приобретению учащимися общеучебных и интеллектуальных умений работать с текстом, работать с интерактивной доской, оформлять результаты наблюдений  способствовать формированию взаимосвязанных основных естественнонаучных понятий.

Задачи развития:

  • развивать познавательный интерес учащихся, их творческие способности через интегративный подход к содержанию обучения;
  • развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, обнаруживать  логические связи, существенные признаки понятий;
  •  способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности, умений работать с интерактивной доской в соответствии с правилами безопасности;

Задачи воспитания:

  • обеспечить условия свободного развития личности;
  • содействовать воспитанию гражданственности, гуманности, толерантности;
  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Тип урока: Комбинированный (урок  получения и отработки новых знаний с применением ИТ технологий)

Межпредметные связи: физика- физические явления, 7 кл;

                                            география – явления географической оболочки, 6-7 кл.;

                                            химия – химические явления, 8 кл.

Инструментарий интерактивной доски, который используется на уроке: при подготовке схем – инструменты “фигуры” и “картинки” (с возможностью изменения свойств объекта); во время урока – режим “белой доски” для демонстрации учебного материала, инструмент “перо” для составления схем; проекция- демонстрация видеофильма, создание рисунка.

Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием на интерактивной доске, организация обсуждения ключевого вопроса учащимися, организация исследовательской деятельности.

Основной вид деятельности учащихся: работа с ключевым вопросом урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, составление схем, рисование, выполнение заданий на соответствие, самостоятельная поисково-экспериментальная работа с натуральными объектами.

Этап урока, на котором будет применяться инструментарий интерактивной доски: объяснение нового материала, закрепление.

Время работы с доской: в течение всего урока, кроме выполнения исследовательской работы.

Способ работы с доской учителя: пояснительная и корректирующая деятельность учителя, направленная на представление нового материала.

Способ работы с доской ученика: деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде  схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала, создание рисунков, выполнение заданий на соответствие.

Необходимость и оправданность применения интерактивной доски.

Графические изображения основных этапов урока (ключевой вопрос, видеофильм, опорные схемы) позволяют более полно представить определённые природные  явления.

Способ оценивания деятельности учащихся на уроке. Накопительная система оценивания, при которой каждый ученик проставляет баллы за определенные виды деятельности на уроке. В конце урока каждый ученик получает оценку в зависимости от суммы набранных  баллов.

Формы организации деятельности учащихся:  индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска Mimio, мультимедийный диапроектор, оборудование для исследовательской работы (лабораторные штативы, предметные стекла, ступки с пестиками, пробирки, щипцы тигельные, стеклянные палочки (трубочки), спиртовки, фарфоровые чашки).

Этапы урока

1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.

Вводное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-исследование. Какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)

Нас окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений. С позиции этих наук, мы попытаемся рассмотреть, какие изменения непрерывно происходят в окружающем мире.

  • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (видеофрагмента смена дня и ночи, таяние льда, сверкание молнии и т. д.)

а) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации

Учитель: Вспомните: 1. Что такое тело?

                                       2.Из чего состоят тела?

                                       3.Остаются ли вещества неизменными?

 Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

Посмотрите на слайд, где изображены явления природы. Так что же такое явления природы?

  • Работа с интерактивной доской: учащийся, используя функцию «ластик», стирает штрих, под которым спрятано определение.

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение  А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка» 

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!


Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
:
«Ну, скорей гулять!»

Учащиеся называют явления, описанные в стихотворении.

б) целеполагание

Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных  и увиденных явлений.

  • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint, сл.3)

На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока.

Учащиеся называют и записывают в тетрадях тему урок, формулируют цель: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека.

Учитель: Итак, сегодня мы должны: определить  сущность  явлений, происходящих с веществами,  выявить их признаки

2.Операционно-исполнительный этап.

а) выполнение исследовательской  работы в парах.

Учитель: Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельно исследовательскую работу по определению явлений. 

Учащиеся выполняют опыты, демонстрирующие различные явления,  по технологическим картам ( Приложение 1)  

б) анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков.

Учитель: Подведем итоги проделанной работе.

Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе экспериментов? Если произошли, то какие конкретно? Приступим к составлению схемы «Виды природных явлений, их характерные признаки»

  • Работа с интерактивной доской Режим Граффити. Прием «составление схемы».

Химические явления.

Процесс химический!

Мы гимн ему поем!

Он вездесущ,

И в нем такая сила!

Из элементов

Он рождает вещество,

И в этом суть Преобразованья мира.

Процесс химический. Подарит свет, тепло,

И пищу, и одежду,

И стекло.

Не сможем мы

И ехать без него!

Ведь смысл его –

Создание всего!

Учитель: Назовите опыты, которые вы отнесли к химическим явлениям, их признаки. Назовите виды химических явлений по учебнику стр. 60-62. Составим схему «Химические явления».

  • Работа с интерактивной доской Режим Граффити. Прием «составление схемы».

  • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации Power  Point, сл.6)

Учитель: Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется- с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и мгла , бежит из града вон.

А. Пушкин

Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света. Как называются такие реакции?

Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

- Какая часть пламени самая горячая? (Верхняя. Верхние поленья дров в костре сгорают быстрее)

- Какое обязательное условие необходимо для реакции горения?

-  Как знание его помогает при тушении пожаров?

Учитель: Что такое топливо? По тексту учебника с 6, составьте схему «Виды топлива»

  • Работа с интерактивной доской Режим Граффити. Прием «составление схемы».

Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

Учитель: Назовите признаки химических явлений? Почему данные явления отнесены к химическим? Сформулируйте вывод.

Физические явления

А физический процесс

Он тоже рядом,

И природу всю

Он пронизал.

Дождь и снег,

Спокойствие и ветер –

Облик свой

Не раз он изменял.

Он рождает

Плазму и заряды,

Гром, грозу,

Давленье создает.

Испаренью

Морским приливам

Много лет

Угаснуть не дает.

Учитель: В каких  опытах вы обнаружили физические явления? Каковы их признаки? Закончим  схему «Виды природных явлений, их характерные признаки»

  • Работа с интерактивной доской Режим Граффити. Прием «составление схемы»

Учитель: Физические явления чрезвычайно разнообразны. Составим схему «Физические явления», учебник стр. 58-59.

Учитель: А теперь, определим, к какому типу физических явлений относятся представленные иллюстрации. 

  • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint)   По слайдам № 10-13 учащиеся определяют виды физических явлений.

Учитель: Назовите признаки физических явлений? Почему данные явления отнесены к физическим? Сформулируйте вывод.

3. Этап закрепления и обобщения знаний.

Учитель: Изобразите физические и химические явления. Чем они отличаются друг от друга?

  • Работа с интерактивной доской Создание собственного рисунка.

Учитель: В русском народном творчестве в потешках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими и химическими явлениями. О каких явлениях идет речь:

«В мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.»

«Мучки насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах.»

«Куй железо пока горячо».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.

  1. Оценочно-рефлексивный этап

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока.

 Учитель: Справились ли мы с поставленными задачами? Какие явления происходят вокруг нас?

  • Работа с интерактивной доской Режим Граффити. Прием «сопоставление»

Учитель: Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование. (Приложение 2)

Рефлексия: Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие. (Приложение 3)

Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в группе, взаимоподдержка при выполнении исследования.

  1. Дом. Задание. §13,14, 15(обязательный уровень)

Творческие задания, дифференцированные по сложности:

Составить синквейн по данной теме. Тем, кто затрудняется, составить кроссворд.

  • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации Power Point, сл. 22-23) Правила составления синквейна    

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!!!

Приложение № 1

Технологическая карта исследовательской работы

Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

Б) цвет вещества;

В) запах вещества, если он есть;

Г)  растворимо ли вещество в воде

Нюхать вещество следует очень осторожно!

Опыт№1

Поместите в ступку кусочек мела и тщательно разотрите его пестиком.

Наблюдения

Что наблюдали при дроблении и растирании мела?

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Опыт№2

Поместите в пробирку кусочек мела и накапайте в пробирку несколько капель лимонной кислоты.

Наблюдения

При добавлении к мелу лимонной кислоты наблюдается бурное выделение________с шипением. Изменяются ли при этом вещества?

Признак этого явления _____________________

Опыт№3

Поместите в пробирку кусочек льда. Закрепите ее держателем для пробирок. Нагрейте содержимое пробирки в пламени спиртовки. При закипании жидкости поднесите к отверстию пробирки предметное стеклышко.

Наблюдения

Что наблюдаете?

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Опыт№4

Лист бумаги разорвите на мелкие кусочки.

Наблюдения

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Опыт№5

Закрепите кусочек бумаги зажимом. Внесите его в пламя спиртовки.

Наблюдения

Что наблюдаете?

Изменяется ли при этом вещество?

Признак этого явления – изменение____________

Приложение 2

Диктант «Определи  явления»

  1. Сжатие пружины
  2. Образование накипи при кипячении воды
  3. Гниение растительных остатков
  4. Ледоход на реке
  5. Ковка металла
  6. Горение спирта
  7. Прокисание яблочного сока
  8. Растворение уксусной кислоты в воде
  9. Обугливание лучинки
  10. Замерзание воды
  11. Прокисание молока
  12. Горение природного газа
  13. Образование инея

• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны

 Вариант 1 – физические явления

 Вариант 2 – химические явления

• Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл)

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Приложение 3

Оценочный лист работы на уроке

Виды деятельности

Баллы (от 1 до 5)

Общий балл

  1. Исследовательская работа
  2. Составление схем
  3. Работа с интерактивной доской
  4. Выполнение диктанта

Трудности, с которыми столкнулся на уроке:

Источники литературы

  1. Громов С.В, Н.А. Родина “Физика”, 7 кл., – М.: “Просвещение”,2001.
  2. Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика.Химия. 5-6 кл., М.: «Дрофа», 1998.
  3. Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природоведение. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природоведение. 5 класс». М.: Дрофа, 2010.
  4.  Сонин В. Природоведение. 5 класс. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. М.: «АРКТИ», 2002.
  5. Суматохин С. В. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие. М: « Дрофа», 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Природоведение 5 класс

Слайд 2

Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас?

Слайд 3

ВИДЫ ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Химические Явления

Слайд 4

ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Слайд 5

……………

Слайд 6

………

Слайд 7

… ..

Слайд 8

…… Работа с интерактивной доской Создание собственного рисунка, изображающего химические явления Рисунок

Слайд 9

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 1) ШКОЛЬНЫЙ МЕЛОК УПАЛ 2) В ПЕЧИ СГОРЕЛИ 3) ЗАКИПЕЛА ВОДА И РАСКОЛОЛСЯ ДРОВА В ЧАЙНИКЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Слайд 10

ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 1) СТАЛЬНОЙ ГВОЗДЬ 2) ПРОЗВУЧАЛ ЗВОНОК 3) ГРЕБЕНКА, КОТОРОЙ ЗАРЖАВЕЛ НА УРОК РАСЧЕСАЛИСЬ, ПРИТЯНУЛА БУМАЖКИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Слайд 11

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 1) НА СТЕНЕ ПОЯВИЛСЯ 2) ГВОЗДИ ПРИТЯНУЛИСЬ 3) БУМАГА СГОРЕЛА СОЛНЕЧНЫЙ «ЗАЙЧИК» К МАГНИТУ И ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПЕПЕЛ

Слайд 12

Определите явления: Сжатие пружины Образование накипи при кипячении воды Гниение растительных остатков Ледоход на реке Ковка металла Горение спирта Прокисание яблочного сока Растворение уксусной кислоты в воде Обугливание лучинки Замерзание воды Прокисание молока Горение природного газа Образование инея ЗАКРЕПЛЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и ИЗО "Контражурное освещение в физических явлениях"

Урок закрепления темы "Физические явления" и изучения нового материала по ИЗО....

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...

Интегрированный урок физики и музыки в 9 классе по теме: «Звук как явление физическое и музыкальное»

Интегрированный урок физики и музыки в 9 классеТема: «Звук как явление физическое и музыкальное»Цель: показать неразрывную связь музыки с физикой при изучении (закреплении значения) понятия «звук».Зад...

Интегрированный урок литературы и физики в 11 классе "Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКлитературы и физики в 11 классе«Поэтесса М. Цветаева как прозаик и физические явления в ее произведении»(к 120-летию со дня смерти поэта)Форма урока: интегрированный урок лит...

Интегрированный урок Физика и Информатика. Тема "Магнитные явления". Преподаватели Балкашинова Т.Н. и Орешкина Л.В.

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий (тестирование в среде MyTestX)...

Интегрированный урок по физике и литературе Тема Физика в лирике. Тепловые явления

Цели урока: 1. Проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Тепловые явления»;2. Развивать у учащихся интерес к познанию, выявить умение учащихся распознавать физические явления в пр...

Интегрированный урок химии и физики "Физические и химические явления"

Моя тема самообразования «Интегрированный урок как одна из форм обучения», поэтому я стремлюсь как можно чаще проводить интегрированные уроки химии с другими дисциплинами. Например, я разработала инте...


 

Комментарии

Благодарна Вам за урок,очень понравилось! Урок современный, отвечает требованиям ФГОС, а главное- интересен детям. Спасибо, успехов, с наступающим Новым годом.

Благодарна Вам за урок,очень понравилось! Урок современный, отвечает требованиям ФГОС, а главное- интересен детям. Спасибо, успехов, с наступающим Новым годом.