Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Виноградова Светлана Васильевна

Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Лекарства и их влияние на организм человека»

Слайд 2

Цель урока: перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.

Слайд 3

Задачи урока: 1) формирование ценности потребления ; 2)формирование ценности сбережения здоровья ; 3)формирование ценности сохранения и укрепления здоровья .

Слайд 4

Эпиграф: «Береги платье с нова, а здоровье – смолоду» (Народная мудрость).

Слайд 5

1 этап-осмысление ценностей потребления. 1.Мини-сообщения о лекарствах и их влиянии на организм человека . 2.Формулировка целей урока обучающимися. 3 .Выводы о положительном и отрицательном влиянии значении лекарств в жизни человека. 4 .Факторы,разрушающие здоровье человека.

Слайд 6

Вывод: здоровье человека- самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.

Слайд 7

2 этап-ценность сбережения здоровья. 1.Обсуждение кейс-ситуаций в группах. 2.Аналогичные случаи из жизни. 3.Отношение к употребляемым лекарственным веществам.

Слайд 8

Вывод: прием лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.

Слайд 9

3 этап-ценность сохранения и укрепления здоровья. «Мозговой штурм»: способы сохранения здоровья. Составление памяток по сохранению и укреплению здоровья человека.

Слайд 10

Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы: 1)оптимальный двигательный режим; 2)тренировка иммунитета и закаливание; 3)рациональное питание; 4)рациональный режим жизни; 5)отсутствие вредных привычек.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Череповца

Интегрированный урок по биологии-химии

для учащихся 10 класса по теме

«Лекарства и их влияние на организм человека»

(урок разработан в рамках ТРЭК - технологии

развития экологической культуры).

Урок разработали и провели:

Виноградова Светлана Васильевна, учитель биологии

первой кв.категории;

Сапогова Мария Ивановна, учитель химии

высшей кв.категории.

Череповец, 2013 год.

         Интегрированный урок по биологии-химии разработан для обучающихся 10 класса по теме «Лекарства и их влияние на организм человека»  в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры. По биологии урок может быть проведён в разделе «Организменный уровень», темы: Онтогенез. Организм и среда. (Автор программы – Д.И.Трайтак). По химии – в разделе «Вещества и их свойства», тема:  Биологически активные органические вещества. (Автор программы – О.С.Габриелян). Возможность создания интегрированного урока: оба урока проводятся в конце четвёртой четверти учебного года.

        Урок разработан в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры; включает все основные этапы технологической процедуры реализации ТРЭК:

1 этап – осмысление ценности потребления;

2 этап – ценность сбережения здоровья;

3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.

        Урок соответствует требованиям ФГОС:

1)в ФГОС основного общего образования в разделе III: Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования в пункте 18.2.3 отмечается, что программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на формирование экологической культуры;

2)в уроке отражена направленность на достижение новых образовательных результатов (формирование УУД).

         При подготовке к уроку обучающиеся анализируют материалы из Интернета и дополнительной литературы по применению лекарств в жизни человека; делают анализ домашних аптечек.

        Интегрированный урок показывает взаимосвязь химического состава биологически активных веществ и их влияние на организм человека на генетическом и функциональном уровне в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма).

         Изучение материала на уроке реализуется через групповую работу с использованием кейс-ситуаций (есть в приложениях) и «мозгового штурма».

          Актуальность урока: урок направлен на сохранение и укрепление здоровья человека через воспитание культуры правильного использования лекарств, БАДов, витаминов.

Цель урока: - перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.

Задачи урока, связанные с РЭК:

1) формирование ценности потребления:

     а) выявить знания обучающихся о влиянии лекарств на организм человека и о значении     применения лекарств;

     б) оценить применение лекарств с позиций потребностей человека;

     в) определить деятельность человека при применении лекарств без нанесения вреда себе;

2) формирование ценности сбережения здоровья:

     а) разработать пути сохранения здоровья человека через знания отрицательного воздействия лекарственных средств на организм человека;

     б) выявить своё отношение к употребляемым веществам;

     в) вести осознанный отбор употребляемых лекарств в домашней аптечке;

3) формирование ценности сохранения и укрепления здоровья:

     а) выработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с молодого возраста;

     б) составить памятки по использованию лекарств, БАДов и других веществ с целью их пропаганды в ближайшем социуме.

Эпиграф к уроку:    «Береги платье с нова, а здоровье – с молоду»

                                                                                     (Народная мудрость).

Основное содержание.

1. Лекарства, история их возникновения.

2. Применение лекарств в жизни человека, их химический состав и биологическая роль в поддержании иммунитета организма.

3. Положительное и отрицательное воздействие лекарственных средств на здоровье человека.

4. Пути сохранения и укрепления здоровья человека.

Основные понятия темы:

- лекарства, БАДы, витамины;

- иммунитет, онтогенез.

Технологическая процедура реализации ТРЭК.

1 этап – осмысление ценности потребления.

Деятельность  обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Проверка

дифференцированного

домашнего задания: обучающиеся делают устные презентации своих мини-сообщений о лекарствах, их формулах, влиянии на организм, побочных эффектах; акцентируют внимание на положительном и отрицательном воздействии лекарственных средств на организм человека.

2.Делают выводы о значении лекарств в жизни человека ( «+» и  «-»).

3.Формулируют цели урока.

4.Называют факторы, разрушающие здоровье человека.

1.Нацеливает обучающихся на то, чтобы они показали знания о пользе лекарств, их разнообразии и отрицательном действии, если оно имеется.

2.Организует обобщение знаний

о использовании лекарств.

3.Корректирует цели урока.

4.Приводит афоризмы о здоровье и подводит обучающихся к обсуждению проблемы продолжительности

жизни.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно;

контроль, коррекция и оценка уровня усвоения материала;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; подведение под понятие;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вывод: здоровье человека – самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.

2 этап – ценность сбережения здоровья.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Читают кейс-ситуации №1 и №2 (смотреть приложение) и обсуждают их в группах. Выступает один человек от группы – 30 сек.

2.Вспоминают аналогичные случаи из реальной жизни и высказывают своё отношение к употребляемым лекарственным веществам.

3.Выражают своё отношение к людям, которые употребляют много лекарств, делятся переживаниями, опираясь на собственный жизненный опыт.

1.Предлагает кейс-ситуации для обсуждения.

 

2.Организует деятельность по размышлению и осмыслению нового типа взаимодействия человека и лекарств.

3.Делает обобщение по результатам усвоения ценности сохранения.

Проводит рефлексию – каковы же пути сохранения здоровья?

(переход на 3 этап)

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка уровня усвоения материала и результатов работы;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;  структуирование знаний; смысловое чтение с извлечением необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; моделирование с выделением существенных характеристик объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор критериев для сравнения; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вывод: приём лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.

3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1. «Мозговой штурм» - предлагают  любые способы сохранения здоровья, даже самые абсурдные.

2.Группа из 3-х человек отбирает лучшие способы из всех названных, а

обучающиеся на заранее подготовленных листах составляют из них памятку.

1.Ставит проблему перед обучающимися: а можно ли обойтись без лекарств?

2.Советует отобрать самые простые и приемлемые к использованию способы сохранения и укрепления

здоровья для составления памятки.

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Познавательные УУД: структуирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:  контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы:

1)оптимальный двигательный режим;

2)тренировка иммунитета и закаливание;

3)рациональное питание;

4)рациональный режим жизни;

5)отсутствие вредных привычек.

В течение всего урока формируются личностные УУД: 

- личностное и жизненное самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

Оценка знаний обучающихся:

1) за презентацию домашних мини-сообщений о лекарствах;

2) за работу в группах по кейс-ситуациям;

3) за составление памяток (с оформлением).

Литература:

1.Андреева Н.Д. Биология.10-11классы: учеб.для общеобразоват.учреждений (базовый уровень)/Н.Д.Андреева.- М.: Мнемозина, 2011.

2.Габриелян О.С. Химия.10класс (базовый уровень).- М.: Дрофа,2011.

3.Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда,2004.

4.Ногтева Е.Ю. и др.Технологии экологического образования для устойчивого развития: опыт реализации. Учебно-методическое пособие.-Череповец,2011.

5.Щукин И. Экология для студентов вузов. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

Приложения.

Кейс-ситуация №1.

Татьяна Васильевна работает бухгалтером, работа «головой», надо много считать, требует умственного напряжения. С некоторых пор она страдает головными болями. Справляется с ними сама – покупая «новомодные» препараты – использует их по назначению каждый день. Ведёт журнал, где записывает, что пила, как помогло, прошла ли боль в определённом месте. Вдруг стала замечать – таблетки плохо помогают: где принимала 1, надо уже 2 таблетки… Правильно ли ведёт себя Татьяна Васильевна?

Кейс-ситуация №2.

Ольга Михайловна во время первых 3 месяцев беременности (период наиболее активного формирования органов у зародыша) принимала имунно-депрессивные средства для лечения аллергии. Имуннодепрессоры угнетают жизнеспособность клеток, отвечающих за иммунитет в организме. Приведите примеры возможных последствий воздействия лекарств на развивающийся зародыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"

Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии  на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..

Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...

Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»

Интегрированный урок  химия +ОБЖ  на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена  для проведения интегрированного урока по дисциплин...

урок-игра "Вредные привычки, их влияние на организм человека. Табакокурение."

Тема урока: Вредные привычки, их влияние на организм человека. Табакокурение. Тип урока: обобщающий урок. Структура урока: урок – игра, интегрированный. Задача урока: Доказать паг...

Разработка урока: Сигарета и алкоголь, их влияние на организм человека

Разработка урока: Сигарета  и алкоголь, их влияние на организм человека...

Открытый урок "Экология жилища и её влияние на организм человека"

Загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира — не только укрытие о...