Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.
Задачи урока: 1) формирование ценности потребления ; 2)формирование ценности сбережения здоровья ; 3)формирование ценности сохранения и укрепления здоровья .
Эпиграф: «Береги платье с нова, а здоровье – смолоду» (Народная мудрость).
1 этап-осмысление ценностей потребления. 1.Мини-сообщения о лекарствах и их влиянии на организм человека . 2.Формулировка целей урока обучающимися. 3 .Выводы о положительном и отрицательном влиянии значении лекарств в жизни человека. 4 .Факторы,разрушающие здоровье человека.
Вывод: здоровье человека- самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.
2 этап-ценность сбережения здоровья. 1.Обсуждение кейс-ситуаций в группах. 2.Аналогичные случаи из жизни. 3.Отношение к употребляемым лекарственным веществам.
Вывод: прием лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.
3 этап-ценность сохранения и укрепления здоровья. «Мозговой штурм»: способы сохранения здоровья. Составление памяток по сохранению и укреплению здоровья человека.
Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы: 1)оптимальный двигательный режим; 2)тренировка иммунитета и закаливание; 3)рациональное питание; 4)рациональный режим жизни; 5)отсутствие вредных привычек.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г.Череповца
Интегрированный урок по биологии-химии
для учащихся 10 класса по теме
«Лекарства и их влияние на организм человека»
(урок разработан в рамках ТРЭК - технологии
развития экологической культуры).
Урок разработали и провели:
Виноградова Светлана Васильевна, учитель биологии
первой кв.категории;
Сапогова Мария Ивановна, учитель химии
высшей кв.категории.
Череповец, 2013 год.
Интегрированный урок по биологии-химии разработан для обучающихся 10 класса по теме «Лекарства и их влияние на организм человека» в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры. По биологии урок может быть проведён в разделе «Организменный уровень», темы: Онтогенез. Организм и среда. (Автор программы – Д.И.Трайтак). По химии – в разделе «Вещества и их свойства», тема: Биологически активные органические вещества. (Автор программы – О.С.Габриелян). Возможность создания интегрированного урока: оба урока проводятся в конце четвёртой четверти учебного года.
Урок разработан в рамках ТРЭК – технологии развития экологической культуры; включает все основные этапы технологической процедуры реализации ТРЭК:
1 этап – осмысление ценности потребления;
2 этап – ценность сбережения здоровья;
3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.
Урок соответствует требованиям ФГОС:
1)в ФГОС основного общего образования в разделе III: Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования в пункте 18.2.3 отмечается, что программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на формирование экологической культуры;
2)в уроке отражена направленность на достижение новых образовательных результатов (формирование УУД).
При подготовке к уроку обучающиеся анализируют материалы из Интернета и дополнительной литературы по применению лекарств в жизни человека; делают анализ домашних аптечек.
Интегрированный урок показывает взаимосвязь химического состава биологически активных веществ и их влияние на организм человека на генетическом и функциональном уровне в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма).
Изучение материала на уроке реализуется через групповую работу с использованием кейс-ситуаций (есть в приложениях) и «мозгового штурма».
Актуальность урока: урок направлен на сохранение и укрепление здоровья человека через воспитание культуры правильного использования лекарств, БАДов, витаминов.
Цель урока: - перевод экологической культуры обучающихся по применению и использованию лекарственных средств в повседневной жизни на более высокий уровень.
Задачи урока, связанные с РЭК:
1) формирование ценности потребления:
а) выявить знания обучающихся о влиянии лекарств на организм человека и о значении применения лекарств;
б) оценить применение лекарств с позиций потребностей человека;
в) определить деятельность человека при применении лекарств без нанесения вреда себе;
2) формирование ценности сбережения здоровья:
а) разработать пути сохранения здоровья человека через знания отрицательного воздействия лекарственных средств на организм человека;
б) выявить своё отношение к употребляемым веществам;
в) вести осознанный отбор употребляемых лекарств в домашней аптечке;
3) формирование ценности сохранения и укрепления здоровья:
а) выработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья с молодого возраста;
б) составить памятки по использованию лекарств, БАДов и других веществ с целью их пропаганды в ближайшем социуме.
Эпиграф к уроку: «Береги платье с нова, а здоровье – с молоду»
(Народная мудрость).
Основное содержание.
1. Лекарства, история их возникновения.
2. Применение лекарств в жизни человека, их химический состав и биологическая роль в поддержании иммунитета организма.
3. Положительное и отрицательное воздействие лекарственных средств на здоровье человека.
4. Пути сохранения и укрепления здоровья человека.
Основные понятия темы:
- лекарства, БАДы, витамины;
- иммунитет, онтогенез.
Технологическая процедура реализации ТРЭК.
1 этап – осмысление ценности потребления.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1.Проверка дифференцированного домашнего задания: обучающиеся делают устные презентации своих мини-сообщений о лекарствах, их формулах, влиянии на организм, побочных эффектах; акцентируют внимание на положительном и отрицательном воздействии лекарственных средств на организм человека. 2.Делают выводы о значении лекарств в жизни человека ( «+» и «-»). 3.Формулируют цели урока. 4.Называют факторы, разрушающие здоровье человека. | 1.Нацеливает обучающихся на то, чтобы они показали знания о пользе лекарств, их разнообразии и отрицательном действии, если оно имеется. 2.Организует обобщение знаний о использовании лекарств. 3.Корректирует цели урока. 4.Приводит афоризмы о здоровье и подводит обучающихся к обсуждению проблемы продолжительности жизни. | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно; контроль, коррекция и оценка уровня усвоения материала; Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; подведение под понятие; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Вывод: здоровье человека – самая главная ценность, которую нужно беречь и сохранять.
2 этап – ценность сбережения здоровья.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1.Читают кейс-ситуации №1 и №2 (смотреть приложение) и обсуждают их в группах. Выступает один человек от группы – 30 сек. 2.Вспоминают аналогичные случаи из реальной жизни и высказывают своё отношение к употребляемым лекарственным веществам. 3.Выражают своё отношение к людям, которые употребляют много лекарств, делятся переживаниями, опираясь на собственный жизненный опыт. | 1.Предлагает кейс-ситуации для обсуждения.
2.Организует деятельность по размышлению и осмыслению нового типа взаимодействия человека и лекарств. 3.Делает обобщение по результатам усвоения ценности сохранения. Проводит рефлексию – каковы же пути сохранения здоровья? (переход на 3 этап) | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того,что ещё не известно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка уровня усвоения материала и результатов работы; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структуирование знаний; смысловое чтение с извлечением необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; моделирование с выделением существенных характеристик объекта; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей; выбор критериев для сравнения; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Вывод: приём лекарственных средств в большом количестве и без соблюдения рекомендаций врачей опасен для здоровья.
3 этап – ценность сохранения и укрепления здоровья.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1. «Мозговой штурм» - предлагают любые способы сохранения здоровья, даже самые абсурдные. 2.Группа из 3-х человек отбирает лучшие способы из всех названных, а обучающиеся на заранее подготовленных листах составляют из них памятку. | 1.Ставит проблему перед обучающимися: а можно ли обойтись без лекарств? 2.Советует отобрать самые простые и приемлемые к использованию способы сохранения и укрепления здоровья для составления памятки. | Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Познавательные УУД: структуирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, оценка действий партнёров; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Вывод: для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать следующие факторы:
1)оптимальный двигательный режим;
2)тренировка иммунитета и закаливание;
3)рациональное питание;
4)рациональный режим жизни;
5)отсутствие вредных привычек.
В течение всего урока формируются личностные УУД:
- личностное и жизненное самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Оценка знаний обучающихся:
1) за презентацию домашних мини-сообщений о лекарствах;
2) за работу в группах по кейс-ситуациям;
3) за составление памяток (с оформлением).
Литература:
1.Андреева Н.Д. Биология.10-11классы: учеб.для общеобразоват.учреждений (базовый уровень)/Н.Д.Андреева.- М.: Мнемозина, 2011.
2.Габриелян О.С. Химия.10класс (базовый уровень).- М.: Дрофа,2011.
3.Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда,2004.
4.Ногтева Е.Ю. и др.Технологии экологического образования для устойчивого развития: опыт реализации. Учебно-методическое пособие.-Череповец,2011.
5.Щукин И. Экология для студентов вузов. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.
Приложения.
Кейс-ситуация №1.
Татьяна Васильевна работает бухгалтером, работа «головой», надо много считать, требует умственного напряжения. С некоторых пор она страдает головными болями. Справляется с ними сама – покупая «новомодные» препараты – использует их по назначению каждый день. Ведёт журнал, где записывает, что пила, как помогло, прошла ли боль в определённом месте. Вдруг стала замечать – таблетки плохо помогают: где принимала 1, надо уже 2 таблетки… Правильно ли ведёт себя Татьяна Васильевна?
Кейс-ситуация №2.
Ольга Михайловна во время первых 3 месяцев беременности (период наиболее активного формирования органов у зародыша) принимала имунно-депрессивные средства для лечения аллергии. Имуннодепрессоры угнетают жизнеспособность клеток, отвечающих за иммунитет в организме. Приведите примеры возможных последствий воздействия лекарств на развивающийся зародыш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"
Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» ..
Авторы: Преподаватель химии Перепияко Г.В., преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Филиппова Т.Ф.Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на орган...
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»
Интегрированный урок химия +ОБЖ на тему: «Спирты их свойства и влияние на организм человека» . Данная разработка предназначена для проведения интегрированного урока по дисциплин...
Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: "Вредные привычки и их влияние на организм человека"
Влияние вредных привычек на организм человека...
урок-игра "Вредные привычки, их влияние на организм человека. Табакокурение."
Тема урока: Вредные привычки, их влияние на организм человека. Табакокурение. Тип урока: обобщающий урок. Структура урока: урок – игра, интегрированный. Задача урока: Доказать паг...
Разработка урока: Сигарета и алкоголь, их влияние на организм человека
Разработка урока: Сигарета и алкоголь, их влияние на организм человека...
Открытый урок "Экология жилища и её влияние на организм человека"
Загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира — не только укрытие о...