Урок по теме "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plavanie_tel.odt | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике в 7 классе
Тема урока: Плавание тел.
Цель урока: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел; формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.
Развивающие: Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении экспериментальных заданий; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, делать выводы, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, , аккуратность.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные: называть условия плавания тел, экспериментально выявлять условия плавания тел, объяснять поведение тел в жидкости и делать вывод при каких условиях тело плавает, тонет, всплывает.
Метапредметные: овладеть умениями вести наблюдения; прогнозировать ситуацию; навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента и оценки результатов измерений; обобщать полученную информацию и делать выводы; самоконтроля научиться работать в группе.
Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Оборудование: компьютер, экран, проектор. Оборудование для проведения опытов.
Ход урока
- Оргмомент.
Приветствие. Ребята сегодня нам предстоит большая и серьезная работа. Поэтому давайте взбодримся и разомнемся.
Разминка: (слайд3-4)
Вашему вниманию тест «Я утверждаю…», а вы, как всегда, соглашаетесь со мной или нет. И так, ВНИМАНИЕ!
- Я утверждаю что, давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям без изменения. ( Да)
- Я утверждаю что, давление жидкости, на которую действует сила тяжести, зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. (Да)
- Я утверждаю что, уровень в чайнике ниже уровня воды в его носике. (Нет)
- Я утверждаю что, на тело, погруженное в жидкость, действует только одна сила, это сила тяжести. (Нет)
- Я утверждаю что, силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой. (Да)
Молодцы!
Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека.
Мы на предыдущем говорили о том, кто умеет нырять? А плавать вы умеете?
- Актуализация знаний. Целеполагание. Мотивация.
Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
Дети отвечают: Айсберг. (Учитель показывает слайд 5 и обращает внимание на подводную часть айсберга).
Постановка проблемы: (слайд6)
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся путаются в ответах.)
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
И вы хотите знать, что же произойдет с айсбергом: будет плавать или тонуть?
Давайте сегодня на уроке вместе решим эту проблему.
Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? Дети отвечают: Архимед. (Показать слайд 7 с фотографией скульптуры учёного).
- А какая сила называется архимедовой сила?
- А от чего зависит архимедова сила? Не зависит?
- Какова формула для расчета силы Архимеда?
Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность.
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (слайд 8)
Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
А как нам сформулировать тему урока?
«Условия плавания тел».
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?
Ответы:- При каких условиях тело тонет в жидкости?
- При каких условиях всплывает?
- При каких условиях тело плавает в жидкости?
III. Изучение нового материала и способов деятельности
- Демонстрационный эксперимент:
1. Опускаем в воду стальной и пластмассовый шарик? Что вы наблюдаете?
Вопрос: А какие силы действуют на шарики, в жидкости?
- Куда направлена сила тяжести?
- Куда направлена архимедова сила?
Как вы думаете почему стальной шарик тонет, а пластмассовый всплывает?
(ответы учащихся)
Какие выводы: (слайд 9)
1. Если Fтяж. > FA, то тела тонут.
2. Если Fтяж. < FA, то тела всплывают.
А что вы можете сказать, о силах действующих на плавающий шарик на поверхности воды?
3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают.
Значит, условием плавания тел является, равенство силы Архимеда и силы тяжести. (слайд 10)
Изобразить эти ситуации. (слайд 11)
2. А может одно и то же тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?
- Демонстрационный эксперимент: Яйцо в пресной воде, соленой воде и в очень соленой воде?
Кто может ответить: Почему так происходит?
Дети делают выводы? Что поведение тела зависит от соотношения плотностей тела и жидкости?(слайд 12)
А можно, ваши предположения считать истиной? …. Для того, чтобы выдвинутые вами гипотезы стали знаниями, их нужно проверить на опыте?
- Выполнение экспериментальных заданий по группам.
Перед вами лежат карточки с практическими заданиями и необходимое оборудование для их выполнения. Сейчас каждая из групп выполнит предложенную работу и сделает свои выводы по эксперименту.
1 группа: Используя, оборудование (мензурка с водой, динамометр, набор тел (пробирок) равного объема) находящееся у вас на партах сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод, результаты занесите в таблицу.
№ опыта | FА, Н | Fтяж., Н | Поведение тела | ||
1 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
Вывод: | |||||
Итого, набранных баллов за задание № 2 | Верно: 2 балла | ||||
неточности: 1 балл |
2 группа : Пронаблюдайте, какие из предложенных тел, тонут и какие, плавают в воде найдите в таблице учебника (стр 63) плотности соответствующих веществ и сравните с плотностью воды, результаты занесите в таблицу, сделайте вывод.
Оборудование для выполнения этого задания: сосуд с водой и набор тел ( стальной брусок, алюминиевый брусок, оргстекло, деревянный брусок, кусок парафина, пробка)
№ опыта | Вещество | Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или нет | ||
1 | Сталь | |||||
2 | Алюминий | |||||
3 | Оргстекло | |||||
4 | Парафин | |||||
5 | Пропка | |||||
6 | Дерево (сосна) | |||||
Вывод: | ||||||
Итого, набранных баллов за задание № 2 | Верно: 2 балла | |||||
неточности: 1 балл |
3. группа.
Задание №2. Сравнить глубину погружения в воду деревянного катка и куска парафина, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков разной плотности в жидкости. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.
Оборудование для выполнения этого задания: Сосуд с водой, кусок парафина, Деревянный каток
№ опыта | Тело | Плотность жидкости | Плотность вещества | Как глубоко погрузилось (рис) | |
1 | Парафин | ||||
2 | Дерево. | ||||
Вывод | |||||
Итого, набранных баллов за задание № 2 | Верно: 2 балла | ||||
неточности: 1 балл |
Проверка результатов экспериментов. Формулировка и запись выводов.
- (Слайды 14-15)
Условия плавания тел в жидкости | |
1. Если ρв>ρж, то тела тонут. 2. Если ρв<ρж, то тела всплывают. 3. Если ρв= ρж, то тела плавают внутри жидкости. | 1. Если Fтяж. > FA, то тела тонут. 2. Если Fтяж. < FA, то тела всплывают. 3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают внутри жидкости (на поверхности). |
2.Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая её часть погружается в жидкость. (Слайд 16)
4. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (ответы детей, гипотезы)
Давайте проверим
Опыт 3. У вас на столе 2 маленьких стакана: в одном масло в другом вода. Налейте немного масла в стакан с водой. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка?
Снова вернёмся к таблице плотности веществ.
4. Значит, несмешивающиеся жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел. (Слайд 16)
Вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
А какими способами можно потушить горящий бензин
Дети: Песком; при помощи огнетушителя.
5. Демонстрационный эксперимент (рис 153). Рассмотрим случай, когда тело плавает в жидкости подробно. (отливной сосуд, мензурка, деревянный каток)
Вывод: Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела = силе Архимеда. (Слайд 16-17)
IV. Закрепление пройденного материала (слайд18)
Выполнение задания №3: Р.Т. Стр.70. №52.1. Проверка задания. Правильно -4 балла.
С ошибками – 2 балла.
V. Применение изученного материала.
Решение качественных задач по группам. Выберите по своему усмотрению вопрос 1или 2.
1 группа: (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды19-21)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Какие вещества будут всплывать в керосине? | (пробка, сосна, дуб) | 1 балл | |
2*. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка заполненная водой? Почему? | Нет. Так как средняя плотность бутылки с водой больше плотности воды. | 2 балла | |
3. Как рыбы могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154 (кратко) | Рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, значит за счет силы Архимеда. | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 |
2 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды22-24)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Какие металлы тонут в ртути? | осмий, иридий, платина, золото | 1 балл | |
2*. Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка заполненная ртутью? | Да. Так как средняя плотность бутылки с ртутью меньше плотности ртути. | 2 балла | |
3. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? § 52. Стр. 154 (кратко) | Средняя плотность водных животных мало отличается от плотности воды. Поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 |
3 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды25-26)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? | 1 балл | ||
2. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть. Укажите порядок расположения жидкостей. § 52. Стр. 154 | Нефть Масло Вода | 2 балла | |
3. Как киты могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154 | Киты за счет изменения объема легких, значит за счет силы Архимеда. | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 |
Дополнительный материал:
1. Средняя плотность тела человека около 1 г/см3, т.е. как у воды. Следовательно, люди должны в воде плавать. Почему же некоторые люди тонут в воде?
(Чтобы не утонуть, человек должен погрузиться в воду почти целиком. Для людей, не умеющих плавать, наиболее правильной будет вертикальная позиция идущего человека, причем голову следует откинуть и погрузить в воду так, чтобы над ней оставались только рот и нос. Но такое равновесие очень хрупкое и достаточно вскинуть руку или поднять голову, чтобы оно нарушилось. Тогда рот и ноздри окажутся под водой, которая при попытке вздохнуть проникает в легкие и желудок. Тело становится тяжелее, и человек идет ко дну.)
2. А кто из вас купался в соленом озере? (слады 27-28)
Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной
(слайд 29) На Земле есть и такое море, в котором вообще невозможно утонуть. Это соленое озеро, называемое Мертвым морем. Оно настолько соленое, что в нем отсутствует всякая жизнь (за исключением некоторых видов бактерий). Если вода большинства морей и океанов содержит 2—3% соли, то в Мертвом море ее содержится более 27%! Из-за большого содержания соли плотность воды здесь оказывается больше плотности человеческого тела, и потому человек в Мертвом море может спокойно лежать на его поверхности и читать книгу. Если же в эту воду войдет лошадь, то, как пишет Марк Твен, она оказывается в столь неустойчивом состоянии, что «не может ни плавать, ни стоять в Мертвом море,— она тотчас же ложится на бок».
Помимо Мертвого моря, огромной соленостью обладают также воды залива Кара-Богаз-Гол и озера Эльтон в Волгоградской области.
Вернемся к нашей проблеме поставленной в начале урока?
Что же произойдет с айсбергом, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин? (Айсберг бы утонул)
Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Как вы считаете, добились ли мы с вами цели урока. Узнали ли вы, при каких условиях тела плавают и тонут? Попробуйте ещё раз их сформулировать.
VI . Контроль и самоконтроль (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ) (слайд 30)
Мне очень понравилось с вами работать. А теперь давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками.
Оцените успешность своей деятельности на уроке, используя маршрутный лист и следующую шкалу:
Баллы | Оценка |
11 - 10 | Отлично! Вы усвоили материал. |
9 - 8 | Хорошо! Но есть над чем поработать. |
7 - 6 | Удовлетворительно! Вам необходимо еще поработать над данной темой. |
VII . Домашнее задание (слайд31)
1. Вам известно, что шарик из пластилина тонет. Как добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. На этот вопрос мы ответим на следующем уроке . Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.
Д/з. . § 52.Упр 27(2); Р.Т.51.6. 52.2.
VIII. Рефлексия. (слайд32)
(По очереди)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
А сейчас мне бы хотелось, чтобы уходя с урока, каждый бы прикрепил кружок, на ту глубину, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...