Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделки" 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс)
Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических, конструкторских и исследовательских навыков. Внеурочная работа по данному курсу ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 8 класса.
Цель программы: формирование экспериментальных и конструкторских умений по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения экспериментальных задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения физического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl-samodelki.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Наименование творческого объединения Самоделки
Класс 8
Уровень основное общее образование внеурочной деятельности ФГОС
Составитель учитель физики Стенина И.В.
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических, конструкторских и исследовательских навыков. Внеурочная работа по данному курсу ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 8 класса.
Цель программы: формирование экспериментальных и конструкторских умений по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения экспериментальных задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения физического образования.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, умений самостоятельно применять и пополнять свои знания через решение практических задач;
- развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем;
- формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- формировать у учащихся знания о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формировать у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- дать учащимся представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики, способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать овладению общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- способствовать пониманию отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
В основу обучения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Материально-техническое обеспечение:
- Лабораторное оборудование
- Технологические карты, схемы
- Демонстрационный видео и фотоматериал, презентации
- Компьютер, электронная доска
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. ТБ. | 1 | 1 | 0 |
2 | Свойства воздуха. Автоматическая поилка для животных. | 2 | 1 | 1 |
3 | Как перелить воду при помощи воздуха. Простейший насос. | 2 | 1 | 1 |
4 | Россия – колыбель авиации. Воздушный змей. | 2 | 1 | 1 |
5 | Модели парашютов. | 2 | 1 | 1 |
6 | Флюгер. | 1 | 0 | 1 |
7 | Ветряной двигатель. | 1 | 0 | 1 |
8 | Как давит водяной столб. Фонтан на столе. | 2 | 1 | 1 |
9 | Свойства воды. Подводная лодка из картофеля. | 2 | 1 | 1 |
10 | Водяные колеса. Плавающая модель лодочки с водяным колесом. | 2 | 1 | 1 |
11 | Карусель на лампе. | 1 | 0 | 1 |
12 | Воздушное колесо. | 1 | 0 | 1 |
13 | Модель водяной турбины. | 1 | 0 | 1 |
14 | Модель паровой турбины. | 1 | 0 | 1 |
15 | Модель реактивной струи. | 1 | 0 | 1 |
16 | Инерция. Опыт с вращающимся ведерком с водой. «Мертвая петля». | 2 | 1 | 1 |
17 | Волчок в технике. | 1 | 0 | 1 |
18 | Равновесие тел. | 1 | 0 | 1 |
19 | Молнии в волосах и в природе. Электрическое свечение. | 2 | 1 | 1 |
20 | Электрическая пляска. Электрический «спрут». | 1 | 0 | 1 |
21 | Простейший источник тока | 1 | 0 | 1 |
22 | Простейшая лейденская банка. | 1 | 0 | 1 |
23 | Компас из иголки и стакана воды. | 1 | 0 | 1 |
24 | Магнитный ключ. | 1 | 0 | 1 |
25 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 0 |
Итого | 34 | 11 | 23 |
Литература
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010.
- Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
- Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
- Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 16. Физика. Части 1 и 2, Издательство: Аванта+, 2000. - 448 с.
- Энциклопедия для детей Аванта Том Техника, Издательство: Аванта+, 1999. - 688 с.
- Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
- Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999.
- Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
- Физика-юным. Сост. М.Н.Алексеева. М., «Просвещение.1980.
- В.Смирнов Опыты и самоделки по физике.
Интернет ресурсы.
1. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.
2. http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
3. http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.
4. http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.
5. http://www.proshkolu.ru -библиотека – всё по предмету «Физика».
6. Уроки физики Кирилла и Мефодия – 7-11 класс. CD-ROM for Windows
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...