Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КП и планируемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КП и планируемых результатов. | 349.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577,
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования ОУ, утвержденная приказом № 56/15 от 04.09.2015.
- Программы основного общего образования. Физика.7-9 классы. Авторы А.В. Перышкин, И.В. Филонович, Е.М. Гутник.
Место учебного предмета
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.
Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю(35 учебных недель).
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса
физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание учебного предмета
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
- Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. состоят из отдельных частиц. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
- Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Фронтальные лабораторные работы
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Определение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
- Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
- Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Фронтальные лабораторные работы
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
Резервное время (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов | Дата проведения уроков | |
план | факт | |||
Введение | 4 | -------- | ------- | |
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | 04.09 | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | 07.03 | |
3 | Физика и техника | 1 | 11.09 | |
4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | 14.09 | |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | -------- | --------- | |
5 | Строение вещества. Молекулы Броуновское движение | 1 | 18.09 | |
6 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | 1 | 21.09 | |
7 | Движение молекул | 1 | 25.09 | |
8 | Взаимодействие молекул | 1 | 28.09 | |
9 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | 1 | 02.10 | |
10 | Зачет | 1 | 05.10 | |
Взаимодействие тел | 23 | |||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | 09.10 | |
12 | Скорость. Единицы скорости | 1 | 12.10 | |
13 | Расчет пути и времени движения | 1 | 16.10 | |
14 | Инерция | 1 | 19.10 | |
15 | Взаимодействие тел | 1 | 23.10 | |
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | 1 | 26.10 | |
17 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | 09.11 | |
18 | Плотность вещества | 1 | 13.11 | |
19 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | 1 | 16.11 | |
20 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | 20.11 | |
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | 23.11 | |
22 | Контрольная работа № 1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | 1 | 27.11 | |
23 | Сила | 1 | 30.11 | |
24 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | 04.12 | |
25 | Сила упругости. Закон Гука | 1 | 07.12 | |
26 | Вес тела. Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 | 11.12 | |
27 | Сила тяжести на других планетах | 1 | 14.12 | |
28 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | 18.12 | |
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | 1 | 21.12 | |
30 | Сила трения. Трение покоя | 1 | 25.12 | |
31 | Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | 1 | 28.12 | |
32 | Решение задач по теме «Силы» | 1 | 11.01 | |
33 | Контрольная работа № 2 по теме «Силы» | 1 | 15.01 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | |||
34 | Давление. Единицы давления | 1 | 18.01 | |
35 | Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | 22.01 | |
36 | Давление газа | 1 | 25.01 | |
37 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | 1 | 29.01 | |
38 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда | 1 | 01.02 | |
39 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе», «Закон Паскаля» | 1 | 05.02 | |
40 | Сообщающиеся сосуды | 1 | 08.02 | |
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | 12.02 | |
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 1 | 15.02 | |
43 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | 19.02 | |
44 | Манометры | 1 | 22.02 | |
45 | Поршневой жидкостный насос | 1 | 26.02 | |
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | 01.03 | |
47 | Закон Архимеда | 1 | 05.03 | |
48 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | 12.03 | |
49 | Плавание тел | 1 | 15.03 | |
50 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | 1 | 19.03 | |
51 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | 22.03 | |
52 | Плавание судов. Воздухоплавание | 1 | 02.04 | |
53 | Решение задач по темам «Плавание судов. Воздухоплавание» | 1 | 05.04 | |
54 | Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | 09.04 | |
Работа и мощность. Энергия | 13 | |||
55 | Механическая работа. Единицы работы | 1 | 12.04 | |
56 | Мощность. Единицы мощности | 1 | 16.04 | |
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | 1 | 19.04 | |
58 | Момент силы | 1 | 23.04 | |
59 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | 26.04 | |
60 | Блоки. «Золотое правило» механики | 1 | 30.04 | |
61 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | 1 | 03.05 | |
62 | Центр тяжести тела | 1 | 07.05 | |
63 | Условия равновесия тел | 1 | 10.05 | |
64 | Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | 14.05 | |
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | 1 | 17.05 | |
66 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | 21.05 | |
67 | Решение задач по теме «Работа. Мощность, энергия» | 1 | 24.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05 | |
69 | Повторение пройденного материала | 1 | 31.05 | |
70 | Обобщение материала | 1 |
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами обучения физике являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать свою точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке, ставить учебную задачу, учиться составлять план и определять последовательность действий, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: из одной формы в другую, сравнивать и классифицировать, составлять физические рассказы и задачи, находить и формулировать решение задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем), делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других, читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами обучения физике в 7 классе являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя; способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; равновесие тел, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления, превращение одного вида механической энергии другой; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии; принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости; принципов действия барометра-анероида, динамометра, весов, манометра, насоса, гидравлического пресса, механизмов встречающиеся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; роли ученых нашей страны в развитие современной физики и их влияние на технический и социальный прогресс:
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру, скорость, массу, силу, вес тела, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда, механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию, равнодействующую двух сил; пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы, находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- владение экспериментальными методами исследования: при определении цены деления прибора и погрешности измерения; при определении размеров малых тел; зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.
Лист корректировки
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятие | Новая тема | Дата проведения | Реквизиты приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...