Межпредметные связи на уроках физики
методическая разработка по физике на тему
Межпредметные связи на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметные связи на уроках физики | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении физике, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Межпредметные связи в школьном обучении – это дидактический эквивалент междунаучных связей.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала. Учащиеся с удовольствием иллюстрируют примеры физических закономерностей, используя знания из биологии, географии, истории, математики и т.д. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала.
Математический аппарат необходим физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов физического исследования.
Одна из наиболее важных характерных черт современной физики состоит в том, что выводы, сделанные из исходных идей, имеют не только качественный характер, но и количественный характер; чтобы сделать количественные выводы, мы должны использовать математический язык. И если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнивать с результатами эксперимента, нам необходима математика как орудие исследования. Английский физик П.Дирак писал: «Физический закон должен быть математически красивым».
Математика многое дает физике. Так, язык дифференциального и интегрального исчислений открывает большие возможности для более строгого определения ряда физических величин, записи физических законов, формул, выражающих суть отдельных физических понятий (ЭДС индукции; силы тока, возникающего в рамке, вращающейся в магнитном поле, и др.).
Перед изучением графической интерпретации механического движения, изопроцессов ученики вспоминают уравнения и графики из курса алгебры.
Для решения физических задач с использованием тригонометрических функций sinα, cosα, tgα, ctgα, записываем на доске формулы их нахождения .
При решении задач по геометрической оптике очень полезно вспоминать геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов.
Взаимосвязь с биологией .Тема «Очки. Дефекты зрения. Гигиена органа зрения».
Физика: преломление света ,изображение предмета на сетчатке уменьшенное, действительное, перевернутое.
Биология: глаз не только оптический прибор, но и живой орган, связанный с головным мозгом. Свет падая на сетчатку раздражает окончание зрительного нерва, процесс корректируется мозгом, поэтому предметы воспринимаем прямыми, объемными, цветными.
Химия: при попадании кислот, щелочей промыть глаз в течении 20 минут водой и обратиться к врачу.
Правила гигиены зрения.
Остановлюсь на уроке по теме «Электромагнитные волны»
1.История. Максвелл, Герц, Попов.
2.Биология. Фотосинтез, насекомые-светлячки(видимый свет), змеи улавливают инфракрасные лучи.
3.Химия.Источник ИК -излучения- колебание и вращение молекул
4.Астрономия. Космическая связь.
Математические функции в курсе физики.
.
Мы рассмотрели различные способы реализации межпредметных связей. Хотелось подчеркнуть, что эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
межпредметные связи на уроках физики.
При изучении темы "Оптика в 8 классе затрагивается вопрос строения органа зрения - глаза. Такой же матариал есть и в курсе биологии. В своей презентации предлагаю рассмотреть вопросы, и с точки зрения...
Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"
Реализация межпредметных связей на уроках физики...
Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.
Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....
Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.
Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...
Межпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)
Связь физики с другими предметами формирует основы естественнонаучной картины мира, показывает место человека в ней, знакомит с применением физических законов в практической деятельности человека. ...
Реализация межпредметных связей на уроках физики
В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...