Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
презентация к уроку по физике (7 класс)

Фролова Т.Н.

Купаясь в бассейне, вы с легкостью удержите на руках человека со значительным весом, однако если выйдите на берег, то не сможете оторвать его от земли.

Как объяснить подобное явление?

Проведем эксперимент.

Возьмем шар из пенопласта и опустим его на дно.

Шар начинает двигаться и оказывается на поверхности.

Вспомним, что является причиной изменения скорости?

Правильно, сила. Значит на тело, погруженное в воду, действует некоторая сила, выталкивающая его из воды.

А что произойдет, если поместить в этот же сосуд такой же металлический шар?

Он утонет.

Неужели выталкивающая сила на него не подействовала?

Проведем еще один опыт, чтобы ответить на этот вопрос.

Поместим подвешенный на пружине металлический цилиндр в воду. Растяжение пружины стало меньше. Это означает, что со стороны жидкости на груз так же действует выталкивающая сила.

Рассмотрим, какие силы действуют на  погруженое тело в форме прямоугольного параллелепипеда. Нам уже известно, что жидкость, равно как и газ, будет передавать давление во всех направлениях. Значит и на тело, помещенное в жидкость,  она будет действовать на каждую грань. Изобразим эти силы на рисунке.

Силы (F3 и F4), которые оказывают действие на боковые грани равны между собой по величине и  уравновешивают друг друга.

Данные силы лишь немного сожмут тело.  Однако силы, действующие  на верхнюю грань (F1) и на нижнюю грань (F2) будут отличаться. Объясним это.

С увеличением глубины давление жидкости на тело возрастет. Так как высота, на которой находится нижняя грань, меньше высоты верхней грани, относительно поверхности воды (h2 > h1), то и модуль силы давления на верхнюю грань будет меньше, чем на нижнюю (F2 > F1). Площади верхней и нижней грани одинаковы.

Равнодействующую сил F2 и F1, направленых противоположно, вычислим как разность модулей.

 

Она направлена вверх, в сторону большей силы.

 

 

И является той самой выталкивающей силой, действие которой мы наблюдали в опытах.

Иначе эту силу называют силой Архимеда. Обозначается она «эф» с индексом а.

Именно Архимед определил характеристики, от которых зависит эта сила.

Действие силы Архимеда, распространяется также на газы.

Действие этой силы можно наблюдать, когда поднимаются вверх воздушные шары.

Однако очевидно, что величина выталкивающей силы воздуха, значительно меньше выталкивающей силы воды.

Проведем опыт. В сосуд с жидкостью поместим два шара, один из которых металлический, а второй сделан из пенопласта. Металлический шар утонул, а шар из пенопласта всплыл. Попробуем дать объяснение проведенному опыту.

На каждый шар, помещенный в воду, действует пара сил – сила тяжести, направленная вниз, к центру Земли, и сила Архимеда, направленная в противоположную сторону.

Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело всплывает.

Если сила тяжести больше силы Архимеда — тело тонет.

А если силы равны — тело будет плавать в воде.

Сила Архимеда направлена вверх, поэтому вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.

Разница между этими значениями численно равна силе Архимеда. Немного позже мы узнаем еще один способ вычислить силу Архимеда.

Решим  задачу, предложенную Григорием Остером, который, оказывается, писал не только «Вредные советы».

Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?

На чужой сковородке солидные караси гораздо весомей. Если их не выпотрошили.

Так как на все тела в воде действует сила Архимеда, которая направлена вверх, поэтому вес тела в воде  будет меньше веса тела в воздухе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvie_zhidkosti_i_gaza_na_pogruzhennoe_v_nih.pptx521.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Физика, 7 класс Плуталов С.Н. учитель физики МОУ Мальчевской СОШ

Слайд 2

Повторение Как распределяется давление внутри жидкости под действием силы тяжести? Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной? Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне?

Слайд 3

Как действует жидкость или газ на погруженное в них тело? Ответ на вопрос поможет понять, как и почему плавают или тонут тела, как обеспечивается плавучесть кораблей и полет аэростатов .

Слайд 4

Впервые данную задачу поставил и решил великий древнегреческий ученый Архимед. http://allbiograf.ru/nauka/matematiki/41-archimedes

Слайд 5

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил ) Вес тела в воздухе и вес того же тела в воде отличаются друг от друга. Следовательно, в воде возникает сила, уменьшающая вес тела. Эту силу называют выталкивающей.

Слайд 6

Причина возникновения выталкивающей силы На погруженное в жидкость тело действуют силы давления воды. В каждой точке тела они направлены перпендикулярно к его поверхности. С увеличением глубины возрастает гидростатическое давление. Поэтому на нижние участки поверхности тела будет действовать большая сила, чем на верхние. Равнодействующая всех этих сил называется выталкивающей ( или архимедовой) силой.

Слайд 7

Выталкивающая сила всегда направлена вертикально вверх.

Слайд 8

1.Чему равна сила давления жидкости, действующая на верхнюю грань? Куда направлена эта сила? 2. Чему равна сила давления жидкости, действующая на нижнюю грань? Куда направлена эта сила? Выталкивающая сила равна весу воды в объеме тела, погруженного в жидкость.

Слайд 9

F выт = Р жидк

Слайд 10

Подумай и ответь! Н а рычаге уравновешены разные по объему бруски. Нарушится ли равновесие рычага, если бруски опустить частично в керосин? ^ 1) Перетянет больший по объему брусок; 2) перетянет меньший по объему брусок; 3) равновесие не нарушится; 4) все зависит от уровня погружения.

Слайд 11

Собака-водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, но на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что на суше на человека действует меньшая сила тяжести, чем в воде? Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию вы­талкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею? Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной си­лой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

Слайд 12

Домашнее задание : П.48 вопросы на стр.117 №574,№529

Слайд 13

http://www.schoolexpert.ru/public?id=285 http://allbiograf.ru/nauka/matematiki/41-archimedes Учебник «Физика - 7» А.В.Перышкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

«ДЕЙСТВИЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗА НА ПОГРУЖЕННОЕ В НИХ ТЕЛО»

Цели урока:     Убедиться в существовании выталкивающей силы, осознать причины ее возникновения и вывести формулу для ее вычисления.     Содействовать формирова...

Презентация "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Презентция составлена по материалу учебника А.В.Перышкина "Физика 7" и может быть использована при объяснении нового материала при введении понятия выталкивающей силы....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Физика – 7 класс.Тема урока:  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Тип урока:  урок- исследование.Цели урока:Образовательные: получить учащихся, усвоивших существование в...