Технологическая карта урока физики
план-конспект урока по физике (9 класс)
Технологическая карта урока физики по теме "Состав атомного ядра" 9 класс по УМК Пурышева Н.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sostav_atomnogo_yadra.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УМК:
- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.
- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Тематическое и поурочное планирование для 9 класса. – М.: Дрофа, 2017.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7–9 классов. – М.: Просвещение, 2015.
- Марон Е.А. Физика: дидактические материалы для 9 класса. – М.: Дрофа, 2015.
- Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса. – М.: Дрофа, 2015.
Тема: «Состав атомного ядра».
Цель урока: познакомить учащихся с протонно-нейтронной моделью ядра, научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру.
Задачи урока:
обучающие:
- дать понятие о составе атома и составе атомного ядра, электронной оболочке атома;
- научить определять состав атома;
- рассмотреть состав, строение химических элементов.
развивающие:
- раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число, состав, строение;
- развивать ОУУН (составление акцентированного конспекта, умение выделять главное, систематизация материала, умение характеризовать состав, строение атома);
- реализовать элементы программ развития мышления, внимания, мотивации;
воспитательные:
- формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение, настройтесь на урок. Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и нового, увидите, как тесно связана физика с химией и историей. | Приветствуют учителя. С интересом слушают. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний | Для чего мы изучаем строение атома? Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет. Каждому важно знать, что мир познаваем, что по мере углубления знаний картина мира усложняется. Мир сложен Он полон событий сомнений И смелых догадок Как чудо природы Является гений И в хаосе этом находит порядок. Эти гении – ученые, которые совершили величайшие открытия в области строения атома. Некоторые из них вам уже знакомы. Сегодня мы продолжим знакомство с открытиями, сделанными в данной области и проникать все глубже в тайну атома. Вещество – молекула – атом – что дальше? Итак, как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока? | Слушают учителя, формулируют тему урока «Строение атомного ядра». | Понимают учебную задачу и высказывают цель, целеполагание – регулятивные УД. |
3. Повторение изученного материала | Повторение темы «Радиоактивность» при помощи кроссворда (СЛАЙД 1) с последующим фронтальным опросом. | Учащиеся отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ получают 1 балл. | |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Наша задача: научиться определять состав атома, состав ядра, знать характеристики частиц, входящих в состав ядра. (СЛАЙД 2) Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. Как это происходило? Учащиеся дают характеристику протона, используя учебник. (Фронтальная беседа) (СЛАЙД 3) Следующее великое открытие произошло в 1932 г. (СЛАЙД 4) Учащиеся дают характеристику нейтрона, используя учебник. (Фронтальная беседа) (СЛАЙД 5) Рассказ учителя. Открытие протона и нейтрона привело к созданию модели ядра. Советский физик Иваненко и немецкий ученый Гейзенберг выдвинули нейтронно – протонную теорию строения ядра. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре в результате сильного взаимодействия друг с другом. Протоны и нейтроны называются нуклонами. Ядро атома обозначается …… Зарядовое число ……. Массовое число…. . (СЛАЙД 6) Открытие строения атома и атомного ядра крупнейшие достижения физики. Подумать только: все что нас окружает, построено из элементарных частиц всего-навсего трех сортов – протонов, электронов, нейтронов. Таким образом, ядерная физика существенно упростила картину устройства мира и в течение некоторого времени казалось что в физике царит благополучие. Однако глубокое изучение свойств ядер, протонов, нейтронов, электронов привело к открытию более элементарных частиц. 1963 Гелл- Манн и Цвейг выдвинули гипотезу согласно которой протоны и нейтроны состоят из фундаментальных частиц кварков. Что дальше? Знакомство с изотопами водорода: протием, дейтерием, тритием. | Рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя. | Анализируют, умеют задавать вопросы, извлекают необходимую информацию. |
5. Физкультминутка | Посмотрите на тренажёр для улучшения зрения. Сделайте несколько упражнений. | Выполняют движения глазами под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления зрения. |
6. Закрепление новых знаний | Учитель разбивает класс на группы, выдаёт каждой группе таблицу Д. И. Менделеева и предлагает учащимся ответить на вопросы (СЛАЙД 7-9): №1. Сколько нуклонов содержат ядра фтора F, меди Cu, хрома Сr, вольфрамаW. №2. Определите нуклонный состав ядер: неона, ванадия, ртути, олова, урана. №3. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: а) 20р + 20n; б) 40р + 51n; в) 33р + 42n; г) 76р + 114n. №4 Найти: 1.Массовое число 2.Число протонов 3.Число нейтронов 4.Число электронов 5.Число нуклонов Для следующих элементов: цирконий, германий, фосфор. | Пользуясь таблицей Д. И. Менделеева, с интересом отвечают на поставленные задачи, обсуждают, анализируют. За каждый правильный ответ получают 1 балл. | Коммуникативные, познавательные УДД. Учатся применять полученные знания на практике, общаются в группах. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Каждый учащийся получает карточку с заданием по теме «Состав атомного ядра». | Учащиеся отвечают на вопросы и после окончания работы сверяются с правильным решением. Каждый правильный ответ оценивают 1 баллом и по общей сумме баллов выставляют себе отметку. | Регулятивные, познавательные УД. Осуществляют контроль своей деятельности, применяют полученные знания. |
8. Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся письменно отвечают на вопросы: «Что мне понравилось на уроке?», «Где были затруднения?» | Отвечают на поставленные вопросы в зависимости от своего настроения, впечатления от урока. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"
Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...
Технологическая карта урока физики в 11 классе
Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в соответствии базовой программой по физике для учителей, работающих по учебнику Г. Я. Мя...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества» ...
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС
План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...