Конспект урока "Закон всемирного тяготения"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Филиппова Александра Петровна

Конструирование уроков по ФГОС. Открытый урок по теме "Закон всемирного тяготения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Закон всемирного тяготения»

Предмет: Физика        

Класс: 9        

Учитель: Филиппова А.П.

        Цель урока: создать условия для открытия закона всемирного тяготения, познакомиться с историей его открытия и обозначить границы применения.

        Задачи урока:

  • Образовательные: подвести учащихся к выводу формулы закона всемирного тяготения, его четкой научной формулировке; помочь обозначить и осознать границы применения формулы; способствовать углублению знаний о законах механики, познакомить с историей важнейших научных открытий.
  • Развивающие: способствовать формированию умения планировать свои действия, выдвигать и проверять гипотезы, выделять главное в учебном материале; слушать и оценивать речь товарищей, грамотно формулировать понятия.
  • Воспитательные: формировать действия контроля в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Техническое обеспечение урока:  презентация «Закон всемирного тяготения», видеоролик «Движение планет и комет относительно Солнца», «Опыт Генри Кавендиша».

Ожидаемый результат: усвоение закона всемирного тяготения, осознание границ применения его формулы, уяснение физического смысла гравитационной постоянной.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Целеполагание.
  3. Изложение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Задание на дом.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализа-ция знаний

Покажите соответствие ваших знаний:

Знаю

Вопрос

Не знаю

Стрелками показывают знание и незнание вопросов.

1.        Что такое сила?

2.        Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

3.        Какую силу называют силой тяжести?

4.        Можете определить силу тяжести, действующую на тело массой 500 г? Изобразить силу тяжести на чертеже.

5.        Знаете ли вы закон всемирного тяготения?

6.        Можете определить силу притяжения  между Землей и Луной?

Отвечая на вопросы, ребята находят границу между знанием и незнанием. Они не могут определить силу притяжения между Землей и Луной. Почему?

Выдвигают предположения о теме сегодняшнего урока.

Целепола-гание

Предположения о цели и задачах урока.

Формулируют цели урока и ставят задачи.

Тема урока: Закон всемирного тяготения. Цель урока: Изучить закон всемирного тяготения.

Задачи урока по плану:

1.        Формулировка закона.

2.        Между какими величинами закон выражает связь?

3.        Математическое выражение закона.

  1. Границы применимости закона

Изложение нового материала

  1. Демонстрирует видеоролик «Движение планет и комет относительно Солнца».
  2. Какие силы обуславливают притяжение тел друг к другу? Какими свойствами и особенностями они обладают? Изобразите силу притяжения между Землей и Луной на чертеже.
  3. В переводе с греческого «космос» - это порядок. Порядок во Вселенной. Что же лежит в основе этого порядка? Посмотрите, какие взгляды на мир высказывали философы прошлого. События, предшествующие открытию закона всемирного тяготения.
  4. Подводит учеников к логическому выводу закона всемирного тяготения (от каких параметров зависит сила тяготения)
  5. Опыт Кавендиша. Демонстрация видеоролика.
  6. Следующий важный момент: определение границ применимости нашей формулы
  1. Наблюдают, поясняют увиденный видеоролик.
  2. Выполняют чертеж: силы, действующие между Луной и Землей.
  3. Рассматривают иллюстрации, описывают увиденное, обнаруживают собственную эрудицию или выслушивают комментарии товарищей.
  4. Пытаются вывести формулу закона всемирного тяготения в виде. (1666 г.)

и дать формулировку закона. Записывают формулировку закона. Записывают закон.

  1. G=6,6710-11Нм2/кг2 

(1798 г.)

  1. Записывают границы применимости закона.

Закрепле-ние

  1. Теперь вы можете определить силу притяжения  между Землей и Луной? Используя справочные данные, находят массу Земли, массу Луны, расстояние между Землей и Луной.
  2. Почему сложно решить задачу? Вспоминаем свойства степеней:

Дополнительно:

  1. С какой силой притягиваются два вагона массой по 40т каждый, если расстояние между ними 2м? (F=27мН)
  2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 2000 кг каждая будет равна

6,67*10-7Н? (r=20м)

  1. Выполнение теста.
  1. Какая физическая величина относится к векторным величинам?
  1. время
  2. путь
  3. масса
  4. сила
  1. Найдите лишнее: секунда, масса, метр, килограмм.
  2. Земля притягивает к себе подброшенный мяч с силой 3 Н, С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю? (3 Н)
  3. Какое понятие является более общим: земное тяготение, солнечное тяготение, всемирное тяготение?
  4. Как изменилась сила всемирного тяготения, если массу одного из взаимодействующих тел увеличить в 6 раз, а массу второго уменьшить в 3 раза? (увеличится в 2 раза)
  1. Мз=61024кг, Мл=71022кг, rл=4108м. Найти силу гравитационного взаимодействия между Землей и Луной. (17,51019Н)
  2. Записывают свойства степеней.
  3. Выполнение теста.
  4. Взаимопроверка

Итог урока

Вернемся к задачам нашего урока. Удалось ли решить их? Добились ли мы своей цели?

Снова формулируют задачи урока, делают выводы о выполнении. Подводят итог.

Задание на дом.

Формулирует и комментирует домашнее задание.

  1. Космический корабль массой 8т приблизился к орбитальной космической станции массой 20т на расстоянии 100м. Найти силу, их взаимного притяжения? (F=1мкН)

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание. Благодарят за урок.

Список литературы

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2008.
  2. Хрестоматия по физике: Учеб. Пособие для учащихся / Сост.: А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский и др.; под ред. Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока физики "Закон Всемирного тяготения" в 9 классе

Открытый урок проводится с применением технологии театрализации, где учащиеся в виде сценки  рассказывают об удивительном открытии закона всемирного тяготения Нютон под деревом сидел, вот-во...

План - конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"

Материал предназначен для 9 класса. Подробно расписаны структура и этапы урока с использованием ЭОР. К плану - конспекту прилагается перечень гиперссылок на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР....

Конспект урока. Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения.

Цель: ввести силу, как меру взаимодействия тел.Задачи: ввести формулу нахождения силы тяжести; учить решать задачи на нахождение силы тяжести; продолжать работу с кратными и дольными единицами; соверш...

План- конспект урока "Закон всемирного тяготения" 9 класс

В уроке изучения нового материала использован интересный исторический материал. Задания подобраны с достаточно высоким уровнем сложности....

Конспект урока по физике в 10 классе. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.

Конспект урока по физике в 10 классе.Тема: "Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения"....

«Закон всемирного тяготения». План – конспект урока физики в 7 классе УМК А.В.Перышкин

Представленный материал содержит: План – конспект урока физики в 7 классе «Закон всемирного тяготения» Структура и ход урокаПеречень ЭОР, используемых на данном уроке...