Конспект урока физики в 9 классе "Закон Всемирного тяготения"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Смольянинова Светлана Анатольевна

Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.docx335.05 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Закон Всемирного тяготения

Тип урока: урок изучения нового

Цель: создать условия для знакомства учащихся с гравитационным взаимодействием, законом всемирного тяготения и границами его применимости, для расширения кругозора учащихся по данной теме и формирования целостной физической картины мира; способствовать пониманию физического смысла гравитационной постоянной и  формированию УУД для применения закона всемирного тяготения при решении задач.

Задачи:

- создание условий для знакомства учащихся с гравитационным взаимодействием, законом всемирного тяготения и границами его применимости;

- создание условий для расширения кругозора учащихся по данной теме и формирования целостной физической картины мира;

- способствование пониманию физического смысла гравитационной постоянной;

-  формирование УУД для применения закона всемирного тяготения при решении задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формулируют закон всемирного тяготения, устанавливают границы его применимости;

- знают физический смысл гравитационной постоянной, могут описывать опыт по определению его числового значения;

- применяют полученные знания при решении задач

Метапредметные:

- используют основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и - синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов

- работают с различными источниками информации (научные тексты, Интернет)

Личностные:

- формируют гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность

- умеют работать в парах и группах

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

-  Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Выполнение задания «Перевыртыши»

- попробуйте поставить слова в нужном порядке, чтобы получилось известное высказывание Леонардо да Винчи:

и пища человеческих умов познание мира — украшение

Познание мира — украшение и пища человеческих умов
Леонардо да Винчи

- Сегодня мы в очередной раз будем познавать окружающий мир. Желаю всем нам  удачи!

  1. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

-Что мы изучали на прошлых уроках? (законы Ньютона)

 - Сформулируйте эти законы.

- Также мы говорили о таких явлениях, как взаимодействие тел, инерция; рассматривали физические величины: сила, масса тела, ускорение тела.

Предлагаю проверить ваши практические  знания с помощью тестовых заданий (Приложение 1):

  1. Любое тело при взаимодействии  не может изменить скорость своего движения мгновенно, для этого необходимо время. Какая физическая величина характеризует это свойство тела?

А) Сила

Б) Давление

В) Масса

Г) Работа

  1. Количественной мерой действия одного тела на другое, вследствие которого тело приобретает ускорение, называют…

А) …массой

Б)…силой

В)…работой

Г)…давлением

3. Какой физический закон утверждает, что действие одного тела на другой всегда сопровождается взаимодействием?

А) І закон Ньютона

Б) ІІ закон Ньютона

В) ІІІ закон Ньютона

Г) Закон Гука

4. Тело движется под  действием постоянной по модулю и направлению силы.  Выберите  правильное  утверждение.

А) Скорость  тела не изменяется

Б) Тело  движется с постоянным  ускорением

В) Тело движется по окружности

Г) Тело  движется равномерно

5. Как движется тело массой 0,5 кг под. действием силы 2Н?

Выберите правильный ответ.

А) С ускорением 0, 25м/с2

Б) С постоянной скоростью 4 м/с

В) С постоянной скоростью 0,25 м/с

Г)  С ускорением  4м/с2

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга ответы

Ключ:

1

2

3

4

5

В

Б

В

Б

Г

- За каждый правильный ответ поставьте «+» на полях тетради

  1. Формирование ЗУН

- Рассмотрите картинки, какое физическое явление объединяет все эти картинки?

https://mahmedizade.files.wordpress.com/2016/02/aapl-falling.jpg  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f66/000120d5-c1f6b5e1/img7.jpg 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=de7f4c41b4686449217d6896f7d97f00-l&n=13  https://pp.vk.me/c630525/v630525642/1767b/ooMpVTno1p4.jpg

- Наверное, каждый учение знает, что был такой ученый Исаак Ньютон, которому на голову якобы упало яблоко, и он открыл закон тяготения между телами. Достоверность этой шутки проблематично. Но есть исторические факты, подтверждающие, что сам Ньютон в конце жизни рассказывал, что как-то сидя в саду и наблюдая за падением яблок, он также увидел Луну. И гений ученого заключался в том, что падение тел на поверхность Земли,  движение Луны вокруг Земли, движение планет вокруг Солнца связаны между собой, связаны притяжением. Тема нашего урока сегодня «Закон Всемирного тяготения» (запись темы урока)

- Вселенная не терпит пустоты,
И всё взаимосвязано в природе.
Её законы общие просты,
Но к ним ключи лишь мудрые находят.
Крепки Земли объятия с Луной,
Вкруг Солнца движутся планеты,
Всемирный тяготения закон
Способен объяснить явленья эти.

Работа в парах

- Сам Ньютон говорил: «Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов». Дело в том, что открытию закона Всемирного тяготения предшествовали исследования других замечательных ученых. Это великий итальянский ученый Галилео Галилей, известный датский ученый Тихо Браге, не менее известные немецкий ученый Иоганн Кеплер и  английский физик Роберт Гук. Работая в парах, выполните задание на соответствие «Великие ученые и их открытия». Можно использовать Интернет

А. Галилео Галилей                   1.  Падение тел с высоты Пизанской башни

Б. Тихо Браге                             2.  Изучение небесных тел (их характеристик)

В. Иоганн Кеплер                      3. Открытие свойств  движения планет Солн. сист.      

Г. Роберт Гук                            4. Формулирование закона Всемирного тяготения (без форм)

                                                                         

Ключ: А Б В Г

           1 3 4 2

- За каждый правильный ответ поставьте «+» на полях тетради

- Закон Всемирного тяготения вы будете исследовать по плану:

  1. Полная формулировка закона
  2. Гравитационная постоянная и ее физический смысл
  3. Границы применимости закона
  4. Вывод формулы для нахождения ускорения свободного падения через закон Всемирного тяготения

- Прошу прочитать  текст (Приложение 2)

Работа в группах

- Работая в группах,  подготовьте рассказ о законе всемирного тяготения (по плану)

( дети работают в группах, готовят рассказ, опираясь на текст)

Выступления представителей групп

- (После второй группы) Значение гравитационной постоянной было установлено опытным путем  в 1798 году английским ученым Г.Кавендешем (демонстрация видео)

Позже значение гравитационной постоянной несколько раз перепроверялось и на сегодняшний день оно равно 6,67 * 10 -11 Н*м2/кг2. Значение гравитационной постоянной является одной из фундаментальных физических величин. Она определяет свойства того мира, в котором мы живем.

- Оцените работу каждого в группе по пятибалльной системе. Поставьте «+» на полях тетради

Зарядка для глаз

  1. Первичное закрепление

- Итак, из закона Всемирного тяготения следует, что все тела притягиваются к друг другу с определенной силой. Почему же мы не ощущаем притяжение между собой? (Наши массы малы и сила притяжения между нами очень маленькая)

- Убедимся в этом

Задача 1  (у доски решает с объяснением ученик)

С какой силой притягиваются  друг к другу  два человека массой 60кг каждый, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга?

- С увеличение массы тел, сила гравитационного притяжения тоже увеличивается

Задача 2  (на закрытой доске решает ученик, остальные самостоятельно в тетрадях, потом сверка, время ограниченно)

Найдите силу гравитационного притяжения, действующую между Землей и Солнцем, если масса Земли равна 6*1024кг, а масса Солнца – 2*1030кг. Расстояние от Земли до Солнца 150*106км.

Задача 3  (на закрытой доске решает ученик, остальные самостоятельно в тетрадях, потом сверка, время ограниченно)

При опытной проверке закона всемирного тяготения сила взаимодействия между двумя свинцовыми шарами массами m1=5 кг и m2=500г, расстояние между центрами которых R=7см, оказалось равным 34нН. Вычислите по этим данным гравитационную постоянную.

- Кто успел решить самостоятельно и правильно задачу, поставьте себе два «+» на полях. Ученики решающие задачу у доски максимально могут получить 3 «+», возможна помощь)

- Это интересно

  Людям, побывавшим в космосе и возвратившимся на Землю, достаточно трудно на первых порах привыкнуть к силе гравитационного воздействия нашей планеты. Иногда на это уходит несколько недель.

  Наименьшей силой притяжения в Солнечной системе среди планет обладает Марс, а наибольшей – Юпитер.

  Известные бактерии сальмонеллы, которые являются причиной кишечных заболеваний, в состоянии отсутствия гравитации ведут себя активнее и способны причинить человеческому организму намного больший вред.

  Среди всех известных астрономических объектов во Вселенной наибольшей силой гравитации обладают черные дыры. Черная дыра размером с мячик для гольфа, может обладать той же гравитационной силой, что и вся наша планета.

  Сила гравитации на Земле одинакова не во всех уголках нашей планеты. К примеру, в области Гудзонова залива в Канаде она ниже, чем в других регионах земного шара.

- За пределами учебника

Какова же природа гравитации? Великий  Ньютон не мог ответить на вопрос. Это сделал Альберт Эйнштейн (демонстрация видео) 

Полная версия: 
http://spacegid.com/gravitatsiya.html#ixzz5T89LvdsH

  1. Подача домашнего задания

Выучить п.28, выполнить тестовое задание на с.95

Дополнительно: подготовить сообщения «Первая космическая скорость», «Ускорения свободного падения на других планетах»

  1. Итог урока

- Составление кластера «Закон Всемирного тяготения»

Выставление оценок по критериям:

«5» - 15 – 17

«4» - 11 – 14

«3» - 8 - 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”

Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...

конспект урока физики "Закон Всемирного тяготения" в 9 классе

Открытый урок проводится с применением технологии театрализации, где учащиеся в виде сценки  рассказывают об удивительном открытии закона всемирного тяготения Нютон под деревом сидел, вот-во...

План - конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"

Материал предназначен для 9 класса. Подробно расписаны структура и этапы урока с использованием ЭОР. К плану - конспекту прилагается перечень гиперссылок на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР....

Конспект урока. Сила тяжести. Закон Всемирного тяготения.

Цель: ввести силу, как меру взаимодействия тел.Задачи: ввести формулу нахождения силы тяжести; учить решать задачи на нахождение силы тяжести; продолжать работу с кратными и дольными единицами; соверш...

«Закон всемирного тяготения». План – конспект урока физики в 7 классе УМК А.В.Перышкин

Представленный материал содержит: План – конспект урока физики в 7 классе «Закон всемирного тяготения» Структура и ход урокаПеречень ЭОР, используемых на данном уроке...

Конспект урока по теме "Закон всемирного тяготения"

Конспект урока  по физике в 9-ом классе по теме "Закон всемирного тяготения"....

КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАСС "Закон Всемирного тяготения."

КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАСС "Закон Всемирного тяготения."...