Урок физики с элементами экологии
методическая разработка по физике (7 класс)
показать учащимся, что вода-удивительная, замечательная жидкость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_s_elementami_ekologii.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока с элементами экологии
Урок на тему:
«Вода, вода… Кругом вода».
Учитель физики
Майорова Т.Н.
2018 г.
Урок на тему: «Вода, вода …. Кругом вода».
Цель урока: - показать учащимся, что вода – удивительная, замечательная жидкость;
- обсудить, чистая ли вода нас окружает;
- выяснить, почему в воде тела имеют меньший вес, когда они тонут, когда
плавают.
Оборудование: таблицы из «Географии»: «Реки», «Айсберги», «Ледокол», бутылка из-под молока с замершей в ней водой (лопнувшая), на столах у учащихся стаканы с водой, динамометры, грузы с крючками.
Тип урока: Обобщение знаний.
Ход урока.
Учитель: Вода – удивительная, замечательная жидкость, без которой жизнь на Земле просто невозможна. По своим свойствам она резко отличается от всех других жидкостей. Что мы знаем о воде из жизни, из географии, из физики?
Ученик: Мы знаем, что вода имеет некоторый объём, но принимает форму того сосуда, в котором находится. К воде применим закон Паскаля: производимое на неё давление передаётся по всем направлениям одинаково.
Учитель: Кто ещё дополнит это сообщение?
Ученик: В воде все тела имеют меньший вес, чем в воздухе, в воде мы легко поднимаем друг друга, так как действует архимедова сила, равная FA=pgh
Учитель: Продолжаем разговор о воде. Что вы ещё знаете?
Ученик: Вода в природе известна в трёх состояниях: вода- жидкость, лёд – твердое тело, пар – газ. Состояние воды зависит от температуры. Зимой вода в основном находится в виде льда, снега.
Учитель: Сейчас я вам покажу одно из уникальных свойств этой жидкости: посмотрите, что сделала вода с этой бутылкой (показываю разорванную бутылку из-под молока). За ночь она замерзла и разорвала бутылку (показываю лед в форме бутылки). Ни одна жидкость в природе (ни бензин, ни керосин, ни масло) не ведет себя таким образом. Все жидкости при понижении температуры сжимаются, а вода, наоборот, расширяется.
Ученик: На уроках географии мы говорили о том, что вода разрушает горы. Затекая днем в трещины скал, ночью она замерзает и отделяет куски породы. Поэтому любые скалистые горы со временем разрушаются.
Учитель: Кто еще может дополнить?
Ученик: Жидкость плохо сжимается, если сравнивать их с газами. Сжимаемость плохая потому, что молекулы расположены почти вплотную друг к другу.
Учитель: Теперь давайте посмотрим на доску. На ней представлены различные виды снежинок: это шестиугольные звездочки, столбики, иглы и снежинки неправильной формы. Какое это состояние воды?
Ученик: Твердое.
Учитель: Да. Оказывается, их форма очень разнообразна. Существуют коллекции, насчитывающие более пяти тысяч снимков снежинок, отличающихся по форме друг от друга. Иногда в тихую погоду падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья диаметром до 10 мм. «Нигде нет такого снежного покрова, как в России, нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой», - писал в своей книге «Климаты земного шара» географ А.И.Воейков.
Учитель: Ребята, вы слышали такие слова из песни «Речка, речка». Как: «Приехали туристы помыли «Жигули»»? Речке очень плохо от такого обращения. Какая же вода нам нужна?
Ученик: Конечно, чистая.
Учитель: А кто - что может сказать о нашей речке?
Ученик: Наша речка находится не в лучшем экологическом состоянии. Во-первых, река перегорожена тремя земляными плотинами. С одной стороны это хорошо, т.к. образующие пруды создают определенный микро климат, но для реки они наносят вред, т.к. узкий водоток под плотиной не справляется со сбросом паводковых вод, и земляные плотины сносят в реку, река и загрязняется.
Во-вторых, в реку попадают сточные воды с полей и огородов, унося удобрения и ядохимикаты, нефтебазы и мех мастерской во время дождя текут в реку ручьи с нефтепродуктами наносят, и крупные животноводческие фермы которые загрязняют реку органическими остатками. Население часто сбрасывают в реку бытовой мусор. Так происходит загрязнение.
Вода мутная, непрозрачная, что снижает проникновение света, необходимого для фотосинтеза, а значит, уменьшается количество кислорода в воде. Наша задача провести разъяснительную беседу среди населения села, с учащимися о прекращении сброса мусора по берегу реки.
Учитель: Мы только что прослушали небольшое выступление, в каком состоянии находится наша речка, а теперь давайте проверим воду, которую мы пьём. Сейчас мы брызнем этой водой на стекло. Подождем, когда она высохнет. Вот, остался след. Значит, вода грязная, с примесями. Наша с вами задача – предохранять водоемы от загрязнения: не кидать в них (водоемы, речку), мусор, не сливать отходы.
В начале урока вы сказали, что в воде можно без особых усилий поднять своего друга, значит, в воде все тела весят меньше, давайте убедимся в этом.
Возьмите динамометр, определите цену его деления, подвесьте груз, заметьте показания, затем опустите груз в воду (не до дна ). Каковы сейчас показания прибора?
Ученик: Динамометр показывает меньший вес.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что в воде на груз, кроме силы тяжести, действует архимедова сила. Она направлена вверх, поэтому вес всех тел в воде меньше.
Учитель: Попробуйте конкретно определить эту силу, которая выталкивает тело из воды.
Ученик: (У доски). В воздухе тело имело вес 2 Н, а в воде 1,8 Н, значит архимедова сила равна 0,2 Н. FA=РВ – Рводе ; FA=2Н-1,8Н=0,2Н.
Учитель: Верно. А поему же некоторые тела в воде все-таки тонут?
Ученик: Потому, что сила тяжести, направленная вниз, больше, чем архимедова сила, направленная вверх.
Учитель: Скажите, а когда же тело будет всплывать и плавать?
Ученик: Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело утонет. Всплывает тело, если архимедова сила больше силы тяжести, и плавает, если эти силы друг другу равны.
Учитель: Вот мы еще раз повторили, когда тело тонет, всплывает и плавает. В 8-м классе вы узнаете много замечательных свойств этой жидкости: она долгое время сохраняет запасенное тепло, потому её используют в отопительной системе, грелках , и ещё: если бы вода испарялась, как керосин, то один за другим высыхали бы мелкие водоемы, а леса и луга вскоре превратились бы в пустыню. Причины аномалий воды, отличающей её по свойствам от других тел, до конца еще не выяснены. Изучение продолжается.
В оставшееся время решим задачи:
- Надводная часть айсберга имеет объём 200 м3. Чему равен объём всего айсберга? (Плотность льда 0,9·103 кг/м3, плотность морской воды 1,03·103кг/м3).
- Кусок пробки 1,2 г привязан к куску железа массой 12 г. При погружении связки в воду её сила тяжести оказалась равной 0,064 Н. Определить плотность пробки. (р=1·103 кг/м3, р=7,8·103 кг/м3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по химии с элементами экологии
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС нового поколения. подроно указаны количество часов на каждую тему, виды самостоятельных работ , опытов, демонстраций....
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...
Интегрированный урок по математике в 5 классе ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ с элементами экологии
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Н.И. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2006. Разработка представляет собой урок-закрепление умений и навык...
Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...
Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий
Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий...
урок математики в 6 классе с элементами экологии
Экология на уроках математики...