Самоанализ открытого урока
учебно-методический материал по физике

Габидуллина Эльвира Равилевна

Самоанализ урока физики по теме "Сообщающиеся сосуды" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_soobshchayushchiesya_sosudy.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

открытого урока физики в 7 классе

в рамках муниципального конкурса «Учитель Года»

учителя первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №10»

Габидуллиной Эльвиры Равилевны

Самоанализ хода урока:

Тема: Сообщающиеся сосуды.

Класс: 7 класс

Место данного урока в теме: первый урок.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций по теме «Сообщающиеся сосуды»

Задачи:

- обучающие:

  • усвоение всеми учащимися стандартного минимума сведений о сообщающихся сосудах: определение, их свойства, формирование надпредметных навыков выдвижения гипотезы, проведение исследования и обобщения его результатов;

- развивающие:

  • развитие у учащихся ряда важных психологических характеристик личности, таких как интерес к опыту, накопленному человечеством, склонность  к сопоставлению опыта поколений и собственного жизненного опыта, к оценке их результатов, способности к абстрагированию и построению моделей,
  • развитие у учащихся психологических свойств, таких как произвольное внимание, уверенности в своих силах,
  • формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, систематизировать и сравнивать.

- воспитательные

  • Развитие сотрудничества, коммуникативности, критического мышления и креативности.
  • Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

Методы и приемы:

По способу приобретенных знаний – словесные (рассказ), наглядные (опыты, наблюдение, демонстрация презентации), практические.

По уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый, (эвристический), проверка уровня теоретических знаний.

Формы работы обучающихся: групповая, фронтальная, обмен мнениями, беседа, игровая.

Оборудование: мультемидийное оборудование, смайлы (красный, синий, зеленый) – 16 шт.; конверт «Опыт человечества» - 4 шт; фотографии (фонтан, шлюз, артезианский колодец, водонапорная башня) – 4 шт; таблица «Применение сообщающихся сосудов» - 4 шт; модель сообщающегося сосуда; чайник.

Оборудование для практической работы: вода, подкрашенная марганцовкой; растительное масло; шприцы – 4 шт; две трубки, соединенные резиновой трубкой между собой – 4 шт; салфетки; план исследования – 4 шт; конверт «Исследование» - 4 шт.

Длительность урока: 20 минут.

Обучающие структуры:  Тэйк оф – Тач даун, модель Фрейера, Микс-Фриз-Групп

 

ПЛАН УРОКА

Этап

Содержание

Время (мин)

1

Организационный момент.

Цель: Создать условия для рабочей атмосферы на уроке.

1

2

Актуализация знаний.

Цель: Проверить усвоение материала, изученного на прошлом уроке.

2

3

Мотивационный этап.

Цель: Создать условия для решения проблемной ситуации, и как следствие этого, побудить интерес обучающихся.

2

4

Постановка цели урока.

Цель: Создать условия для формирования обучающимися целей урока и принятие их.

2

5

Работа над изучаемым материалом.

Цель: Сформировать представления о необходимости введения нового физического понятия.

4

6

Предварительное подведение итогов

Цель: Создать условия для проверки сформированности учебных компетенций

2

7

Физкультминутка. Микс-Фриз-Групп

1

8

Закрепление пройденного материала.

Цель: Создать условия для закрепления полученных знаний.

2

9

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель: Создать условия для индивидуального выбора задания.

2

10

Рефлексия.

1

11

Оценивание.

1

Самоанализ урока

Урок «Сообщающиеся сосуды» является одним из уроков раздела «Давление в жидкости» в 7 классе. Этот урок актуален, потому что весь рабочий материал урока является результатом совместной исследовательской деятельности учителя и учеников.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Материал урока излагается в строгом соответствии с предметной программой, предшествует уроку решения задач, даёт хорошую возможность для установления связи между теорией  и практикой,  для формирования у учащихся навыков научного познания и воспитания культуры проведения исследования, а это наиболее ценно на первом году преподавания предмета.

Исходя из этого, определяются следующие цели учебного занятия:

Цели педагогические:

- образовательные: усвоение всеми учащимися стандартного минимума сведений о сообщающихся сосудах: определение, их свойства, формирование надпредметных навыков выдвижения гипотезы, проведение исследования и обобщения его результатов;

- развивающие: развитие у учащихся ряда важных психологических характеристик личности, таких как интерес к опыту, накопленному человечеством, склонность  к сопоставлению опыта поколений и собственного жизненного опыта, к оценке их результатов, способности к абстрагированию и построению моделей; развитие у учащихся психологических свойств, таких как произвольное внимание, уверенности в своих силах, формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, систематизировать и сравнивать.

Цели воспитательные:

1) Развитие сотрудничества, коммуникативности, критического мышления и креативности.

2) Содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности.

В целях формирования мотивации учебной деятельности для изучения новой темы в начале урока демонстрируется видеосюжет, который является для ребят фактором неожиданности, и, следовательно, ключом для концентрации внимания как правополушарных, так и левополушарных детей, а это немаловажно для любого урока. Путем постановки проблемного вопроса и выдвижения гипотезы проявляется установление контакта с учениками. В ходе обсуждения определяется, что сообщающиеся сосуды – основной объект изучения.

После просмотра ролика учащиеся готовы к выдвижению гипотезы, так необходимой для перехода к следующему этапу. Таким образом, первый этап урока основан  на природосообразности.

Этап исследования опирается на предоставление учащимся таблиц, форма которых заставляет ребят незаметно для них самих реализовать четкий алгоритм исследования и подводит их к самостоятельному установлению выводов. Исследования, проводимые учащимися в первый год изучения физики, являются для них непростым делом, поэтому вполне оправдывает себя подробная инструкция для получения результатов.

Следует отметить, что 2-е исследование является дифференцированным заданием: оно подразумевает как минимум два ответа: уровень А – высота столба жидкости с меньшей плотностью, больше высоты столба жидкости с большей плотностью, уровень В - высоты столбов жидкостей обратно пропорциональны значениям плотностей жидкостей.

Формы – фронтальная беседа, обмен мнениями, проведение исследования и его объяснение, работа с текстом,  работа в группах.  Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах, как результат восприятия и усвоения.

Во время урока применяются различные методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, игровой метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично – поисковый метод. 

Практика показывает, что большинство учащихся являются визуалами, поэтому считаю, что наиболее эффективно использование метода наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: демонстрация опыта, презентация, наблюдение).

Для кинестетов мною использован метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (экспериментальная работа в группах).

Использование различных средств обучения, таких как электронный тренажер, компьютерная презентация, позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего.

В процессе обучения осуществлялось развитие познавательных интересов учащихся. Для этого применялись задания на актуализацию (кроссворд), закрепление (разделить по группам сосуды, изображенные на экране), подведение итогов (составить предложение из предложенных слов, собрать из предложенного оборудования сообщающий сосуд). Развивались умения учащихся применять знания, полученные на уроке, при решении практических задач,  умения и навыки работы с физическими приборами в ходе эксперимента. При этом учащиеся вовлекались в основные мыслительные операции, это анализ, обобщение, сравнение результатов опытов, классификация, систематизация.

На уроке были использованы сингапурские обучающие структуры Тэйк оф – Тач даун, модель Фрейера, Микс-Фриз-Групп, которые способствовали развитию критического мышления и помогли идентифицировать и изучить новую тему.

В целях пробуждения познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям, для эффективной реализации тесной связи обучения с жизнью учащимися проводилось исследование.

На мой взгляд, ребятам на уроке в большей степени запоминается то, что они смогут применить в повседневной жизни, и считаю, что практическая направленность изучаемого материала дает главное на уроке – мотив изучения физики.  

Для развития способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе использована групповая форма работы

Распределение времени на уроке рационально.

Таким образом, анализ проведенного урока дает возможность сделать вывод, что применение активных методов обучения, привело к полному усвоению материала на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ открытого урока "Устройство амортизатора"

Урок проводился в 10 Б классе. Класс однородный по уровню интеллектуального развития. Учащиеся мотивированны на учение, хотя познавательный интерес к предмету не достаточно высокий. У отдельных учащих...

Самоанализ открытого урока по физической культуре

Раздел: Баскетбол Тема урока:Совершенствование технических действий в баскетболе....

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Презентация самоанализа открытого урока

Презентация с фото материалом...

самоанализ открытого урока

самоанализ открытого урока...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...