Программа профильной смены в летнем лагере "Физика на кухне"
рабочая программа по физике (5 класс)

Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ученик сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет его. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, желание творить и экспериментировать, разработана программа «Физика на кухне» для младших школьников в системе внеурочного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_na_kuhne.docx142.72 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа профильной смены в летнем лагере

Физика на кухне

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Синегубов Александр Анатольевич,

учитель физики

Пояснительная записка

Физическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. И ознакомление школьников с методами научного познания наиболее эффективно проводить  на ранней ступени изучения физики.

К седьмому классу учащиеся в значительной степени утрачивают интерес к изучению явлений окружающего мира, а младшие школьники еще находятся в возрасте «почемучек» и живо интересуются явлениями природы, различными техническими устройствам, но бурное развитие телекоммуникаций и средств связи привело к значительному росту объема информации, которая буквально обрушивается на ребенка. С одной стороны, учащиеся получают много сведений о явлениях окружающего мира еще до изучения предмета «физика», с другой – эта информация зачастую является недостоверной, основанной на вымысле и слухах. Поэтому встает необходимость формирования адекватных представлений о мире и умений работать с информацией.

Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ученик сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет его. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, желание творить и экспериментировать, разработана программа «Физика на кухне» для младших школьников в системе внеурочного образования. Школьники 10-12 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит в старших классах. В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из различных источников – собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телепередачи, из рассказа учителя или одноклассников. Главное – развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.

Серия экспериментов подобрана таким образом, что для их проведения не нужны специальные физические приборы и оборудование, да и вообще, их можно проводить у себя дома на кухне.

Цель программы:

 пропедевтика естественнонаучных знаний, направленная на адаптацию обучающихся при изучении физики в среднем и старшем звене.

Задачи программы:

Обучающие:

- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;

- научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

- научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать ее из одной формы в другую.

- формировать умения использовать приобретенные знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;

- развитие творческих способностей  у одаренных детей;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

Условия реализации программы:

  1. Создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка.
  2. Индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей
  3. Наличие материальной базы: кабинет соответствующий требованиям материального и программного обеспечения, кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности, наглядные пособия, раздаточный материал, презентации по темам занятий.

Программа курса «Физика на кухне» реализуется в 4-6 классах. Основной формой работы являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов, а также просмотр мультфильмов развивающего характера из серий «Фиксики», «Почемучка», «Пин-Код» и др.

Опыты и эксперименты носят как демонстрационный, так и фронтальный характер, предполагающий парную или групповую работу. Материалы курса могут использоваться на уроках физики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами

Предметные результаты:

  • получение феноменологических знаний о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
  • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме;
  • научиться наблюдать физические явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
  • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,  представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Содержание программы

1. Введение  (1 ч)

Природа и ее явления. Физика– наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Техника безопасности на занятиях, первичный инструктаж.

2. Тела и вещества (8 ч)

Характеристики веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Строение вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Поверхностное натяжение.

3. Взаимодействие тел (6 ч)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.
Сила как характеристика взаимодействия. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения.

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Атмосферное давление.

Учебно-тематический план

Название темы занятия

Видеоматериал

Введение (1 ч)

1.

Вводное занятие: что изучает физика, ее основные понятия и способы изучения. Простейшие лабораторное оборудование и измерительные приборы. Техника безопасности на занятиях

«Почему» - «Пин-Код»

Строение вещества (8 ч)

2

Строение вещества. Молекулы, атомы.

3

Агрегатное состояние вещества.

«Три состояния вещества» - «Почемучка»

4

Фокусы с водой.

5

Вещество в различных агрегатных состояниях. Газ.

«Ураган на спор» - «Пин-Код»

6

Волшебные игры с водой.

«Энцелад: вода и жизнь» - «Пин-Код»

7

Загадки льда.

«Отель «У веселого альпиниста» - «Пин-Код»

8

Диффузия – что это такое?

«Комарилья» - «Пин-Код»

9

Его величество – мыльный пузырь.

«О мыльных пузырях» - «Галилео»

Взаимодействие тел (6 ч)

10

Взаимодействие тел. Сила – характеристика взаимодействия.

«Коля, Оля и Архимед»

11

Почему все падает вниз?

«Сила тяжести» - «Почемучка»

12

Что такое трение?

«Сила трения» - «Фиксики»

13

Деформация. Сила упругости.

«Пластилин» - «Фиксики»

14

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Фильм о Г.Галилее.

15

Атмосферное давление и ее фокусы.

«Давление» - «Почемучка»

16

Веселая физика. Физический КВН. Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т.  «Физика» для 5-6 классов «Бином» 2013

2. Л. Генденштейн, М. Курдюмов, Е. Вишневский  «Открываем законы физики» М.  «Мир»  1991

3. Л. Сикорук «Физика для малышей»  М. «Кругозор» 1996

4. Д. Ван Клив   «Двести экспериментов»  М. «Уайли» 1995

5. Д. Ван Клив   «Занимательные опыты по физике» М. «Астрель» 2008

6. Я. Перельман «Занимательная физика» кн.1,2 М. «Наука» 1979

7. Тит, Том «Научные забавы и занимательные опыты» М. «Астрель» 2011

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://simplescience.ru/ - занимательные физические опыты для детей и взрослых детей

2. http://setilab.ru/ - сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»

3. http://www.lmagic.info – уроки волшебства

4. http://uchifiziku.ru/ - учи физику

5. http://class-fizika.narod.ru – класс!ная физика

6. http://www.youtube.com – видеохостинг

Приложение

Занятие № 4

«Фокусы с водой»

Оборудование: стакан,  вода,  канцелярские скрепки, зубочистки, кусочек сахара, мыло, жидкость для мытья посуды, лимон, бумага.

         Повторить, что запомнили с прошлого занятия об агрегатных состояниях вещества и их причин; о молекулярном строении вещества, притяжении и отталкивании молекул.

- А какое вещество всегда у нас под рукой, которое можно легко перевести из одного агрегатное состояние в другое? (вода)

- Сегодня у нас будет возможность убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Сегодня мы попытаемся посмотреть на такую привычную всем воду с другой точки зрения.

- Что вы знаете о воде?  Вода прозрачна, у нее нет вкуса и запаха, она не имеет своей формы…

- Чем же может быть необычна вода?

1. Плавающая скрепка

Иногда фокусники делают что-нибудь на первый взгляд совершенно невозможное. Но сможет ли фокусник заставить плавать металлический предмет? Проблема: как заставить скрепку плавать?

Нам потребуется: стакан,  вода,  канцелярские скрепки.

 1. Нальем в стакан воды. Сделаем из одной скрепки крючок с плоской загнутой частью, как показано на рисунке. Начинаем научное волшебство!

Всем известно, что металлические скрепки тонут в воде. Чтобы доказать это, бросим скрепку в стакан с водой. А сейчас сделаем так, чтобы скрепка плавала. Произнесем над скрепкой волшебные слова. Положим скрепку на плоский участок крючка, сделанного из другой скрепки. Держи его горизонтально как можно ближе к поверхности воды, но не касаясь её.

Медленно опустим скрепку в воду.

Если скрепка будет тонуть, попробуем потереть её об свечку, прежде чем опускать в воду.

Скрепка будет плавать.

Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. На каждую молекулу со всех сторон действует притяжение других молекул, окружающих её. Однако самый поверхностный слой молекул воды лишён соседства других молекул сверху, поэтому в этом слое молекулы притягиваются только к молекулам, находящимся под ними и вокруг них. Это притяжение создаёт на поверхности соды нечто вроде тонкой натянутой плёнки. Поверхностного натяжения воды достаточно для того, чтобы выдержать все скрепки. Если ты хочешь, чтобы скрепка поплыла, очень важно опускать её на воду медленно и строго горизонтально. Если скрепка входит в воду под углом или резко опускается в неё, поверхностная плёнка рвётся и скрепка не может удержаться на воде.

Фронтальный опыт (работа в парах).

2. «Дрессированные зубочистки»

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

 2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

 3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

 Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Демонстрационный опыт.

3. Трусливый перец

В этом эксперименте мы заставим двигаться перец, не прикасаясь к нему.

Нам потребуется: 1 стакан (250 мл) холодной воды, неглубокая форма, линейка, перечница с молотым перцем, кусок мыла.

1. Налей в форму воды. Ее глубина должна быть порядка 1,25 см. Оставь форму в покое, пока вода не станет колебаться.

2. Моему перцу пора искупаться. (Всякий порядочный перец должен принимать ванну по меньшей мере раз в неделю.) Вся беда в том, что мой перец боится мыла. Хотите, покажу?

Посыпь перцем поверхность воды. Перца должно быть достаточно, чтобы покрыть ее полностью.

Коснись куском мыла поверхности воды посередине. Посмотри, что произойдет.

Мыло способно разрушить поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься куском мыла поверхности воды, оно начинает растворяться и смешиваться с водой. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение нарушается. Поверхностное натяжение в других участках тянет крупинки перца по направлению к стенкам, прочь от мыла.

Демонстрационный опыт.

4. Превратимся на несколько минут в разведчиков и сделаем «невидимые чернила», с помощью которых сможем написать тайные послания.

Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

 1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.

 2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.

 3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Фронтальный опыт (индивидуальная работа).

Можно ли все тела на Земле разбить на группы по агрегатным состояниям? А может есть такие тела, которые «застряли» в таком положении, что не являются ни жидкими, ни твердыми, а что-то среднее между ними?  (фильм «Галилео» - «Лизун») 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Программа профильной смены для лидеров ДОО "СМАИЛ"

Данная программа расчитана на з дня. К участию приглашаются лидеры детских школьных организаций города и района....

Рабочая программа профильной смены

Летняя профильная смена...

"Волшебный мир искусства" - программа профильной смены летнего выездного лагеря

В летний период педагогическим коллективом ДДТ «Созвездие» была реализована программа профильной выездной смены «Волшебный мир искусства». Осуществлялась она в детском оздоровительном лагере ...

Программа профильной смены для одаренных детей "Летний пленэр на Конде"

Данная программа является одним из направлений программы «Районный экспозиционный центр «Радужный мост», которая успешно реализуется в ЦДОД «Подросток» с 2006 года. Наиболее талантливые дети в течение...

Программа профильной смены в лагере

Материалы можно использовать при составлении программы для профильной смены по немецкому языку в летнем оздоровительном лагере...

Рабочая программа для профильной смены в летнем школьном лагере

Рабочая программа разработанна для обучающихся 9х классов с целью углубления знаний по химии и отработке  практических навыков работы....