Современный урок физики в контексте требований ФГОС
статья по физике

Жданова Галина Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_fiziki_v_kontekste_trebovaniy_fgos.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок физики в контексте требований ФГОС

   Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку физики в контексте требований ФГОС? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

1. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

2. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

3. Вывод делают сами учащиеся;

4. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Цель современного урока физика  должна быть конкретной и измеряемой. Целью современного урока физики  может быть  успеваемость, не объём изученного материала. А так же  приобретаемые УУД учащихся ,такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия.

Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Новым смыслом современного  урока физики является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока физики с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем  больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Работа с текстом учебника, умение выделить главное в нем – основополагающая в прочном усвоении знания обучающимися на уроке физики.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.- русский педагог, правовед.

Современный урок физики в контексте ФГОС определяет необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода и требует от учителя физики не только детальной операционно-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому сегодня , на современном уроке физики , учитель использует технологическую карту урока.

Под технологической картой понимают обобщенно - графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой ,заложенной изначально вариативностью урока.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 При самоанализе урока форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

· реализацию учителем целей урока;

· использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

· осуществление оценивания и контроля.

Так что такое современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поко-ления?

Современный урок физики – это:

· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

· урок, содержащий разные виды деятельности.

· урок, на котором ученику должно быть комфортно.

· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

· современный урок развивает у детей креативное мышление.

· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок  – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть деятельностным        

  1. государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
  2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
  3. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
  4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

Автор: Жданова Г.М., учитель физики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциал современного урока геометрии в контексте требований ФГОС

Зачётная работа на курсах  повышения квалификации в  ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт- Петербурга «ИМЦ» по программе «Основы содержания современного образования: федеральный государственный...

Презентация "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС нового поколения"

Современный урок литературы в контексте требований ФГОС ООП...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

Для чего ввели ФГОС? Чтобы повысить качество знаний учащихся....

Статья "Современный урок литературы в контексте требований ФГОС"

Современный урок литературы - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку необходимо тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, потребующих им...