Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала на уроках физики
материал по физике (9 класс)
Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города - Обнинска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обнинск | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала на уроках физики
Е.Л. Дробкова, учитель физики МБОУ «СОШ №5» г. Обнинск
Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города - Обнинска.
Первая задача – накопление и систематизация материала выполнена под руководством и покровительством единственного в своём роде обнинсковеда Л.Н. Сухова. Выполнение данной задачи привело к разработке цикла уроков: «Решаем физические задачи. Узнаём любимый город». Вернёмся к этому вопросу позже.
Следующая задача: передать имеющиеся знания подрастающему поколению. В соответствии с требованиями ФГОС (стандарта) одним из важнейших элементов в обучении является создание условий для активизации учебной деятельности школьников.
Но учебная деятельность будет активной только при наличии высокого уровня мотивации к данному виду деятельности школьников. Чтобы учиться с удовольствием, учащиеся должны понимать смысловую ценность учебной деятельности для себя. Именно поэтому предложенные задания имеют в своей основе предметы и явления, близкие обучающимся в повседневной жизни.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни: они станут дополнительным мотивом при выборе профессии, места работы и жительства на родной земле. Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:
- социализация личности ученика;
- повышение уровня духовно-нравственной культуры;
- воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине" – это именно те личностные характеристики «портрета выпускника школы», которые заложены в требованиях ФГОС (стандарта).
Для реализации поставленной задачи – использовать краеведческий материал на уроках физики особенно подходят уроки построения системы знаний или, как их ещё называют, уроки общеметодологической направленности. «Уроки данного типа призваны во-первых, формировать у обучающихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, во–вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого–либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведённых для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода» [1].
Итак, нам удалось заинтересовать ребят в том, чтобы лучше узнать свой город.
Я предлагаю организовать работу в следующих блоках:
1 блок.
По этапам рождения, становления и развития города:
- Атомная электростанция
- Подводный флот
- Учреждения гидрометеорологии (институты просчёта аварийных ситуаций)
- Филиал физико-химического института им. Карпова (влияние радиации на материалы)
- Лаборатория «Технология»
- ИМР
- Институт физики Земли
- ВНИИСХРАЭ
- НИКИМТ
10.Завод «Сигнал»
Данный блок рассчитан на старших школьников, которые более подготовлены к оценке логичности построения и развития институтов города. Данный блок может включать не только сообщение интересных и статистических данных учителем, но и экскурсии на предприятия города. На самостоятельные действия для старшеклассников может быть предложено создание фотоальбома, фотоотчёта по этапам развития институтов города.
2 блок.
По знаковым местам, символам города:
- ВММ – 310
- Ракета МР-12
- Вечный огонь
- Памятник ликвидаторам аварий на АЭС
- Подводная лодка
Данный блок рассчитан на ребят 7-9 классов. Составлен банк заданий, которые рассчитаны на уровень подготовленности ребят и используют в формулировках проверенные статистические данные по объектам города. Список предлагается продолжить самим ребятам. По результатам изучения каждого следующего объекта ребятам можно предложить задания типа:
- по статистическим данным составь свою задачу;
- найди объект на карте города;
- сделай фотографии объекта;
- получи дополнительную информацию об объекте из различных источников.
Вашему вниманию и на обсуждение я хочу представить презентацию «Высотная метеорологическая мачта», которая является примером урока по окончанию изучения физики в 7 классе.
Литература
- Научно-производственное объединение «Тайфун». Книга I. Зарождение и становление / авт.-сост. А.Д.Орлянский. — Обнинск: ГУ ВНИИГМИ-МЦД, 2010. — 280 с.
ISBN 978-5-901579-22-0
- Первый наукоград России / авт. – Л.Сухов. – Обнинск, 2009. – 112 с.
ISBN 5-94913-004-9
- Информационный портал Администрации города Обнинска // Город Обнинск // Символы десятилетий. … admobninsk.ru›Город Обнинск›symbols
АЙК Обнинск: реальная и виртуальная жизнь Обнинска. iobninsk.ru›meteomachta/ Обнинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала....
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики.
доклад по теме с презентацией...
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии
Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...
Организация исследовательской деятельности обучающихся в структурировании и систематизации краеведческого материала на уроках физики
Выбор данной темы связан, прежде всего, с имеющимся ценнейшим краеведческим материалом, который касается истории зарождения и развития родного города - Обнинска....
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке (мастер-класс)
урок-исследование новых знаний...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ
Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....