урок "Электромагниты и их применение"
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Гульчеева Маргарита Петровна

Цель урока: закрепить знания о магнитном поле электромагнитов на уровне применения в конкретной и нестандартной ситуациях;

Задачи: - Актуализировать знания об устройстве и принципе действия

электромагнитов, познакомить со способами управления магнитным полем электромагнитов.

  • Познакомить учащихся со сферами применения изучаемых устройств на производстве, в системах связи и автоматики;
  • Знакомство учащихся с возможностями сервиса Google docs для создания учебных материалов, возможностью публиковать и хранить творческие работы учеников (портфолио, доклады, виртуальные выставки, проекты), а также комментировать и обсуждать презентации, другие материалы.

- Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся: умение точно и грамотно изложить материал темы, критическое отношение к

информации; выделение главного; систематизация информации, умение

пользоваться различными источниками информации; умение преобразовывать информацию; умение создавать собственный информационный электронный

продукт.

- Воспитать внимание и дисциплину на уроке, уважение друг к другу, чувство коллективизма.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx434.47 КБ

Предварительный просмотр:

Электромагниты и их применение

Цель урока: закрепить знания о магнитном поле электромагнитов на уровне применения в конкретной и нестандартной ситуациях;

Задачи: - Актуализировать знания об устройстве и принципе действия

электромагнитов, познакомить со способами управления магнитным полем электромагнитов.

  • Познакомить учащихся со сферами применения изучаемых устройств на производстве, в системах связи и автоматики;
  • Знакомство учащихся с возможностями сервиса Google docs для создания учебных материалов, возможностью публиковать и хранить творческие работы учеников (портфолио, доклады, виртуальные выставки, проекты), а также комментировать и обсуждать презентации, другие материалы.

- Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся: умение точно и грамотно изложить материал темы, критическое отношение к

информации; выделение главного; систематизация информации, умение

пользоваться различными источниками информации; умение преобразовывать информацию; умение создавать собственный информационный электронный

продукт.

- Воспитать внимание и дисциплину на уроке, уважение друг к другу, чувство коллективизма.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: заполнение конспекта, выполнение виртуальных экспериментов, решение практических задач.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с мультимедийной системой, железный гвоздь, провод, покрытый изоляцией, стальные скрепки, магнитная стрелка, батарейка, магнитная стрелка, катушка, стальной  сердечник,  реостат,  модель  телеграфа, провода, ключ,        карточки с заданиями, презентация.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение практических задач.

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Реализуемые УУД

1.

Мотивац ия.

3-4 мин.

Мотивиров ать обучающи хся        к

изучению темы.

Задает проблемные вопросы:

Заливистый школьный звонок, Он детства и юности шаг.

Звенит вам, как счастья залог В больших и прекрасных делах. (трель звонка)

Отвечают        на вопросы учителя.

Психологическа я готовность и эмоциональная настроенность учащихся на работу.Регул-е: волевая саморег-

ия.

2.

Актуали зация знаний и фиксаци я затрудне ния        в пробном учебном действи и

2-3 мин

Формулиро вка темы урока.

Сформулир овать цель урока

  • Каждый из вас сотни тысяч раз слышал школьный звонок, но задумывался ли хоть один из вас, каков принцип его действия?
  • У меня есть модель звонка (демонстрирую).                Кто                                сможет объяснить принцип его действия? Затрудняетесь?!                Итак,                                        ваших знаний оказалось недостаточно для того,        чтобы        объяснить                принцип действия                                                электрозвонка. Оказывается                ребята,        основной частью                электрического                                        звонка является        электромагнит.                        С        ним сегодня мы и познакомимся.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос

Записывают тему урока в тетрадях.

Актуализирован ные        знания                об опорных понятиях, необ- ходимых        для освоения нового учебного материала. логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

III

Выявле ние места и причин ы

затрудн ения

4-5 мин

1)

Организова ть фиксацию места где возникло затруднени е.

2)

организова ть выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднени я – тех конкретны х знаний, умений или способност ей, которых недостает для объяснения или формулиро вки

- Давайте

обратимся к следующему опыту:

Нечто подобное в 1825 году впервые в мире изготовил английский инженер

Вильям Стёрджен. Он брал согнутый стержень из мягкого железа с обмоткой из толстой медной проволоки (показываю). Для изолирования от обмотки стержень был покрыт лаком. (Я использую уже готовые катушки и одеваю их на железный сердечник). При пропускании тока (замыкаю цепь) железный стержень приобретал свойства сильного магнита, но при прерывании тока он мгновенно их терял (демонстрирую).

  • Как вы думаете, что изготовил Вильям Стёрджен? И что же я вам родемонстрировала?
  • Совершенно верно! Электромагнит!
  • Именно эта особенность, ребята, что магнитные свойства исчезают при прерывании тока, позволила широко применять электромагниты в технике.
  • Итак, ребята, проанализируйте всё то, что вы сейчас увидели и услышали, попытайтесь мне сказать – что же такое электромагнит? (Катушка с железным наконечником)
  • Каков его принцип действия? (Когда по виткам катушки течёт ток, то стержень обладает свойством магнита, при отключении тока магнитные свойства исчезают. Выше сказано, что цель урока не только объяснить, что такое электромагнит, но и исследовать

свойства электромагнита и его

Ученики отвечают-

Дают свои версии

Обнаружение учениками своей некомпетентност и в новой теме.

УУД постановки и        решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

применение.

4.

Первичн ое усвоени е материа ла.

7-8 мин

Работа в группах

Практическая работа

«Применение электромагнитов» 1 группа Оборудование: батарейка,

железный гвоздь, провод, покрытый изоляцией, стальные скрепки, магнитная стрелка.

Задание. Соберите самодельный электромагнит и убедитесь в его магнитных свойствах.

Запишите результаты своих наблюдений.

2 группа. Оборудование: батарейка, магнитная стрелка, катушка, стальной сердечник, реостат.

Класс делится на 5 групп.

Каждой группе дается отдельное задание

Учебные

Задание. Соберите электромагнит и убедитесь в его магнитных свойствах. Определите, на каком конце электромагнита будет северный полюс –N, а на каком – южный S. Проверьте на опыте, как сказывается на силе электромагнита наличие и отсутствие сердечника в нем.

Сделайте рисунки опытов в тетради. Запишите результаты своих наблюдений.

  1. группа Оборудование: батарейка, электрический звонок, ключ, провода, учебник физики.

Задание: Подключите электрический звонок к батарейке. Пронаблюдайте, что происходит при замыкании цепи.

  1. группа. Оборудование: батарейка, модель телеграфа, провода, ключ, учебник физики. Задание: Подключите модель телеграфа, ключ к источнику тока (см. рис 102 стр. 137)

Замыкая и размыкая цепь с помощью ключа, наблюдайте, что происходит.

  1. группа Задание: Используя предложенную литературу, составьте рассказ об изобретении электрического телеграфа.
  2. группа Задание:

Используя рисунок в учебнике стр. 137, расскажите о принципе работы электромагнитного реле.

Заслушиваем отчеты групп.

Обсуждаем ответы выступающих.

Развитие коммуникативн ых способностей

Выставляем оценки.

1 мин

Для разрядки напряжени я на уроке

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Руки выше, руки шире. Поворот направо, влево – Все мы делаем умело.

Одну ногу поднимаем, Этим площадь уменьшаем. А давление растет.

Выполняют упражнения

У        учащихся проходит напряженность

5.

Осознан ие        и

осмысле ние.

15 мин.

Развивать умения        и навыки решения физически х        задач, применени я полученны х теоретичес ких знаний на практике, в конкретной ситуации. Создавать взаимообуч ение

Для закрепления изученного материала группы ответят на вопросы

  1. группа. 1. Что такое

электромагнит?                2. От чего зависит, на каком конце электромагнита будет северный полюс –N, а на каком – южный S?Что нужно сделать, чтобы изменить полярность электромагнита? Проверьте это на опыте.        3. Как

изменится сила электромагнита, если увеличить число витков его обмотки?

  1. группа. 1. От чего зависит, на каком конце электромагнита будет северный полюс –N, а на каком – южный S?Что нужно сделать, чтобы изменить полярность электромагнита? Проверьте это на опыте.        2. Как

изменится сила электромагнита, если удалить сердечник из обмотки?        3. Как

зависит сила электромагнита от силы тока в его обмотке?

  1. группа 1. Назовите основные детали в устройстве звонка ( в случае затруднений загляните на стр. 136 учебника)        2.

Опишите принцип работы звонка (объясните, как он действует)

  1. группа 1.Назовите основные детали в устройстве телеграфа (в случае затруднений загляните на стр. 137 учебника)

2.По схеме объясните работу установки.

.

Творческое применение знаний,                умений и        навыков, усвоенных учащимися                при изучении                новой темы.

Коммуникативн ые:

управление поведением партнера; умение выражать        свои мысли.

Навыки работы с литературой, разными источниками информации

6.

Проверить

Молодцы! Отлично поработали!

Отвечают на

Регулятивные:

Система

усвоение

А сейчас я предлагаю вам угадать,

вопрос учителя

самоконтроль;

тизация

материала,

что находится        в черном ящике

оценивание

и

выявить

«Черный ящик» (необходимо

качества и

обобщен

пробелы        в

самому догадаться о назначении

уровня

ие.

понимании

устройства)

усвоения;

3 мин

материала.

На рисунке изображено устройство,

коррекция.

с        помощью        которого        подается

сигнал электрического звонка при достижении                определенной критической температуры. Когда в термометре достигается предельная температура, цепь замыкается, электромагнит в этой цепи замыкает        другую        цепь,

содержащую электрический звонок.

7.

Домашн ее задание. 2-3 мин

Объявить домашнее задание. Обеспечит ь самоопре- деление

учащихся в выборе домашнего задания

Обязательное домашнее задание

параграф 58, повторить. Дополнительное        домашнее задание  «4»  -  задание  12  (2,3)  с.

123.

«5» - предложите свой проект быстрого и простого способа очистки сыпучего строительного материала от железных или стальных предметов (гвоздиков, обрезков жести, железных опилок и

т. д.)Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами

Самостоятельны й        выбор                и осмысление учащимися        ха- рактера                и содержания домашней работы

8.

Рефлекс ия.

3 мин

Подвести итоги урока.

Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте        положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Предлагает следующее рефлексивное задание. "Разговор с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были уче- никами, сидели за школьной партой и изчали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего        урока

физики…Аргументируйте свой ответ

Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

Ученики осмыслили результаты своей работы на уроке,        оценили себя                как

субъектов деятельности. Коммуникативн ые: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка        –

осознание того, усвоено и что еще подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"

Решение задач «Закон Архимеда» Цели  урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...

« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"

Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...

МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.

содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...